НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Небесполезные безделушки

Чем роскошнее и блистательнее женщина, тем более горд и счастлив ее мужчина. Отрадно, что драгоценность, купленную в подарок даме сердца, можно легко трансформировать из статьи в списке расходов в выгодное капиталовложение. Главное — с умом выбрать украше
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Чем роскошнее и блистательнее женщина, тем более горд и счастлив ее мужчина. Отрадно, что драгоценность, купленную в подарок даме сердца, можно легко трансформировать из статьи в списке расходов в выгодное капиталовложение. Главное — с умом выбрать украшение, а время уже сделает его фамильной ценностью.

Если относиться к выбору украшения как к серьезному капиталовложению, следует учитывать несколько правил. Во-первых, следует избегать модных тенденций. Классика в любое время считается одним из наиболее солидных подарков. Вкладывать деньги нужно в произведения искусства, а такие украшения зависят не от моды, а от высоких технических характеристик и грамотной работы мастеров.

Во-вторых, лучше отдавать предпочтение проверенным фирмам-производителям, чьи имена фигурируют на рынке много лет и успели завоевать авторитет качества. Классических ювелирных домов в мире немного. Самые известные из них — дома Cartier, Faberge и Tiffany, продукция которых проверена десятилетиями. Более молодые ювелирные дома, выпускающие качественные изделия, — это Van Cleef & Arpels, De Beers, Damiani, Chaumet, Boucheron, Garrard, Harry Winston, De Grisogono, Pasquale Вruni, Buccellati и Balmain.

И, в-третьих, важно уделять должное внимание художественной красоте драгоценности. Существует до десятка различных расцветок золота и сотни драгоценных и натуральных камней, которыми его украшают. Большинство женщин предпочитают выбирать украшения самостоятельно, но некоторые представительницы прекрасной половины либо намеком, либо говоря прямо подталкивают избранника к выбору того или иного подарка.

"Когда муж решил подарить мне на двадцатилетие свадьбы кольцо с крупным бриллиантом, он выбирал украшение по моим подсказкам, — рассказала Евгения Губская, владелица фитнес-центра "Фаворит" и жена Бориса Губского, политика и крупного землевладельца. — Я незаметно подкладывала картинки из ювелирных журналов, чтобы муж понял, что именно я хочу". Супруга народного депутата Верховной Рады от фракции Партии регионов Анатолия Кинаха Марина считает, что лучше, когда женщина выбирает подарки сама. "Обычно я сама выбираю украшение, а муж только оплачивает его", — говорит она. Президент модельного агентства Karin MMG и бывшая жена президента компании "Киевстар" Игоря Литовченко Влада уверена, что в выборе подарков женщина должна ставить конкретные требования: "Когда женщина хочет получить от мужчины подарок, нельзя просить купить ей "какое-то колечко". Ведь не стоит себя недооценивать — подаренное украшение можно не просто носить, а передавать из поколения в поколение".

Фамильные ценности благородных семейств Женщины редко задумываются о ювелирных изделиях как об инвестициях — это прерогатива мужчины. Известная модница Александра Кужель, заместитель министра регионального развития и строительства Украины, признается, что самой ей жалко тратить деньги на дорогие украшения: "У меня очень большая коллекция украшений (собираю их с восемнадцати лет), но 80% из них — бижутерия. Но вот муж и сын предпочитают дарить мне драгоценности — практически все мои дорогие украшения куплены ими".

Дамам свойственно выбирать украшения таким образом, чтобы их можно было передать по наследству. Например, Инне Перевезенцевой-Окатовой, которая совместно с мужем Сергеем Окатовым владеет отелем "Воздвиженский", первые в жизни бриллианты достались от бабушки. А о сданном в лом в советские годы фамильном кулоне прабабушки Инна до сих пор вспоминает с болью в голосе: "Хотя мне было всего пять лет, когда мама решила поменять золотой кулон с бриллиантами и жемчугом на советское кольцо с рубином, я хорошо запомнила семейную реликвию, — рассказала Инна Перевезенцева-Окатова. — Для меня драгоценность представляет не только художественную ценность, но и способ фамильного вложения денег".

