- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Наши в Альпах. Украинские итоги экономического форума в Давосе
Давос образца 2013 года собрал не меньше звезд политики и бизнеса, чем в предыдущие годы, но многие участники дискуссий сетовали на дежавю — как и несколько лет назад, их снова не оставляло "ощущение бессилия в условиях кризиса". Украину на форуме представлял президент Виктор Янукович, который приехал в Давос, чтобы донести до мирового инвестиционного сообщества, что Украина — цивилизованная и инвестиционно привлекательная страна. Однако программа его визита была сокращена до двух дней, а задача выполнена лишь частично. Президент успел засветиться на нескольких общих мероприятиях, которые, правда, не особо были важны для Украины. Например, на неформальном заседании "Фундамент для возрождения Европы" или пленарной сессии "Развитие стратегической инфраструктуры". В отличие от предыдущего форума, президенту так и не удалось провести двухсторонние встречи с коллегами. Исключением стала разве что встреча с премьер-министром Грузии Бидзиной Иванишвили. А заключенный в Давосе газовый контракт с Shell выглядел, с одной стороны, как демонстрация политики правительства по сокращению закупок российского топлива, а с другой — был призван продемонстрировать лояльность европейских политиков и бизнеса к Киеву. И если с последним повезло меньше, то задачу начать добычу сланцевого газа на своей территории Украина выполнила. Хотя до начала реальной добычи еще далеко.
Параллельно с основной площадкой форума ежедневно и ежечасно проходило множество менее масштабных, но привязанных к нему мероприятий — от национальных аналогов ВЭФ до закрытых вечеринок. В том числе и посвященные Украине. 24 января состоялся круглый стол по вопросам благотворительности: "RevolutiOnline.edu — онлайн-образование изменяет мир", а 25 января гостей Давоса от главной площадки ВЭФ отвлекла Украинская ланч-конференция, которые традиционно проводили Фонд Виктора Пинчука и инвестиционно-консалтинговая компания EastOne.
На этот раз главной темой Украинского ланча стала тема "Украина: Восток или Запад — ложная дилемма?". Фактически мероприятие подняло вопрос об интеграционных устремлениях Киева в новом ракурсе: не в черно-белом "или-или" — или ЕС, или Таможенный союз, а с учетом возможных различных "серых" вариантов. Перед началом ланча все присутствующие имели возможность проголосовать, в каком направлении необходимо двигаться стране. Как и следовало ожидать, большинство участников конференции — 57% проголосовавших — поддержали вступление Украины в Евросоюз. В то же время на стороне членства страны в Таможенном союзе оказалось лишь 6% участников. Но немало сторонников было и у промежуточных вариантов. Среди гостей мероприятия 14% выступили за двойное членство — и в ЕС, и ТС, 10% — за то, чтобы Украина с остальными членами ТС строила более широкую Европу, и 8% — за полный отказ от интеграции. Поклонники неоднозначных "серых" вариантов нашлись и среди представителей украинской власти.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaИ можно без хлеба
Не были представители власти и одинаково откровенны. Если Кожара с положенной ему дипломатичностью воздержался от критики в адрес Брюсселя, то Бойко под конец конференции не выдержал и возмутился: "Важно, чтобы диалог, который мы ведем с партнерами как с европейской стороны, так и с российской, был на равных. А сегодня наши отношения с ними похожи на отношения учителя с учеником, который получает домашние задания. Но мы не должны быть в роли ученика!". На что, впрочем, ему очень метко ответил бывший президент Польши Александр Квасьневский, сам побывавший в свое время в шкуре ученика: "Если вы выполните хорошо домашнюю работу в процессе подготовки, то вы будете в намного большем выигрыше во время членства или ассоциации с Евросоюзом".
Кстати, в отличие от Бойко, который, казалось бы, должен был идти с коллегой по Кабмину единым фронтом, практически в унисон с Кожарой выступил гость из ближнего восточного зарубежья — бывший заместитель премьер-министра и экс-министр финансов России Алексей Кудрин: "Более рационально (для Украины. — Ред.) двигаться в сторону российских стандартов, а дальше двигаться вместе к европейским стандартам". Правда, это, скорее, позиция самого Кудрина, который сейчас формально находится в оппозиции к Кремлю.
