Новые возможности для давления. Почему усиливается прессинг на импортеров?

Партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар рассказала о том, почему новый порядок взаимодействия налоговой и таможни усиливает прессинг на импортеров.

На всенародное обсуждение на сайте Минфина был выложен проект приказа "Об утверждении порядка взаимодействия органов государственной налоговой службы и таможенных органов при осуществлении контроля за импортом товаров субъектами внешнеэкономической деятельности". Этот документ очень похож на уже действующий порядок сотрудничества налоговой и таможни при экспорте, утвержденный ГТС и ГНС в 2004 году, с той лишь разницей, что он касается импортных операций.

Заявленная цель проекта — внедрение оперативного обмена информацией и принятие мер против использования импортных операций в схемах уклонения от налогообложения. Но похоже, что основное назначение нового порядка — внедрение налоговиков в процедуры таможенного контроля, поскольку конкретных действенных и новых мер по борьбе с уходом от налогов документ не содержит.

Так, проект едва ли привносит что-то в сферу оперативного обмена информацией. Налоговым кодексом давно уже предусмотрен порядок как периодического (каждые 10 дней), так и эпизодического (по запросу) обмена информацией между налоговой и таможней. Порядок такого обмена был утвержден Кабмином еще в конце 2010 года.

Кроме этого, в мае 2012 года было подписано Соглашение об информационном сотрудничестве между налоговиками и таможенной службой. Наконец, и Таможенный кодекс предусматривает систему взаимодействия таможни с правоохранительными органами, в число которых входит и налоговая милиция. Все эти нормы законодательства обеспечивают возможность налоговиков получать информацию об экспортных и импортных операциях плательщиков, а таможенников — необходимую им информацию от налоговой службы. Их вполне достаточно, чтобы каждое ведомство, качественно выполняя свои функции, могло эффективно выявлять нарушения.

Таким образом, остается только борьба со схемами уклонения от налогообложения с помощью импортных операций. Однако предложенное для этого расширение полномочий налоговой службы в действительности нецелесообразно, не обосновано законодательно и повлечет за собой увеличение прессинга на импортеров.

Участие налоговиков в таможенном осмотре может в первую очередь повлечь затягивание таможенных процедур.

Неясно, какую пользу государству принесет присутствие сотрудника налоговой службы при таможенном осмотре и как это поможет предотвратить реализацию схемы уклонения от налогообложения. Сотрудники таможни в состоянии самостоятельно осмотреть груз и сверить его количество, наименование, номенклатуру с данными в документах, а налоговая служба при необходимости может получить от таможни как акт осмотра, так и копии товаросопроводительных документов. Неясно также, как участие налоговой службы в других формах таможенного контроля, включая меры постаудита (плановые и внеплановые проверки таможни), может повысить их эффективность.

Если это попытка контролировать таможню при помощи налоговиков, то вряд ли участие представителей налоговой службы в процедурах таможенного контроля остановит возможные коррупционные намерения недобросовестных таможенников. Скорее даже, наоборот: увеличит "цену вопроса" для налогоплательщиков.

Если взглянуть на проект нового порядка и Таможенный кодекс, становится понятно, что принятие документа чревато ростом числа внеплановых проверок таможни. Ведь новый порядок даст ей для этого множество оснований, которых не было раньше. Так, при возникновении "обоснованных сомнений" относительно достоверности сведений, указанных в документах плательщика, таможня сможет получать от налоговиков информацию неопределенного характера о возможных нарушениях таможенного законодательства. Также, согласно проекту, в таможенные органы будут передаваться из налоговой акты проверок плательщиков и вынесенных по ним уведомлений решений.

Таможня также сможет получать сведения из Системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств по НДС в разрезе контрагентов. Вся эта информация может стать основанием для проведения таможней внеплановых проверок.

Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX