НБУ курс:

USD

41,23

+0,01

EUR

44,91

--0,01

Наличный курс:

USD

41,49

41,42

EUR

45,45

45,30

Обсуждение политреформы для проформы

В среду депутаты решили провести парламентские слушания и обсудить президентские инициативы по поводу политической реформы

В свете всенародного обсуждения, которое организовывается сейчас президентской администрацией, депутаты не хотят ударить лицом в грязь и оказаться последними, кто заговорил бы о необходимости проведения радикальных политических изменений. Однако слушания вряд ли повлекут за собой какие-либо конкретные последствия, и вероятность того, что народные избранники смогут оформить свои предложения в виде какого-либо законопроекта, чрезвычайно мала. Так что инициатива, похоже, и после слушаний останется за Президентом

Сегодня, пожалуй, нет парламентариев, которых бы полностью удовлетворяли президентские предложения, поэтому шансы Президента набрать необходимые 300 голосов, чтобы провести свои инициативы через Верховную Раду, выглядят достаточно иллюзорными. Да и Администрация Президента полагается на гораздо более действенное и проверенное средство внедрения своих решений в жизнь — всенародный референдум. А в "поддержке" украинским народом, который в 2000 году проголосовал за двухпалатный парламент, не сомневаются ни депутаты, ни Президент.
Вероятно, Администрация уже наметила срок проведения референдума на осень, и теперь активно готовит украинцев к необходимости поддержать намерения гаранта Конституции по изменению последней. Народ, похоже, готов поддержать президентские инициативы и без предварительной "обработки". По данным центра "Социальный мониторинг", только 44% украинцев хоть что-то слышали о политической реформе, но от 35 до 55% населения уже готовы поддержать различные президентские инициативы.
Большинство же депутатов, в том числе и представителей большинства, смущают намерения Президента создать двухпалатный парламент, принимать законы на референдумах, а также право Президента самостоятельно назначать силовых министров в правительстве. Поэтому не только представители оппозиционной тройки, но и обычно толерантный по отношению к Президенту Виктор Ющенко позволяют себе резкую критику в адрес президентского желания как можно быстрее всенародно утвердить свои инициативы. Единственным предложением, которое воспринимается депутатами "на ура", является намерение Президента передать парламенту право назначать премьер-министра и формировать правительство.
Наибольшую критику у депутатов вызывает именно инициатива Президента создать двухпалатный парламент. Даже представители Партии регионов (самой лояльной к этой президентской инициативе) начинают задумываться о грядущих последствиях создания подобной структуры в Украине, где и так законотворческий процесс нельзя назвать быстрым. Так, по словам депутата Валерия Коновалюка, фракция Партии регионов еще не обсуждала этот вопрос на своем собрании, и однозначно говорить о необходимости создания в Украине верхней палаты парламента сегодня нельзя. Возможно, и депутаты большинства опасаются того, что Президент слишком часто будет использовать предоставляемое ему право на роспуск нижней палаты парламента.

Основные положения политической реформы

Положения президентского проекта политической реформы

Позиция Верховной Рады

Создание двухпалатного парламента, в котором нижняя палата избиралась бы на пропорциональной основе, а депутаты верхней, избранные в мажоритарных округах, представляли бы интересы регионов

Негативная, за исключением нескольких центристских фракций (в частности, Партии регионов), которые не определились по этому вопросу. Депутаты усматривают в этой инициативе желания уменьшить влияние партийного парламента на политическую жизнь страны путем усложнения законодательной процедуры

Назначение премьер-министра и формирование правительства парламентом

В целом депутаты эту инициативу одобряют, но они не согласны с тем, что назначение "силовых" министров остается прерогативой президента. Они усматривают в этом желание Президента сохранить за собой контроль над ситуацией в стране. По их мнению, это существенно ослабит реальное влияние премьер-министра, который разделит с парламентом ответственность за ситуацию в стране

Принятие законов на референдуме

Это, по мнению парламентариев, не только ограничит функции нового парламента, но и фактически сделает законодательный процесс зависимым от воли Президента, который получит право выносить законопроекты на референдум. (Сегодня подобная практика существует, пожалуй, только в Швейцарии, где всенародно принимаются законы отдельных кантонов, население наибольшего из которых не превышает 1,8 млн. человек)

Законодательное закрепление статуса парламентского большинства

Мнения парламентариев разделились

Проведение в течение одного года выборов в Верховную Раду, Президента и органов местного самоуправления с пятилетним сроком полномочий

Мнения парламентариев разделяются