НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Немалые запросы

Как стимулировать развитие среднего и малого бизнеса в Украине


В апреле прошлого года вступил в силу закон о развитии и господдержке среднего и малого бизнеса в Украине. Документ должен был обеспечить благоприятные условия для развития небольших предприятий. Но, по словам Юлии Коротковой, старшего консультанта департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в Украине, на сегодняшний день реализация данного закона является только номинальной.

Масла в огонь подливают и постоянные изменения в Налоговый кодекс — с 2010 года в документ были внесены сотни поправок, касающиеся налогообложения бизнеса. "Последние пять лет стали испытательным сроком для предпринимателей Украины", — отмечает начальник департамента розничных продаж УкрСиббанка BNP Paribas Group Андрей Кашперук. С начала финансового кризиса средние и малые предприниматели фактически остались без доступа к ресурсу, а банки заняли "острожную" позицию, кредитуя лишь самых надежных. Зачастую это приводило к парадоксу — деньги получали лишь те, кто мог бы развиваться и без банковских средств. "Инвестгазета" спросила у экспертов, какие факторы могли бы стимулировать развитие среднего и малого бизнеса (СМБ).

Государство в помощь

Главным виновником предпринимательских бед принято считать государство. Эксперты нарекают на отсутствие четких правил игры, постоянно меняющее законодательство и неработающие механизмы поддержки частного бизнеса. "Поддержка, прежде всего, должна выражаться в создании благоприятного налогового климата и, конечно же, должно быть обеспечено постоянство нормативно-правовой базы на протяжении хотя бы нескольких лет", — сетует заместитель правления Энергобанка Наталия Шипоша. В свою очередь Андрей Гидулян, начальник управления развития малого и микробизнеса Райффайзен Банка Аваль, говорит, что Украина ничем не отличается от других стран, и "лекарства" давно известны. Среди них — обеспечение инвестиционно-привлекательной бизнес-среды, что возможно за счет эффективной системы государственного управления, искоренения коррупции, упрощения регуляторной политики и снижения административного давления на бизнес.

Андрей Гидулян также жалуется, что принцип "лавочников", который был сформирован еще со времен президентства Леонида Кучмы, серьезно повлиял как на имидж малого предпринимательства в обществе, так и непосредственно на отраслевую структуру. Как результат, львиную долю в структуре малого бизнеса занимает торговля и услуги. Украинская экономика нуждается в качественных изменениях: государство должно стимулировать развитие наукоемких производств, новых бизнесов, которые бы в результате обеспечивали развитие инфраструктуры и сферы торговли.

Доступные банки

Вопрос финансирования — еще одна важная проблема, которую необходимо решить предпринимателям. Восемь из десяти украинских банков декларируют на своих сайтах, что работают с предпринимателями. Средняя ставка по кредитам составляет 19-20% годовых в гривне. На практике такая стоимость ресурсов является неподъемной для многих компаний, поэтому темпы роста кредитования среднего и малого бизнеса невысокие. "Многое упирается в стоимость ресурсов, которая сегодня слишком высока для большинства представителей СМБ", — говорит

Борис Шарипов, начальник управления развития и продажи продуктов Банка Национальный Кредит. Банкир напоминает, что с целью поддержки и развития малого и среднего бизнеса Нацбанком, Кабинетом Министров и немецким Кредитным учреждением для восстановления (KfW) создан немецко-украинский фонд. Учреждение предоставляет льготное финансирование компаниям через банки-партнеры на льготных условиях. Если говорить об отраслевой специфике поддержки СМБ, наиболее комфортные условия созданы в сельском хозяйстве, проектах, связанных с энергоэффективностью и энергосберегающими технологиями, пищевой промышленности, легкой промышленности, "зеленом" туризме и сфере общественного питания.

Кроме традиционных кредитов, финансисты предлагают обратить внимание на такие инструменты, как банковские гарантии или лизинг. За счет первых можно компенсировать нехватку оборотных средств, за счет лизинга — минимизировать стоимость заемных средств.

"В прошлом году финансирование среднего и малого бизнеса составило более половины лизинговых портфелей. Среди наиболее активных клиентов в этом сегменте были дистрибуционные предприятия, пищевая промышленность, международные и внутренние перевозки, сельское хозяйство, производство и переработка", — отмечает региональный менеджер Scania Credit в Украине, Беларуси и Казахстане Александр Белоусов. По его словам, высоким спросом пользуются лизинговые продукты с привязкой к курсу валюты.

По таким договорам обязательства привязаны к доллару или евро, хотя оплаты осуществляются в гривне по согласованному курсу. Это делает финансирование более доступным. Так, при первом взносе на уровне 30% и сроке на четыре-пять лет, удорожание составит 4-6%. Кроме традиционного финансирования обновления оборудования и промышленных мощностей, в этом году лизинговые компании будут предоставлять услуги промышленным предприятиям на создание собственных транспортных парков. Более активно услугами лизинга начинают пользоваться компании агросегмента.

Законные штучки

Среди организационно-правовых форм наиболее популярными вариантами для создания среднего и малого бизнеса остаются физические лица-предприниматели и общества с ограниченной ответственностью. По словам Андрея Гидуляна, если первая является формой организации бизнеса теми, кто пытается оптимизировать свои расходы и весьма скептически оценивает потенциал своего бизнеса, то вторая позволяет в простых формах привлекать дополнительных частных инвесторов.

Андрей Кашперук из УкрСиббанка напоминает, что в Налоговом кодексе есть пункты, стимулирующие создание обществ с ограниченной ответственностью. До конца 2015 года плательщики налога на прибыль могут применить ставку налогообложения в размере 0%. Право на "налоговые каникулы" есть у всех компаний, зарегистрированных в течение последних трех лет, ежегодный объем доходов которых задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн. грн., а среднеучетная численность работников в течение трех лет не превышала 20 человек. Также на льготу могут претендовать юридические лица-плательщики единого налога, у которых за последний год объем выручки составил до 1 млн. грн., а число работников — до 50 человек.

Юлия Короткова также обращает внимание на положения закона о занятости населения и мартовское постановление Кабмина, утверждающее порядок компенсации работодателям части фактических расходов, связанных с уплатой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Начиная со следующего года работодатели будут иметь право на компенсацию части фактических расходов (в размере 50%) от суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Для получения такой компенсации необходимо выполнить ряд условий (создание нового рабочего места и трудоустройство сотрудника путем заключения трудового договора; выплата заработной платы в течение 12 календарных месяцев со дня заключения трудового договора в размере не менее трех минимальных заработных плат). В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.