НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Навар на эфире

Традиционные радиостанции перекочевывают в интернет.
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Традиционные радиостанции перекочевывают в интернет.

Австралийский мультимиллиардер Руперт Мердок сделал свое состояние на медиабизнесе. Сегодня в сферу влияния медиамагната входят 780 активов, а его империя News Corporation Ltd стоит более $67 млрд. Предпочтение Мердок отдает покупке ТВ-каналов и печатных изданий. А вот радиостанций у одного из самых влиятельных людей в мире немного — всего три. Мердок предпочитает получать прибыль в больших размерах, не оттягивая время.

В отличие от американского миллиардера украинские инвесторы готовы вкладывать в радиобизнес сотни тысяч долларов и ждать от трех до пяти лет, пока их вложения начнут приносить прибыль.

На сегодняшний день Украина обеспечена радиостанциями в полной мере — в общей сложности их насчитывается 397 (для сравнения, в России — 1975, в Беларуси — 62). Информационный и музыкальный "голод" украинских радиослушателей готовы утолить как небольшие региональные FM-станции, так и крупные медиахолдинги. Первые моментально улавливают изменения и новые веяния рынка, предпочтения потребителей, поскольку могут хоть ежедневно менять стиль и формат (с поп- на рок-направленность и т. п.). Вторые объединяют под одной крышей несколько радиостанций, специализирующихся на разных жанрах и стилях. Среди наибольших можно выделить "Радио-холдинг" (Kiss FM, "Хит ФМ", "Русское радио"), "Украинский медиахолдинг" ("Европа плюс Украина", "Взрослое радио", "Авторадио", "MusicРадіо", "Джем ФМ"), Communicorp Group ("Наше радио" и "Радио Апельсин").

Источники доходов

На создание радиостанции с нуля у инвестора уйдет от $200 млн. Эксперты утверждают, что через три-пять лет эта сумма окупится в полной мере. Источников дохода — три. В первую очередь — это реклама. По словам директора "Русского радио Украина" Сергея Кузина, поступления от рекламы вообще составляют около 100% дохода его компании. Так, в 2006 году украинские радиостанции заработали в общей сложности около $26,5 млн., а в 2007 году, по предварительным данным, эта цифра достигла почти $40 млн. Для сравнения: только одна средняя по величине и раскрутке FM-станция в США и Западной Европе ежегодно приносит своим владельцам от $20 млн. до 30 млн. прибыли.

В настоящее время лишь некоторые радиостанции могут "похвастаться" довольно высоким, по украинским меркам, уровнем доходности. К примеру, "Русское радио", "Гала Радио", "Европа Плюс", "Хит ФМ", "Радио Шансон", "Ретро ФМ" и некоторые другие. Большую роль играет известность бренда той или иной станции. По оценкам экспертов рынка, такие радиостанции приносят своим владельцам от $500 тыс. и более в год.

Доходные "сливки" достаются в основном холдингам. Это и понятно, ведь объединение в одну мощную структуру позволяет делить и рекламный рынок, и заказчиков, дает возможность "перебрасывать" программы с одной волны на другую без ущерба для общего дела. Немаловажную роль играет и большое количество слушателей. Хотя и локальные станции имеют для рекламодателя свои преимущества. "Они гораздо ближе, теплее, понятнее на эмоциональном уровне. Свой мгновенный контакт с аудиторией они могут перевести в деньги", — объясняет господин Кузин.

Вторая доходная статья радиостанции — активные слушатели, которые не стесняются звонить, поздравлять, заказывать музыку или участвовать в каких-то передачах. Ведь зачастую звонки по радио — платные, говорит Власта Шовковская, директор по внешним связям благотворительного фонда "Развитие Украины".

Третьим финансовым потоком становятся "заказные" передачи. Ведь хороший клиент может приобрести эфирное время на год, обеспечив, таким образом, стабильный приток капитала. Для того чтобы повысить свою доходность, современным радиостанциям необходимо стать несколько информативнее. По мнению экспертов, им следует уделять больше внимания бизнесменам, журналистам и всем, кто стремится получить доступ к деловой информации в течение дня. Станций, которые "крутят" новости в Украине, очень мало, и ограничиваются они обычно новостями, "вытянутыми" из интернета.

Волны катятся в online

В то же время до Украины докатываются и мировые тенденции. А они говорят о том, что на смену радиоприемникам со временем придет интернет-формат.

Идеальное радио может быть реализовано только в интернете, считает Сергей Кузин. Прежде всего потому, что оно ежесекундно отвечает потребностям каждого клиента. И для этого в Украине есть немалый потенциал. Ведь украинское население пока только начало знакомиться с интернетом. Постоянный доступ в Сеть имеет на сегодняшний день всего 21% населения. Из них 18% — постоянные пользователи, 10% имеют доступ к интернету из дома.

Средств для открытия своей online-станции нужно не так уж и много, а основная статья дальнейших расходов сводится к поддержанию сайта (около $50). Сегодня таких радиостанций в Украине зарегистрировано более ста, а само направление растет ежегодно на 30-40%.

Впрочем, слушать радио в интернет-формате — экзотика для большинства украинцев. И именно это пока еще тормозит развитие online-станций как полноценной сферы бизнеса. Несмотря на то, что доходы от интернет-радио в мире растут, украинские online-проекты пока еще балансируют на уровне окупаемости. Да и незачем организовывать станцию, не имея постоянного бесперебойного доступа в Сеть. Поэтому интернет-формат в Украине — пока что удел энтузиастов и любителей. По мнению Власты Шовковской, так будет продолжаться еще достаточно долгое время. А главенствующую роль тем временем будет занимать FM-диапазон, который и престижнее, и выгоднее.

FM в цифрах

В среднем на прослушивание радио украинец тратит 66 минут в день. Больше уходит лишь на пешие "прогулки" (передвижение, 91 минута) и просмотр телепередач (146 минут). Деловую информацию из радиоэфира черпают лишь 5% граждан, в то время как прессу, телевидение и интернет в этих целях используют 44%, 12% и 39% соответственно.

Если в 2005 году радиоэфир в качестве источника интересной информации воспринимали 10% граждан, то в 2006-м — уже 9%, а в 2007-м и вовсе 5%. Основная же "ценность" радиостанции для украинского слушателя — музыка.

Источник: данные исследовательской компании GFK.