- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Нарушенное соглашение
На стройплощадке Audi в Чанчуне в это серое утро царит оживленное движение. Двое рабочих соорудили в конце недостроенного монтажного цеха трибуну из дерева. Рядом с ней находятся большие стенды. Они показывают, как должен выглядеть уже построенный завод. В то время как наверху рабочие еще передвигаются по стальным балкам и сваривают растяжки, хостес уже ведут гостей в направлении трибуны — Audi празднует окончание строительства своего нового завода.
Приехал из Германии глава концерна Руперт Штадлер. Рядом с ним — команда руководителей Audi в Китае. "Мы относимся к китайскому рынку серьезно, очень серьезно", — провозглашает Штадлер. Аплодисменты и согласные кивки слушателей. Около 100 тыс. легковых автомобилей в год производят немцы на северо-востоке Китая. Новый завод будет готов летом 2009 года и должен удвоить мощности. "В 2015 году мы хотим продавать в Китае 200 тыс. автомобилей", — говорит Штадлер. До сих пор Audi получала прибыль от того, что китайский рынок легковых авто каждый год рос более чем на 15%. Однако в последние месяцы ситуация изменилась к худшему. "Мы ощущаем финансовый кризис, прежде всего на юго-востоке", — сознается Йоханнес Таммер, директор по продажам Audi в Китае.
Там, на юго-востоке страны, сотни тысяч маленьких и больших фирм производят товары для американского и европейского рынков — игрушки, подарки, стеклянные и керамические изделия. Сейчас почти во всех этих отраслях производство и сбыт драматическим образом рухнули. Если еще до недавнего времени многие эксперты и правительство в Пекине надеялись, что Китай со своим гордым рекордным показателем роста почти в 12% (в 2007 году) и гигантскими валютными резервами (в размере $1,9 трлн.) довольно мягко пройдет через кризис, то сейчас пришло отрезвление: мировое финансовое и экономическое потрясение полностью охватило Серединную империю — с возможными далеко идущими последствиями для социальной и политической жизни в стране.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЗолотые времена с двузначными показателями роста прошли. Хотя... "Непосредственное воздействие кризиса на нашу финансовую систему не очень велико! — говорит Вей Бенхуа, советник китайского центробанка. — Правительство больше беспокоится о реальном секторе экономики. Партийная пропаганда все еще сообщает, что рост экономики Китая в 2009 году может составить от 8 до 9%. Однако между собой политики уже давно проигрывают сценарии, которые выходят из значительно меньших темпов роста. Почти еженедельно аналитики и международные организации пересматривают свои прогнозы в сторону понижения. На 2009 год Всемирный банк называет для Китая прирост ВВП в 7,5%. А Май Юн, главный экономист по Китаю Deutsche Bank в Гонконге, ожидает рост на уровне 7%.
На страдающем от рецессии Западе такие показатели роста могут показаться значительными. Однако в Китае они приравниваются к "жесткой посадке", которой давно опасались. По опыту, Серединная империя вследствие молодости своего населения должна каждый год расти по меньшей мере на 8%, чтобы обеспечить работой выходящую на рынок рабочую силу.
Причина экономической слабости — исчезновение спроса на Западе. В США во второй половине 2008 года расходы на частное потребление в годовом исчислении сократились на 3,5%, считают аналитики. И это существенно отра-
зилось на экспортном балансе Китая. В ноябре впервые с 2001 года экспорт упал. На 2009 год перспективы еще хуже. Экономист Deutsche Bank Ma оценивает снижение до 4%. Это крах для страны, где экспорт обеспечивает 40% производительности экономики.
Прежде всего такая ситуация затронула дельту реки Жемчужной (китайское название реки Чжуцзян) в провинции Гуандун, известной также как Фабрика мира. Торговые сети, такие как Metro или Wal-Mart, превратили дельту реки Жемчужной в супердержаву дешевого производства. Почти все зажигалки, галстуки, кроссовки и тенниски, а также телевизоры, ноутбуки или цифровые камеры производятся здесь.