В то же время многие женщины признаются, что и сами рассматривают украшения как способ успешного капиталовложения. Татьяна Логуш, президент фонда "Мистецька скарбниця" и жена генерального директора компании "Kraft Foods Украина" Юрия Логуша, отметила, что для нее украшения — не просто ценности. Госпожа Логуш обращает внимание в первую очередь на качество изделия, на его марку: "Восемь лет назад я купила антикварный браслет с розовым жемчугом Damiani, и он не тускнеет, не падает в цене, — говорит она. — Для меня Damiani вообще очень символичная марка — моего деда звали Дамиан".

Все цвета золота Предпочтения супруг отечественных бизнесменов в единую картинку не складываются. Если Марина Кинах останавливает свой выбор на скромных с виду украшениях — нитках жемчуга и мелких золотых кольцах марки Zancan, то Евгения Губская любит замысловатые украшения марки Webster и бриллианты Cartier. Валентина Малая, которая вместе с мужем Максимом Малым владеет компанией Raffinade group, предпочитает украшения с акцентом на крупные камни — сапфиры, изумруды и бриллианты.

В среде художников по металлу (как они себя называют) сейчас больше котируется "белое" и "лимонное" золото. Белое золото — это сплав золота и палладия, а лимонное — золота и серебра. Причем цвет зависит от количества примеси второго благородного метала. Примешивая постепенно золото к серебру, можно получить зеленый, потом желто-зеленый, желто-белый и, наконец, лимонный оттенок. Кроме этих, известных всем цветов, в "драгоценных" делах существуют свои инновации. Недавним изобретением считается черное золото. Оно весьма необычно и хорошо сочетается с полудрагоценными камнями и белым золотом. Последнее открытие в ювелирном деле — голубое золото. Разрабатывал его аргентинский ученый Антониасси на протяжении восьми лет, но секрет он не спешит открывать и сейчас. Ученые полагают, что таинственная голубая примесь в золоте — металл кобальт.

Модно сочетать с золотом полудрагоценные камни. Все чаще как в украинских, так и в иностранных изделиях рядом с бриллиантами находят место бирюза, оникс, горный хрусталь, яшма, розовый кварц. Особое требование к бирюзе — отсутствие характерных темных прожилок и вкраплений. Камень должен быть чистым. Сейчас популярны резные самоцветы, округлые формы менее распространены. Что касается формы изделий, то в почете изделия гибких, абстрактных форм. Хотя здесь важно не прогадать с "сюжетом" — не следует выбирать массивное украшение с большим камнем и сложным рисунком. Такое быстро приедается и запоминается, а значит, либо быстро станет неинтересным, либо будет редко носиться владельцем.

Бриллианты для семейных праздников Украинские бизнес-супруги признаются, что случаи, по поводу которых можно было бы надеть роскошные украшения, предоставляются редко. Жена мэра Киева Леонида Черновецкого Алина Айвазова, обладающая приличной коллекцией украшений, носит их обычно в заграничных поездках, потому что в Украине ее настоящие многокаратные бриллианты принимают по незнанию за бижутерию.

В то же время Александра Кужель делает совершенно наоборот — ее бижутерия кажется настоящими драгоценными украшениями. Хотя есть у госпожи Кужель и действительно ценные вещи: "У меня есть кольцо и серьги из итальянского золота, которые я планирую сделать фамильными. Этот набор имеет специальный сертификат, я им дорожу и редко надеваю".