Превалирующее же в Москве мнение высказал Герман Греф, президент Сбербанка России и экс-министр экономического развития и торговли РФ. "Ощущение такое, будто мы выбираем между обедом у Виктора Пинчука и обедом с британской королевой. Но насколько мне известно, никто из сидящих здесь приглашения от нее на обед не получал", — заявил он, используя популярные во время ланча гастрономические аналогии, чтобы намекнуть, что в Европе Украину никто не ждет и, по сути, членство в ЕС ей никто и не предлагал.
Впрочем, для гостей это все выглядело разговором о высоких материях. С их стороны, особенно с точки зрения присутствовавших бизнесменов, интеграционный вектор определяется гораздо более прагматично. "Идти нужно ближе к деньгам", — заявил Александр Ярославский, владелец группы DCH. А российскому бизнесмену и основному владельцу "Смарт-Холдинга" Вадиму Новинскому, недавно получившему украинское гражданство, попросту ближе родная Россия. Хотя бизнесмен уточнил: "Я согласен с Германом Грефом. Прежде чем решать, куда идти, нужно сначала получить приглашение".
Неформальные интересы
Если у микрофона речь шла о стратегическом выборе, то в кулуарах поднимались в основном вопросы краткосрочной значимости. В частности, тема саммита Украина-ЕС, который пройдет в Брюсселе 25 февраля, и подписания соглашения о зоне свободной торговли нашей страны с ЕС. Ожидания гостей ланча от предстоящего саммита едва ли можно назвать завышенными. Скорее наоборот — они ожидают от мероприятия традиционной формальности. "Вся работа проводится до саммита. Саммит — это торжественное подведение итогов", — говорит Роман Шпек, бывший глава постоянного представительства Украины при ЕС и в настоящее время — старший советник Альфа-Банка в Украине. Повестка дня подобных саммитов всегда состоит из трех блоков вопросов — ситуация в ЕС, ситуация в Украине и двусторонние отношения, а также международные вопросы, представляющие общие интересы. По словам Романа Шпека, на февральском саммите со стороны Украины, скорее всего, будет много вопросов относительно будущего Евросоюза с учетом продолжающегося кризиса, рецессии в еврозоне и угрозы выхода отдельных стран. Брюссель со своей стороны будет интересоваться бюджетом Украины на 2013 год, ее экономическим ростом и программой сотрудничества с МВФ, а также избирательным правосудием и реформой судебной системы.
Но главным событием года должен стать не саммит, а подписание соглашения об ассоциации и ЗСТ, о котором как представители украинской власти, так и гости из Брюсселя говорят уже как о вопросе решенном. Накануне украинского ланча президент Янукович и представитель Евросоюза в Украине Ян Томбинский заявили, что этот договор будет подписан в ноябре в Вильнюсе во время встречи членов программы Восточного партнерства ЕС. "Это реалистичные сроки, — полагает Роман Шпек. — К этому моменту можно будет завершить все юридические процедуры". Помешать этому долго откладывавшемуся событию уже едва ли что-то сможет, если Киев выполнит условия, выставленные Евросоюзом два месяца назад. Кроме того, Украине будет только на руку ожидаемое восстановление сотрудничества с МВФ, полагает польский депутат Европарламента Марк Сивец.
Не смутила участников ланча даже обнародованная накануне новость, что Британия готовится к референдуму о выходе из ЕС. Казалось бы, это должно было вызвать сомнения в правильности интеграции в Евросоюз, из которого страны-члены чуть ли не разбегаются. Но реакция оказалась противоположной. Европейцы отнеслись к новости достаточно оптимистично. "Британия заявила в 2013 году, что может провести референдум между 2015-м и 2017-м. Это не кажется реалистичным", — считает Хавьер Солана. А украинцы традиционно предпочли не вмешиваться. "Это суверенное дело Великобритании. Это не отражается на тех вопросах европейской интеграции, которые сегодня интересуют Украину", — прокомментировал Леонид Кожара новость с Туманного Альбиона. Видимо, на алтарь европейской интеграции уже положено столько лет технической работы и переговоров, что теперь, в преддверии создания ЗСТ с Евросоюзом, Украину уже не так легко отпугнуть.