- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Неторопливый Восточный экспресс
Государства Западных Балкан стремятся попасть в ЕС. Однако перед ними стоят серьезные препятствия.
Бледно-желтая блуза производит невыгодное впечатление, английский — с сильным акцентом. Во время своего выступления в Брюсселе Гордана Дюрович смотрится немного неуклюже. Однако свое заявление вице-премьер-министр Черногории сделала громко и достаточно четко. Ее страна хотела бы как можно скорее вступить в ЕС. "Заявку на вступление мы подадим в первом полугодии 2008 года", — сообщила политик, которая в своем правительстве отвечает за вопросы европейской интеграции.
Габриэла Коневска-Трайковска, ее коллега по должности в Македонии, проявляет точно такое же нетерпение. "Мы находимся на правильном пути, — подчеркивает она и ожидает, что Брюссель скоро назовет дату начала переговоров о вступлении. — Мы могли бы начать переговоры уже в следующем году".
Страны Западных Балкан, на которые обращается гораздо меньше внимания, чем на официальных кандидатов на вступление — Хорватию и Турцию — всеми силами пробиваются в ЕС. Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Сербия и, возможно, скоро независимое Косово надеются получить от быстрого вступления в европейский клуб экономическую стабильность и, прежде всего, повысить свое благосостояние.
Однако Евросоюз сейчас не настроен на прием новых членов. Да, 27 государств-членов недавно договорились в Лиссабоне о Договоре реформ, который в будущем должен сделать европейское сообщество дееспособным. Однако жесткая борьба до этого уже продемонстрировала, как неповоротливо действует ЕС с таким большим числом игроков. Поэтому Евросоюз не склонен к дальнейшему росту.
В Брюсселе, разумеется, так открыто никто не говорит. Из политических соображений ЕС охотно присоединил бы к себе Западные Балканы. Этот регион окружен странами-членами ЕС, поэтому европейское сообщество очень заинтересовано в его стабильности. В 2003 году на саммите в Греции главы государств и правительств четко продемонстрировали Балканам перспективу членства в ЕС. "Мы не будем считать географическую карту Евросоюза полной, пока вы все к нам не вступите", — пообещал правительствам Западных Балкан Крис Паттен, в то время еврокомиссар по вопросам внешней политики.
Это обещание было намного серьезнее, чем те, которые когда-либо получала Турция. Правда, конкретная дата никогда не упоминалась. Тот, кто стремится к вступлению, должен сам определять свой темп. Однако было обещано, что каждая реформа будет на один шаг приближать Балканы к Евросоюзу.
Но когда еврокомиссар по вопросам расширения Олли Рен представил годовые отчеты об их успехах, стало очевидно, какое большое расстояние этим странам еще необходимо пройти по направлению к ЕС. У них отсутствуют элементарные составляющие государства в западном понимании. В Боснии и Герцеговине, например, все еще нет единой полиции для всей страны. В Албании задерживается выдача паспортов, потому что дома на улицах не имеют номеров.
Комиссар Рен пытается сдерживать высокие запросы заинтересованных сторон. "Процесс вступления — это не скоростной поезд, — напоминает осторожный финн. — Он больше похож на Восточный экспресс, на поезд, в котором сервис и комфорт важнее, чем скорость", — добавляет он, намекая, что в центре внимания должно находиться, прежде всего, качество реформ. Брюссель и страны-члены уже получили урок от "лихорадочного" вступления Румынии и Болгарии. Хотя Еврокомиссия в свое время не хотела называть этим странам дату приема, по настоянию президента Франции Жака Ширака европейские правительства выбрали 2007 год. Слишком рано, как оказалось впоследствии. Многие важные проблемы, такие, например, как государственная дотация, попали на стол только в последний момент. Говорят, что вступление в ЕС стало для обеих стран наградой за то, что в 1999 году они поддержали акции НАТО против Сербии.
Сегодня становится ясно, насколько дорого обошелся ЕС этот политический подарок. По оценкам Европейской счетной палаты, половина из 1,9 млрд. евро, которые Болгария и Румыния получили между 2000-м и 2004 годами для подготовки к вступлению, были растрачены впустую. Примеров достаточно. Так, румыны годами не могли использовать мост через пограничную реку Прут, потому что с молдавской стороны не было дороги. Международный конгресс-центр в Констанце, на создание которого были выделены средства ЕС, остается строительными руинами. Потому что соответствующее ведомство на полпути забрало у проекта разрешение.
Попав в евроклуб, новички больше интересуются деньгами, чем ежедневной работой Брюсселя и достижением трудных компромиссов. На саммите ЕС в Лиссабоне, например, болгары угрожали сорвать переговоры по Договору реформ, если они не получат разрешение называть в Болгарии "euro" — "evro".
У многих "старых" членов ЕС нет никакого желания получить новых "нарушителей спокойствия" за брюссельским столом переговоров. "Достаточно одного представления о том, что у таких стран, как Черногория и Македония, будут собственные комиссары и право "вето" в Совете министров, чтобы многие не захотели больше ничего слышать о расширении", — считает директор британского Centre for European Reform Чарльз Грант. А с его советами комиссар Рен считается.
Кроме того, многие европейские правительства отмечают, что расширение ЕС не пользуется поддержкой у населения. За вступление в ЕС других стран выступает меньше половины европейцев — 49%. А в Германии всего 34%. Мало кто из европейских граждан вообще знаком с этой темой. Только 12% знают, что Хорватия уже ведет конкретные переговоры о вступлении. А то, что Македония имеет необходимый статус кандидата, известно только 5% граждан Евросоюза.
Отдельные страны по соседству с Балканами выступают за более быстрый процесс вступления. Совсем недавно премьер-министр Италии Романо Проди написал в своем письме к председательствующей Португалии: "Мы считаем, что нужно ускорить процесс сближения Сербии с Европой". Македония и Черногория надеются, что за них вступится Словения, которая в первом полугодии 2008 года возьмет на себя председательство в ЕС. "Балканы стоят на самом верху в нашем списке приоритетов", — подтверждает одна из словенских дипломатов.
Однако еврокомиссар по вопросам расширения Олли Рен может сообщить кандидатам на вступление и заинтересованным странам только одну позитивную новость. Конкретная дата вступления может быть названа только Хорватии. Возможно, это будет 2010 год. А не 2009-й, как думает правительство в Загребе. "Стране предстоит еще много тяжелой работы", — считает Кристиан Даниэльссон, директор по вопросам Хорватии в Генеральной дирекции по расширению. Из 33 переговорных пунктов остаются открытыми 14. Однако Хорватия опережает в этом вопросе Турцию на четыре пункта. "Я исхожу из того, что Хорватия станет 28-м государством ЕС", — заверяет комиссар Рен.
После Хорватии долго ничего не будет. Македония должна будет довольствоваться своим статусом кандидата. Еврокомиссия не готова назвать ей дату начала переговоров. Страна недостаточно успешна в процессе реформ. Албания подписала с ЕС Соглашение о стабилизации и ассоциированном членстве (SAA). Это предпосылка для того, чтобы позже стать кандидатом. Правда, многие члены ЕС не спешат с ратификацией этого соглашения. "Так быстро Албания кандидатом не станет", — прогнозирует депутат Европарламента Дорис Пак, которая много лет занимается этим регионом.
Черногория, которая недавно получила SAA, настроена оптимистично. Однако Еврокомиссия опасается, что в стране в большом объеме "отмываются" деньги. В 2002 году Черногория без разрешения Еврозоны ввела в обращение евро в качестве национальной валюты. Однако вступлению это не поможет.
Сербия пока не продвинулась даже до уровня SAA. ЕС подпишет это соглашение только тогда, когда эта страна арестует предполагаемых военных преступников, таких как Ратко Младич. И будет сотрудничать с трибуналом ООН в Гааге. Кроме того, необходима ее помощь в решении вопроса Косова.
Хотя с экономической точки зрения Сербия больше подходит ЕС, чем другие страны региона. Там представлены и работают сейчас более 150 немецких предприятий.
Коррупция широко распространена во всем регионе. В индексе коррупции Transparency International (TI) эти страны занимают последние места.
"Имидж — это большой недостаток региона", — считает Марен Диале-Шнелльшмидт, руководитель Немецкой внешнеторговой палаты в Сербии с полномочиями в Македонии и Албании.
Такие политики, как вице-премьер-министр
Черногории Дюрович, охотно поправили бы имидж своих стран за счет сближения с ЕС. "Черногория является совершенно нормальной европейской страной", — подчеркивает она. Но даже если балканские государства проведут все необходимые реформы и в один прекрасный день выполнят все условия для вступления, может случиться так, что их все равно не пустят в ЕС. Франция поменяла свою конституцию. После вступления Хорватии решение по каждому расширению французы будут принимать на референдуме. "Поэтому мы не исключаем, что Хорватия может стать последней страной, принятой в Евросоюз", — считает советник Грант.