Однако там, где еще до недавнего времени круглосуточно двигались конвейеры, сегодня ширится отчаяние и запустение. В Донггуане, Шенжене или Гуанчжоу забиты ворота многих предприятий. Повсюду развешены таблички с надписями "Дешево продам завод". Только в первом полугодии 2008 года в долине реки Жемчужной прекратили работу 67 тыс. производителей дешевой продукции. В Фошане, откуда выходит 60% мирового производства керамики, остановили работу более половины предприятий. Кризис затронул и Гонконг, откуда отправляется большая часть товаров Made in China.
Но такое развитие ситуации частично форсировал сам Китай. Пекин хотел перебазировать производителей дешевых товаров в недостаточно развитые в промышленном отношении внутренние районы страны. А на востоке и юго-востоке вместо этого должны были обосноваться предприятия отрасли High-Tech. Поэтому для производителей дешевых товаров были отменены налоговые преференции, издан новый закон о труде и введены более жесткие требования по защите окружающей среды.
Однако теперь ситуация для правительства развивается слишком быстро. Почти каждую неделю высшие партийные чиновники приезжают на юг, чтобы воочию убедиться в создавшемся положении. Сотни тысяч рабочих уже потеряли рабочие места.
Однако не только ситуация в китайской экспортоориентированной промышленности вызывает беспокойство политиков. Тревожные сигналы идут и с рынка недвижимости. Тот, кто выезжает из Пекина в восточной части города, проезжает мимо бесчисленных новостроек, которые словно по мановению волшебной палочки были созданы девелоперами в последние годы. Километр за километром украшают ландшафт жилые дома. Однако многие из этих квартир пустуют. Одним из таких безликих жилых массивов является Guomei №1 — 18 серых домов, ни одного ниже 20 этажей. Его построила фирма Guomei Property два года назад. В то время квадратный метр стоил 500-600 евро. Многие пекинцы покупали даже тогда, когда цена квадратного метра в 2007 году возросла до 1400 евро. Большинство покупателей оставляли эти квартиры пустовать с намерением через пару лет продать их со значительной прибылью.
Однако своими сделками в Guomei №1 многие покупатели были горько разочарованы. С начала 2008 года цены падали. "Теперь, — говорит местный маклер по недвижимости Чонг Хенг из агентства Wanya, — владельцы просят примерно 1000 евро за один квадратный метр. Но они не находят покупателей, поэтому цены будут падать и дальше".
Цены на недвижимость в крупных населенных пунктах на востоке Китая за прошедшие месяцы упали на 10-20%. Ма, экономист Deutsche Bank, прогнозирует в 2009 году дальнейшее снижение цен на недвижимость на 20-30%. "Причиной такого бурного спада является то, что в Китае сильное замедление экономического роста наряду с влиянием финансового кризиса обусловлено еще и внутренним кризисом недвижимости", — говорит Йорг Вуттке, президент Европейской торговой палаты (EUCCC) в Китае.
Провал рынка недвижимости влечет серьезные последствия для других ветвей китайской экономики. Например, значительное сокращение заказов по всей стране отмечают производители цемента, стекла и стали. Половина китайского производства стали до сих пор шла на строительство квартир, домов и офисов. Кризис почувствовали и регионы тяжелой промышленности, такие как округ Венси на юге угольной провинции Шаньси. В этом округе проживает около 370 тыс. человек. Большинство живет за счет сталелитейного завода Shanxi Haixin Iron Steel Group, одного из самых крупных производителей стали Китая, а также за счет многочисленных стеклозаводов и магниевых фабрик, работающих в регионе. Однако с сентября 2008 года Haixin непрерывно снижает производство подукции.
По словам одного из рабочих, каждый десятый из примерно 13 тыс. работников сталелитейного завода уже выставлен за дверь. И хотя часть персонала, которую менеджмент еще не уволил, приходит на завод каждый день, большую часть времени они бездействуют, потому что работы больше нет. На интернет-форумах рабочие дают выход своей ярости: Haixin задолжал зарплату уже за два месяца. Неутешительно выглядит ситуация и в стекольной промышленности округа Венси. Рабочие рассказывают, что из приблизительно 100 заводов продукцию производят только два. "Число безработных быстро растет, число грабежей и краж увеличивается", — говорит один из них.
