НБУ курс:

USD

42,17

+0,01

EUR

43,64

+0,14

Наличный курс:

USD

42,40

42,35

EUR

44,30

44,10

ООН на последнем издыхании

На повестку дня 58-й Генеральной Ассамблеи ООН было вынесено порядка 150 вопросов, среди которых один выделяется особо: реформирование самой организации. Абсолютное большинство стран-членов и лично Генеральный секретарь Кофи Аннан признают, что ООН больше

На повестку дня 58-й Генеральной Ассамблеи ООН было вынесено порядка 150 вопросов, среди которых один выделяется особо: реформирование самой организации. Абсолютное большинство стран-членов и лично Генеральный секретарь Кофи Аннан признают, что ООН больше не в состоянии поддерживать установленный еще в середине прошлого века мировой порядок. Но какой должна быть организация — не знает никто. У ООН мало шансов избежать участи своего предшественника — Лиги Наций — и предотвратить раздел мира между несколькими "региональными шерифами"

Вот уже десять лет небольшая рабочая группа в составе ООН занимается вопросом ее реформирования. Итоги работы группы косвенно подвел в своем вступительном слове при открытии 58-й Ассамблеи Генеральный секретарь Кофи Аннан, заявив, что Организация Объединенных Наций переживает сейчас самый глубокий кризис со времен своего основания. Нельзя сказать, что ООН не пыталась отвечать изменившимся требованиям современной эпохи. За последние восемь лет было проведено достаточное количество внутренних реформ — отпересмотра своих целей и задач до структурной реорганизации. Однако падение самого важного оплота организационной структуры — Совета Безопасности — затмило все изменения последних лет.
Безусловно, что катализатором кризиса послужила война в Ираке. Ее начало не было одобрено Советом Безопасности, и весь фундамент, на котором строился мировой порядок, рухнул в одночасье. Без легитимности Совета, ответственного за принятие самых важных решений, касающихся проблем глобальной безопасности, существование ООН бессмысленно, во всяком случае, в том виде, в котором она находилась до иракской войны. Сложившееся положение усугубляет то обстоятельство, что реформировать структуру Совета Безопасности, а стало быть, вернуть ООН прежнюю значимость, сегодня невозможно.
Многие государства, в том числе пять постоянных членов Совета, обладающих правом вето, — США, Китай, Великобритания, Франция и Россия — неоднократно заявляли, что Совет нужно расширить, чтобы большее количество стран на равной основе занималось проблемами коллективной безопасности. На сегодняшний день, помимо пяти перечисленных стран, в Совет входят по принципу ротации еще 10. Однако никто не может сказать, какие новые члены должны входить в состав расширенного Совета. Если увеличивать количество постоянных членов, то нужно будет ввести порядка 10 — 20 стран. Пакистан, к примеру, не согласится, чтобы на постоянной основе в Совете Безопасности присутствовала Индия, и наоборот. Мексику, Аргентину и Бразилию вводить в состав Совета надо будет вместе, поскольку принятие одной страны вызовет возмущение двух остальных. Та же ситуация складывается и вокруг Южной Африки, Египта и Нигерии и т. д. Таким образом, Совет Безопасности может разрастись до невероятных размеров, что вызовет полный паралич в принятии решений, если учесть, что постоянные члены Совета будут, как принято сегодня, обладать правом вето.
И отказаться от этого права невозможно. Этого не допустят пять сегодняшних постоянных членов. Как отметил The Economist, "право вето — единственная причина, из-за которой на мировой политической арене приходится считаться с Россией".
Современное общество развивается на демократических принципах. Поэтому можно было бы предположить, что ключевая структура ООН охватит наиболее демократически развитые государства. Но куда в таком случае "девать" Китай, где проблема прав человека до сих пор не решена? Более того, поставив во главу угла Совета Безопасности демократию, придется отменить существующий принцип ротации временных членов Совета. Согласно данному принципу, в Совет Безопасности никогда бы не попала Гвинея, управляемая диктатором Лансаной Конте, или входившая в его состав Ливия.
Проблема реформирования Совета Безопасности ООН состоит в поиске новых принципов, на основе которых будет строиться новый мировой порядок. Необходимо осознать и то, что в монополярном мире, в котором общая безопасность находится в зависимости от интересов одного государства, будет и в дальнейшем происходить то, что случилось в Боснии, Руанде, Либерии и Ираке.