Евгении Губской супруг однажды подарил очень ценное колечко с двадцатикаратным бриллиантом от Cartier. Цена на камни настолько больших размеров исчисляется в десятках и сотнях тысяч долларов, и Евгения Губская надевает кольцо только на особые события. "На Западе такие массивные украшения на руке носить не принято, ведь вещи подобного уровня ценны фактом обладания, а не ношения, — рассказывает Евгения. — Драгоценности кладут в банк и носят копии. А я стараюсь жить по западным меркам — мое кольцо лежит в банке, а я перед важными праздниками специально его забираю. Но надеть такое украшение я могу только на семейные праздники — ведь это вещь, купленная для семьи".

Влада Литовченко также старается жить по западным меркам, но совершенно в другом смысле. Ее драгоценности также хранятся в банке, а в повседневной жизни она носит предоставленные ей модели от ювелирных компаний. Собственные же украшения госпожа Литовченко носит редко.

Татьяна Логуш надевает свои драгоценности на балы и особо важные светские приемы. Все остальное время также хранит их в банке. Особенно Татьяне обидно, что лучшее из ее украшений не подходит по размеру на палец: "Мой муж недавно подарил мне очень красивый перстень с большим изумрудом. Это мой любимый камень, но я так ни разу его и не надела, потому что кольцо мало и его придется отнести в салон на растяжку".

Игорь Лобортас, совладелец ювелирного дома "Лобортас и Карпова"

Чтобы капиталовложения в ювелирные изделия были выгодными и спустя годы, нужно коллекционировать произведения искусства современных ювелиров (которых, к сожалению, очень мало). Классические ювелирные дома, такие как Cartier и Faberge, давно не создают новых раритетных драгоценностей, выпуская лишь тиражную продукцию, которая устаревает вместе с модой. Следует определить и тех ювелиров-современников, которые создают шедевры и не "тиражируют" свое мастерство, точно так же, как и в живописи, скульптуре и любом другом виде искусства.

На мой взгляд, из европейских домов, создающих вещи инновационные, наиболее интересен дом Buccellati (но не тиражные работы, а единичные, коллекционные). Из российских ювелиров качественные и художественные изделия (от светских до кабинетных украшений) делают ювелирный дом "Моисейкин" и фирма "Сирин".

После покупки коллекционное украшение обязательно следует демонстрировать, потому что если предмет искусства не публичен, он умирает. Есть множество примеров, когда драгоценность находилась взаперти в течение десятков лет, мир о ней забывал, а когда наступала пора продать украшение, то приходилось заново пропагандировать и доказывать его ценность. Разбогатеть, вложив деньги в одно изделие, практически невозможно. Нужно годами правильно подбирать предметы для коллекции, демонстрировать их на специализированных выставках, продавать менее ценные, покупать взамен более серьезные.

Золото, жемчуг, драгоценные камни и бриллианты до шести каратов, которые не являются уникальными, колеблются в цене в привязке к валютным котировкам. Крупным вложением являются драгоценные камни от шести каратов и выше. И сложнее всего здесь приходится с бриллиантами.

Дело в том, что у бриллиантов есть три важнейшие характеристики — чистота, цвет и огранка (геометрия). Если покупателю предлагают бриллиант в двадцать каратов по низкой цене (а стоимость лучших из таких бриллиантов измеряется десятками и сотнями тысяч долларов за карат), значит, такой камень имеет отклонения в каком-то из параметров, а то и во всех сразу. Или, вероятно, это обман. Но даже если у бриллианта все три характеристики в норме, то не факт, что геометрия камня не имеет отклонений, ведь здесь существуют четкие законы. Из алмаза в четыре карата можно выгранить и круглый двухкаратный бриллиант в 57 граней, но с нарушением геометрии (это обычному человеку порой просто неизвестно), а на самом деле правильный камень может быть выгранен весом около одного карата — только тогда бриллиант будет соответствовать всем требованиям. Такой двухкаратный бриллиант продают немного дешевле, а покупателю невдомек, что на самом деле он переплатил за однокаратный бриллиант, который так и не доведен до совершенной огранки. Но такие сложности возникают только при покупке бриллиантов — недостатки сапфиров, изумрудов, рубинов видно сразу, но их определяют уже по другим критериям.