Все неспокойнее становится и на юго-востоке Китая — там, где находятся производители дешевых товаров. Недавно, например, управляемый гонконгскими инвесторами производитель игрушек Kaida Toys уволил несколько сотен рабочих. Они потребовали компенсации. Когда предприятие отказалось платить, рабочие разбили в бюро фирмы компьютеры и окна, потом дело дошло до столкновений примерно с тысячей полицейских. В конечном итоге менеджмент "сломался" и выплатил деньги.
Подобные события вызывают у правительства крайнюю озабоченность. Потому что до сих пор оно основывало свою легитимность на том, что обеспечивает 1,3 млрд. китайцев непрерывно растущее благосостояние. Люди получали одежду, холодильники и автомобили. За это они оставляли власть имущих в покое. Если это соглашение больше не работает, партия может очень быстро оказаться в трудном положении.
Поэтому премьер-министр Вэнь Цзябао предостерег недавно в партийной газете Qiushi: "Факторов, которые наносят ущерб социальной стабильности, будет все больше". Чжоу Тяньянь, экономист партийной школы в Пекине, опасается серьезного увеличения краж и нападений и считает, что социальная стабильность страны уже находится под угрозой. Безработица в городах, по словам Чжоу, может в 2009 году достичь 14% и привести к масштабным социальным беспорядкам. Таким образом, Китай находится перед самым большим вызовом с тех пор, как 30 лет назад Дэн Сяопин открыл опустошенную культурной революцией империю для внешнего мира и своими широкими экономическими реформами проложил путь последующему экономическому чуду.
Пекин панически боится того, что экономический кризис может привести к краху всей системы. Поэтому не проходит и недели, чтобы правительство не объявляло о новых мероприятиях по оживлению конъюнктуры. В ближайшие годы кабинет намерен вложить более 450 млрд. евро в строительство новых аэропортов, железнодорожных путей и дорог. За прошедшие два месяца центробанк четыре раза снижал ставки, последний раз — более чем на один процентный пункт. Более того, власти ослабили квоты на выдачу кредитов, а покупатели недвижимости с недавнего времени должны платить наличными деньгами уже не 30%, а только 20% от суммы покупки. Кроме того, за счет госсредств должно быть создано дешевое жилье и улучшена система здравоохранения в сельской местности.
Однако принесут ли эти мероприятия желаемый эффект — остается под вопросом, потому что только четвертую часть конъюнктурной программы правительство намерено финансировать из госбюджета. Остальные три четверти должны быть обеспечены за счет госпредприятий, местных администраций и банков (путем увеличения выдачи кредитов). К этому следует добавить, что часть инфраструктурных намерений была запланирована и так, а теперь ей просто отдается приоритет. Кроме того, многим проектам нужно время, чтобы показать свою эффективность. Эксперты также сомневаются, подходит ли "мягкая" денежная политика центробанка для оживления слабеющей конъюнктуры. "Смягчение кредитных условий во время слабых рынков акций и падающих цен на недвижимость будет безрезультатным", — считает Ян Амрит Позер, шеф-экономист Sarasin в Цюрихе.
Почти все мероприятия властей нацелены на то, чтобы снизить одностороннюю зависимость Китая от экспортной экономики и усилить внутреннее потребление. Однако существенной опорой конъюнктуры частное потребление стать не может — в том числе и потому, что, несмотря на многолетнее планирование, все еще отсутствует социальное страхование. Сегодня из страха, что они не смогут оплатить счет врача, если дети отравятся, например, зараженным молоком, китайцы все еще экономят каждый второй юань. А в это время экономика Китая остается экстремально уязвимой для внешних шоков.
В связи с более четким проявлением признаков кризиса иностранные предприятия в Серединной империи становятся все более нервными. "За исключением фирм, которые зарабатывают деньги на инфраструктурных проектах, все замечают быстрый провал своего бизнеса", — говорит президент EUCCC Вуттке. Концерн Volkswagen, например, который до сих пор радовался годовому увеличению продаж почти на 20%, в 2009 году ожидает стагнацию в реализации легковых авто. У "дочери" концерна — Audi — ожидания еще более скромные. Так, изначально на новом заводе в Чанчуне стоимостью 120 млн. евро планировалось производство в первую очередь нового внедорожника Q5. Однако теперь немцы хотят собирать здесь значительно меньший по размерам A4. Время больших автомобилей прошло. В том числе и в избалованном успехами Китае.