О чем не говорят банкиры

Максим Бланк, директор Astrum Investment Management, об этике в инвестиционном бизнесе

пишу этот текст в самолете, летящем из Днепропетровска в Киев, после посещения одного из управляемых Аструмом заводов, где в очередной раз, пришлось искать компромиссы между интересами акционеров, заказчиков, государства и работников предприятия. Мысли сумбурны, я знаю, что у меня есть меньше часа, чтобы изложить свое мнение о вещах, которые тревожили меня очень давно. В инвестиционном бизнесе заведомо заложены противоречия, которые невозможно нивелировать на уровне законов и правил. Лишь следование этическим нормам способно устранить заведомо конфликтные ситуации.В наушниках звучат старые, проверенные временем песни, позволяющие упорядочить мои размышления.

Если ты пьешь с ворами, опасайся за свой кошелек.

Управление активами. На фондовом рынке воровство не называется воровством, хотя суть от этого не меняется. Для воровства на фондовом рынке придумали красивое слово — манипуляция. Большие фондовые компании могут манипулировать рынком в целом, средние — пытаются манипулировать отдельными показателями рынка, мелкие — отдельными бумагами. Несколько лет назад, в период активного наполнения инвестиционных фондов в Украине, финансовое сообщество с интересом наблюдало за эпической драмой разоблачения манипуляций одного из игроков, известной КУА — публично были представлены доказательства того, как с помощью манипуляций, компания искусственно завышала эффективность своего фонда. Время было горячее, активный рост фондового рынка привлек огромное количество спекулятивно настроенных вкладчиков и фонды соревновались между собой, пририсовывая показатели доходности. Публичное обсуждение этого скандала закончилось плачевно, много было брошено гнилых аргументов на вентилятор дискуссии, и общий вывод был таков — все так делают, иначе клиента не завоевать. Вскоре кризис вошел в острую фазу, спекулятивных вкладчиков (тех за кого так боролись фондовики), сдуло ветром как бабочек в грозу, и дискуссия умерла, в силу того, что главные участники дискуссии — компании по управлению активами, из фазы борьбы за клиента перешли в фазу борьбы за существование. И вспомнил об этом моменте я лишь потому, что недавно увидел очередные, потрясающие воображение показатели доходности, правда, на этот раз виртуального управления. Манипуляция с текущими результатами фондов это всегда воровство у будущих клиентов. В лучшем случае, фонд показывает результат, который планирует получить позже, и позаимствовав его ранее, уже не сможет его показать. В худшем — это пирамида. В любом случае — те, кто зайдет в фонд на манипулятивно завышенном результате, в ожидании продолжения сладкого банкета, будут расстроены парадоксально низким результатом. Увы, за банкет придется заплатить тем, кто подошел к столу именно в ожидании десерта.Чудес не бывает, КУА не стремятся угощать клиентов без выгоды для себя.

Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног.

Торговая деятельность. Классической проблемой в торговом бизнесе является концепция объединения брокерских услуг с самостоятельной торговой деятельностью. Для тех, кто не посвящен, я попробую рассказать это на простом примере. Аналитик компании находит недооцененный актив, оценивает ее потенциал роста в 20% в короткой перспективе и предлагает начать продвижение клиентам этой бумаги. Так как для продвижения среди клиентов нужно будет сконсолидировать некоторую позицию в бумаге, компания приступает к скупке в собственный портфель этой бумаги. И тут в игру вступает соблазн и азарт. Трейдеры, осознавая потенциал бумаги, приобретают чуть больше данной бумаги в портфель, чем это нужно для поддержки продаж клиентам. Разумеется, это ведет к повышению цены на бумаги, и соответственно у уменьшению ее потенциала. И лишь заняв соответствующую позицию, компания начинает предлагать клиентам войти в актив, хотя и с меньшим потенциалом. Аналитические отчеты, подкрепленные убедительными манерами продажников, делают свое дело и операция завершена с прекрасными результатами для всех. Аналитики, трейдеры и продажники и акционеры компании — все заработали на свой бонус. Одно "но" — этот заработок компании преимущественно сформировался за счет недополученного заработка клиентов компании, Но жажда бонуса и уверенность в собственной правоте продолжает раскручивать маховик. И в следующий раз, компания съест большую часть потенциального заработка клиентов, а еще через раз, ушлые аналитики даже не станут искать потенциал роста, а просто его нарисуют.

Если ты выдернешь волосы, ты их не вставишь назад.

Инвестиционно-банковские услуги. Наибольшую проблему, которую я вижу в инвестиционно-банковском бизнесе это близорукость мышления инвестиционных банкиров, ограничивающих горизонт собственного успеха одной сделкой.Вздохи молодых инвестиционных банкиров на по-прежнему модных инвестиционных конференциях звучат "Эх, инвестор уже не торт, а ведь какой был торт...". И трогательно вспоминают об инвесторе, что был словно молодая неопытная девушка, готовая верить первым красивым словам, так щекотливо манящим ее к ярким ожиданиям собственного воображения.Жизнь в целом, и бизнес инвестиционных компаний не заканчивается одной сделкой, хотя зачастую одной сделкой начинается. Шарм "инвестиционных мачо", быстро соблазняющих заведомо готовых к соблазнению инвесторов, улетучивается, когда зрелость настроений сменяет розовый романтизм.

Не так давно я слышал историю, как во время преставления своего нового клиента на встрече в Лондоне одному из инвестиционных фондов, консультант был с позором выгнан из офиса фонда. Фонд просто припомнил ему ранее "успешно" проведенную сделку по продаже красиво раскрашенного воздуха. И если бы сама сделка, в очередной раз, не носила бы характер быстро слепленной авантюры, никакие бы оправдания не смогли бы удержать этого клиента рядом с таким банкиром.

"Плохие мальчики могут выиграть бой, но не могут выиграть сражение, оставьте плохих мальчиков юным девицам, им вместе придется взрослеть", сказала как-то одна мудрая девушка. Ставка на романтизм клиента и жадность инвестора заведомо ошибочна. Мы не можем перекладывать моральную ответственность за манипуляции на своих контрагентов, из неосведомленность или стремление к быстрым деньгам. Потому что то, что вредит им, вредит и нам.

И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад.

Путеводной звездой в противоречиях инвестиционного бизнеса может выступать этика, но этика сродни совести — это наполовину врожденное стремление к общественному благу, осознание себя частью единого человечества, взаимная ответственность каждого за всех. В эпоху, движимую соревновательным инстинктом, совесть и этика могут оказаться избыточным артефактом, однако именно этика бизнеса создает реальную, истинно необходимую стоимость для клиентов бизнеса.

Бородатый анекдот очень точно рассказывает о текущем восприятии этики бизнесом.

Молодой предприниматель спрашивает у отца — что такое "этика бизнеса".

– Этика? — отвечает отец — я расскажу тебе об этике. Представь, что в нашем магазине клиент покупает товар за 80 гривен, рассчитывается сотней, и забывает забрать 20 гривен сдачи. Так вот, в этот момент встает большой вопрос об этике бизнеса — должен ли я эти 20 гривен разделить со своим партнером или забрать себе!"

До тех пор, пока отношение к долгосрочным целям клиентов будет базироваться на такой этике, инвестиционный банкир будет восприниматься как вор, тщательно скрывающий не раз вырванные волосы и грязь, въевшуюся не только в тело.

Дело в нас, господа банкиры, дело только в нас.