- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Николай Азаров: "Мы не должны брать старые проблемы в новое тысячелетие"
В конце февраля Государственная налоговая администрация Украины выдвинула ряд инициатив, направленных на усовершенствование администрирования налогов. ГНАУ предложила более 50-ти изменений в нормативные акты, которые должны улучшить налоговый климат в Украине и создать предпосылки для разработки новой налоговой политики. О том, что подвигнуло ГНАУ начать переход от конфронтации с бизнесом к налаживанию союзнических отношений с предпринимателями, рассказывает ее председатель Николай Азаров
— НИКОЛАЙ ЯНОВИЧ, слова "ГНАУ" и "Реформы" — до последнего времени считались
несовместимыми. Что под толкнуло одно из наиболее не реформаторских ведомств к выходу на правительство с новыми инициативами?
— Для того, чтобы стало понятно отношение между словами "ГНАУ" и "реформы", необходимо разобраться в существующем виде деятельности ГНАУ, которое сегодня описывается следующей схемой.
С одной стороны, непрозрачность и запутанность законодательства приводит к тому, что усиливается теневая инфраструктура. Таким образом, вести теневой бизнес становится все дешевле по сравнению с уплатой налогов. С другой — контролировать теневой бизнес с развитием теневой инфраструктуры все тяжелее, что, фактически, ведет к снижению ответственности за неуплату налогов.
Я считаю, что налоговое законодательство будет продолжать усложняться, пока будет существовать возможность зарабатывания на бюджетных деньгах. Как только появляется необходимость получения дополнительной суммы бюджетных фондов, вводится новый налог.
О том, что происходит именно так, говорит и скорость принятия новых налогов, и их экономическое обоснование. Усложняет его также лоббирование новых правил начисления налогов, исключающих из базы налогов заинтересованные экономические группы. Это тоже не способствует прозрачности законодательства.
Одновременно, сложность налогового законодательства стимулирует использование ГНАУ в качестве некоего тарана, если можно так выразиться, который способен разрушить любое предприятие. Я убежден, что этого необходимо избежать любой ценой. Если мы не сможем предотвратить это — тогда любое реформирование налоговой сферы будет бесполезно, поскольку бизнес все равно будет делать вложения в теневую инфраструктуру.
Обвиняя же ГНАУ в давлении на предпринимателя, журналисты работают на укрепление теневого сектора. И получается, что ГНАУ находится не только под давлением тех, кто использует работу журналистов для отвлечения внимания от реального реформирования налоговой сферы, но и под сопротивлением бизнеса. Примеры многочисленных нападений на налоговых инспекторов четко демонстрируют, что бизнес верит в то, что именно налоговики являются главной причиной их проблем.
— То есть, Вы считаете обвинения в адрес ГНАУ насчет давления на бизнес необоснованными?
— В принципе — да. Нужно помнить, что ГНАУ — исполнительный орган, и в этом смысле — ложная
цель для критики. ВР принимает законы, правительство - постановления, мы же обязаны работать в правовом поле, созданном этими органами государственной власти. Мой личный уход с поста главы ГНАУ или ликвидация самой администрации, никаких изменений в законодательство не принесет. ГНАУ — исполнительная структура, обеспечивающая поступление средств в бюджет для выплат зарплат и пенсий, выплат по внешнему долгу, а по большому счету и всего того, что дает бизнесу возможность существовать. Долго ли он сможет проработать, если средств не будет хватать на поддержку дорог, если будет с перебоями работать железнодорожное сообщение или возникнут техногенные катастрофы?
Мне кажется, что для того, чтобы избежать превращения ГНАУ в дубинку, расширить базу за счет уничтожения "исключений" и ослабить теневую инфраструктуру, нужно, выполняя распоряжение Президента, ускорить принятие Налогового кодекса. Именно прозрачность и понятность законодательства сделает невозможными конфликты между Налоговой и предпринимателями. Тогда все будут играть по единым правилам, не предусматривающим возможности для субъективных решений. И понимая, что добиться реформ мы можем только начав их делать, сами, не обвиняя кого-то другого в том, что реформ нет, мы начинаем с себя — выступаем с инициативами реформ.
Я бы сказал, что на сегодня мы ставим своей целью приход к состоянию, когда налоговое законодательство прозрачно и не может быть неоднозначно трактовано. И этого можно добиться только с принятием Налогового кодекса. ГНАУ заинтересована в том, чтобы было учтено как можно больше комментариев к нему — это уменьшает возможность лоббирования специального налогового режима для какой-либо отдельной группы. Пожалуйста, давайте собираться, обсуждать, выявлять проблемы и искать их оптимальные решения. Тогда и Налоговая больше не будет орудием для расправы, и проблемы реального бизнеса будут более полно решены в рамках Кодекса.
Рост контроля и разрушение теневой инфраструктуры должны идти параллельно. Чем прозрачней будет система налогообложения, тем качественнее будет контроль. Увеличение качества контроля нанесет удар по теневой инфраструктуре. А чем слабее она будет, тем лучше будет контроль.
В этом смысле ГНАУ является наиболее заинтересованным в налоговой реформе институтом. Причем в такой налоговой реформе, которая облегчит уплату налогов для предпринимателя и, соответственно, их сбор — для нас.
— Какие реформы предлагает провести ГНАУ?
— Наши инициативы направлены в три главных проблемных узла. Во-первых, мы четко осознаем, что в условиях проблемы неплатежей налогоплательщик не всегда может вовремя рассчитаться с бюджетом. Налоговая недоимка на 1.01.2000 г. составила около 12 млрд. грн, при этом задолженность по пене достигла 8 млрд. грн. Неограниченный рост пени усугубляет и так тяжелое состояние большинства предприятий. ГНАУ предлагает списать плательщикам начисленную по состоянию на 1 февраля 2000 г. пеню (кроме начисленной в сфере ВЭД), при условии своевременной оплаты ими начисленных налогов и платежей в 2000 г. Кроме этого, мы предлагаем реструктуризировать сроком на два года налогоплательщикам, которые вовремя оплачивают текущие платежи, налоговую задолженность, возникшую у них по состоянию на 1 января 1999 г. И, наконец, мы предлагаем ограничить сумму начисленной пени неким предельным уровнем, который не должен превышать сумму, начисленную к оплате по этому платежу.
Второй момент. Мы намерены запретить безосновательное проведение проверок налогоплательщиков. Я считаю, что проверки должны предваряться всесторонним анализом деятельности предприятия, субъект проверки должен тщательно проверяться. В этом плане мы намерены ввести в нормативное поле понятие "налогоплательщик с хорошей налоговой историей". Ведь вести честный бизнес по отношению к государству привлекательнее в той же мере, в какой честные отношения с деловым партнером привлекательней попыток взаимного обмана.
Это понятие должно стать в определенной мере знаком отличия для предпринимателя, который бы не только свидетельствовал о том, что предприятие не обманывает государство, а значит,