НБУ курс:

USD

41,99

-0,00

EUR

43,63

--0,01

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Немецкий шанс Европы

Германия возглавила Европейский Союз.

Германия возглавила Европейский Союз.

Последний саммит ЕС незадолго до Рождества исчерпал терпение президента Франции Жака Ширака. На повестке дня одна незначительная тема шла за другой, и собравшиеся главы государств и правительств стран ЕС не видели этому конца. "Первые 15 делегаций сделали хорошие доклады, но следующих 10 очень утомили публику", — отметил Ширак в Брюсселе. По мнению француза, в будущем на выступление должно выделяться не более трех минут. И для того чтобы это правило действительно выполнялось в первом полугодии 2007 года, он порекомендовал новому председателю — федеральному канцлеру Ангеле Меркель — прекращать речь присутствующих звоном колокольчика. В следующие шесть месяцев жесткое руководство действительно будет необходимо Европе. Германия получила председательство в Евросоюзе в то время, когда европейское сообщество находится в безнадежном состоянии. Хотя ЕС еще не "переварил" большой круг расширения 2004 года, после вступления Румынии и Болгарии количество стран-членов возросло до 27. Кроме того, Евросоюз еще не отошел от шока 2005 года, когда население двух важных стран ЕС — Франции и Голландии — отклонило на референдуме европейскую конституцию. "Кризис, в котором мы находимся, не может быть четко определен, но он очень глубокий", — сказал Николя Саркози, кандидат на пост президента Франции от консерваторов. Как раз эта "размытость" и отличает сегодняшний кризис от других тяжелых времен, которые были у Евросоюза со времени его основания 50 лет назад. ЕС растет слишком быстро, причем без изменения принципов управления. Сейчас евросообщество переживает настоящий ориентационный кризис. На каких позициях он стоит? Куда он идет? Сколько еще может расширяться? Ответов пока нет. Неудивительно, что европейцы уже не так доверяют Евросоюзу. Согласно последнему опросу Eurobarometer, только треть респондентов считают, что ситуация в ЕС развивается в правильном направлении. В Германии этого мнения придерживаются только 28%. И уже мало кто думает, что ЕС может обеспечить личное благосостояние. Согласно опросу Федерального объединения немецких банков, 71% немцев не ждут, что Европа в ближайшие 10-15 лет станет экономически самым сильным регионом мира. Поэтому на канцлера Ангелу Меркель, которая до сих пор достаточно успешно действовала на международной арене, возлагаются большие надежды. 25-страничная повестка дня немецкого председательства в ЕС предусматривает не только "оживление" конституции ЕС, но и значительное снижение бюрократии, а также разработку европейской энергетической концепции.

Реанимация конституции


В федеральном правительстве также растет скепсис. Уже много недель Меркель старается умерить международные ожидания, потому что председатель ЕС должен не только ставить задачи себе, но и обрабатывать то, что осталось от предшественников. "Председательства дополняют друг друга как звенья одной цепи", — сказал недавно избранный председатель Европарламента немец Ханс-Герт Петтеринг (ХДС). Прежде всего, необходимо сформировать Евроконституцию, которая придаст ЕС новую форму и структуру. Но это сверхсложное задание, "твердый орешек", как отметил Гернот Эрлер (СДПГ), государственный министр Федерального министерства иностранных дел. Время поджимает. Самое позднее конституция должна вступить в силу перед европейскими выборами 2009 года. Если члены ЕС своевременно не договорятся, будущая Еврокомиссия, согласно действующему еще Договору Ниццы сократится с 27 до 18 членов — не каждая страна-участница сможет в будущем посылать в Брюссель своего еврокомиссара. Такой вариант не нравится многим странам и обеспечивает их готовность к сотрудничеству. "Наша цель состоит в том, чтобы в конце нашего председательства представить конкретный план, в котором будут указаны временной план и контуры решения вопроса", — заявил министр иностранных дел Фанк-Вальтер Шайнмайер. Конечно, пока позиции правительств лежат еще далеко друг от друга. Вариант конституции, предлагаемый французом Саркози, отклоняется немцами. "Успех не будет минимальным, все-таки 18 стран уже ратифицировали конституцию", — считает Меркель. В то же время она знает, что Великобритания и некоторые новые члены, такие как Польша, настроены весьма скептически. Кроме того, предстоящие перемены в политическом руководстве Великобритании и Франции дополнительно усложняют ситуацию с переговорами. Миллиметр за миллиметром 27 членов ЕС должны идти навстречу друг другу. В ближайшие недели назначенные шерпы будут искать общие позиции в столицах европейских государств ЕС. План Меркель такой: первым серьезным шагом должно стать издание к 50-й годовщине Римского договора 25 марта так называемой "Берлинской декларации". Она должна будет очертить будущие цели и ценности Евросоюза. "На одной-двух страницах, красивым и ясным языком", — подчеркнула Меркель.

Экономическое сближение с США


Конституция, однако, не единственная задача. В Агенде Меркель стоит также более тесное экономическое сотрудничество между ЕС и США. "Мы должны следить за тем, чтобы не отдаляться друг от друга, а сближаться там, где это выгодно обеим сторонам", — заявила Меркель, имея в виду различные технические, правовые нормы и стандарты финансового рынка. От витающей в Берлине идеи Трансатлантической зоны свободной торговли (Tafta) Меркель отошла и выступает теперь за "трансатлантическую экономическую кооперацию". Это вызвало серьезную критику — правительство намерено создать тайный защитный барьер против азиатской конкуренции. "Усиленная экономическая кооперация ни в коем случае не может рассматриваться как протекционистское мероприятие против азиатских рынков или России", — заверил Маттиас Виссманн, председатель комитета бундестага по вопросам Европы. После того как Меркель в прошлый четверг обсудила эту тему с Джорджем Бушем во время своего визита, первые конкретные решения ожидаются уже на весеннем саммите EС-США. Перспективы успеха в других темах, которые выносятся на председательство Германии, значительно ниже, хотя федеральное правительство и поставило себе высокие цели. Например, в энергетической сфере. На весеннем саммите в Брюсселе в начале марта должен быть принят "План действий по эффективному использованию энергии", в котором речь пойдет о безопасности поставок, энергетической эффективности, эмиссионной торговле и будущих энергетических смесях. Кроме того, к 1 июля должна быть завершена подготовка к функционированию европейского внутреннего рынка электроэнергии и газа. Однако, по мнению правительственных кругов ФРГ, все это "достаточно маловероятно". Кроме того, заключение энергетической хартии с Россией, которая поставляет ЕС четвертую часть нефти и газа, также вряд ли достижимо из-за отсутствия заинтересованности у русских.

Вопрос защиты климата


Германия хочет разрешить промышленности на период с 2008 до 2012 года более высокий, чем допускает Брюссель, выброс CO2 . Таким образом, она рискует оказаться в роли ученика, который не выполняет свои домашние задания, но, несмотря на это, полгода хочет изображать старшего преподавателя. Вопрос снижения бюрократии. Немцы хотят упростить правила, но совсем недавно сами выступали за создание новых спорных учреждений. Таких, например, как Агентство ЕС по основным правам в Вене, которое должно начать свою работу в марте. Имеющийся у WirtschaftsWoche доклад немецкого посла в ЕС Вильгельма Шенфельдера показывает, что федеральное правительство одобрило проект, хотя перед этим бундестаг указал на то, что ведомство будет выполнять дублирующие функции.