- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Новое солнце. К чему приведет смена правил игры на рынке гелиоэнергетики
Солнечная энергетика, которая до недавнего времени лидировала в Украине по объему "зеленых" инвестиций, приостанавливает темпы развития. До последнего времени рынок на 88,9% контролировался компанией Activ Solar, связанной с Андреем Клюевым. Теперь эту монополию рушат сразу несколько факторов: аннексия Крыма Россией, борьба с коррупционными схемами эпохи Януковича и установление адекватного тарифа. Рынку это только на руку. Обоснованный "зеленый" тариф, вводимый в Украине, для инвесторов будет даже более привлекательным, чем действовавший до сих пор супервысокий.
Из-за оккупации Крыма Activ Solar лишилась прибылей от большей части своих СЭС: из 708 МВт ее установленной мощности 407 расположены на полуострове. Также на оккупированной территории остались несколько маломощных государственных ветроэлектростанций. При этом будущее этих станций очень туманно: в России законодательство по альтернативной энергетике развито слабо.
"Неизвестно, смогут ли крымские станции продавать ток по "зеленому" тарифу, пусть даже не настолько высокому, как в Украине", — говорит эксперт ассоциации "Альтернатива" Виталий Мурашкин. Их собственникам придется договариваться об условиях торговли с новыми властями или с энергопоставщиками. "При этом ни у тех, ни у других нет особого желания платить больше цены, по которой электроэнергия будет импортироваться из Украины", — отмечает старший аналитик Dragon Capital Денис Саква.
В Activ Solar уверили "Инвестгазету", что компания пока не ведет переговоров с российским правительством о размерах тарифа.
Перегрелись на солнце
На материковой части Украины у операторов СЭС тоже не все гладко. Сейчас в стране для солнечных станций действуют два тарифа: первый —
для электростанций, построенных до 1 апреля 2013 года — 0,46 евро/кВт-ч, второй — для тех, которые построены позже — 3,39 евро/кВт-ч. Первым тарифом пользуются преимущественно станции, построенные близкой к Андрею Клюеву австрийской Activ Solar. Они обеспечивают около 88,9% всей мощности украинских СЭС (включая Крым).
По оценкам замдиректора Центра исследований энергетики Вадима Гламаздина, этот тариф позволяет работать с рентабельностью 30-40%, в то время как остальные операторы рынка работают с рентабельностью в 20-23% и считают ее адекватной. А высокий тариф, действовавший до 1 апреля 2013-го, лишь отпугивал западных инвесторов. "Потому что все понимали: есть большой риск, что рано или поздно его отменят", — говорит партнер компании Imepower Юрий Кубрушко.
Теперь в Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта, призванные снизить "зеленый" тариф для гелиоэнергетики. Один из них —
правительственный — предусматривает снижение "зеленого" тарифа только для станций, построенных после 1 июля 2014 года, — до 0,235 евро/кВт-час. Другой предлагает снижение тарифа для уже действующих электростанций мощностью более 10 МВт. Причем на заседании комитета, как говорят участники рынка, депутаты согласились на то, чтобы планка была поднята до 15 МВт. В этом случае, по словам Юрия Кубрушко, под снижение попадут только станции Андрея Клюева или его партнеров. В ином же случае оно может затронуть и несколько других проектов украинских и зарубежных инвесторов.
10 апреля первый из этих законопроектов не набрал необходимого количества голосов в парламенте, но Кабмин пообещал продолжить консультации с участниками рынка. Тем временем в Activ Solar приостановили проекты, которые находятся на ранних стадиях реализации, ссылаясь на нестабильность в стране. А над остальными продолжают трудиться.
Прогрессирующее снижение
Снижение тарифов для станций, которые только будут введены в эксплуатацию, участниками рынка воспринимается в целом с пониманием. Тем более что обоснование у власти убедительное. Повышенные тарифы для гелиоэнергетики оплачиваются за счет других участников рынка, и с каждым годом им приходится все больше раскошеливаться, поскольку в сеть включаются все новые СЭС. "Мы поняли, что если и дальше будем подключать новые станции по старым тарифам, нам придется поднимать цены для потребителей", — рассказывает замминистра энергетики и угольной промышленности Вадим Улида.
На рентабельности станций это фактически не отразится, ведь оборудование для СЭС постоянно дешевеет: для новых объектов при предлагаемых правительством тарифах и нынешней стоимости оборудования рентабельность будет такой же, как и для станций, запущенных в 2013-м — 20-23%, уверяет Нарек Арутюнян, управляющий партнер компании Rengy Development, запустившей в прошлом году четыре станции по 5 МВт. "Главное, чтобы снижение было ожидаемым", — объясняет бизнесмен.
Active Solar также называет снижение тарифов для новых объектов вполне приемлемым, ссылаясь на то, что аналогичные процессы происходят во всем мире. Гендиректор украинского представительства компании Михаил Черевко приводит пример Германии и Италии, где в 2005 году действовал тариф 0,46-0,57 евро и 0,45-0,49 евро соответственно. Эти станции до сих пор получают именно такую цену. А станции, построенные в 2012 году, работают в Германии за 0,12-0,2 евро и в Италии — за 0,15-0,27 евро.
"Такая прогнозируемая система позволила этим странам стать лидерами в развитии солнечной енергетики", — говорит Черевко. Приведенные тарифы намного ниже, чем в Украине. Но немедленно снизить отечественные тарифы до уровня развитых стран нельзя, объясняет Виталий Мурашкин. Во-первых, тарифы ниже там, где не нужны расходы на инфраструктуру, наработанную десятилетиями, существует законодательная и налоговая защита инвестора. Во-вторых, если снизить рентабельность СЭС в Украине до европейского уровня (12-15% ), инвесторы уйдут работать в развитые страны, не подвергаясь украинским экономическим и политическим рискам, говорит эксперт.
Отмотать назад
А вот в вопросе снижения тарифов для действующих станций возникают противоречия. С одной стороны, это явное нарушение прав инвесторов. Юрист международной юрфирмы "Клиффорд Чанс" Андрей Оленюк констатирует, что положения украинского законодательства в сфере "зеленого" тарифа подпадают под нормы защиты иностранных инвестиций в Украине. Государство не может менять условия договоров с иностранными инвесторами в сторону ухудшения, а если все же меняет, то обязано компенсировать потери.
Еще более жесткие нормы на этот счет прописаны в двусторонних соглашениях по защите инвестиций. В частности, с такой страной, как Австрия, в которой зарегистрирована Activ Solar. Если порог понижения тарифа останется на 10 МВт, то обидятся и инвесторы из Чехии, Германии, Израиля, Словакии и Франции. Да и украинские инвесторы защищены законом "Об электроэнергетике", говорит Андрей Оленюк. "Любые последующие изменения "зеленого" тарифа не должны применяться к любому производителю, для которого "зеленый" тариф уже установлен", — убежден юрист.
Исходя из этого, Михаил Черевко заявляет, что ретроспективное снижение тарифов "не только серьезно подорвет доверие инвесторов, но и может повлечь за собой обращения в международные суды". Таже, по его словам, в суды могут подавать китайские, российские и западные банки, которые кредитовали пострадавшие проекты в Украине.
С другой стороны, на снижении явно завышенного уровня рентабельности электростанций Андрея Клюева настаивает Антикоррупционное бюро. И пока к международному розыску экс-главы администрации президента по обвинению в силовом разгоне Майдана не добавилось подозрение в коррупции, связанной с получением таких выгодных правил игры, компании стоит пойти на переговоры относительно размера тарифов. В конце концов, Activ Solar до сих пор продолжает работать, в то время как структуры Сергея Курченко и Александра Януковича пострадали намного больше.
Кроме того, у Activ Solar в международных судах перспективы не очень радужные, считает Юрий Кубрушко. Ведь в рамках судопроизводства скорее всего будет рассматриваться весь комплекс вопросов, в том числе история сооружения станций, источники их финансирования, состав акционеров. "Может оказаться, что при постройке станций были использованы деньги подозрительного происхождения или получены необоснованные льготы", — допускает аналитик. Так, в торговой палате Австрии в Украине дипломатично отказались отвечать на вопрос "Инвестгазеты", станут ли они защищать инвестиции Activ Solar.
В то же время, по мнению Юрия Кубрушко, если любые недовольные собственники СЭС сейчас раскроют все свои финансовые потоки и обоснуют власти, какой тариф для них будет оптимальным для обеспечения нормальной (а не сверх-) рентабельности, то это будет лучшим выходом из нынешнего положения. Тяжелая экономическая ситуация в стране должна стимулировать обе стороны — государство и инвесторов — к выработке компромиссной позиции, которая учитывала бы интересы всех сторон.