Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Оперативное реагирование

Современные технологии помогают упросить процесс принятия решений и своевременного получения нужной информации. Однако подобные программные продукты пока в основном распространены за рубежом. Стоимость создания подобных систем в Украине может варьироватьс

Современные технологии помогают упросить процесс принятия решений и своевременного получения нужной информации. Однако подобные программные продукты пока в основном распространены за рубежом. Стоимость создания подобных систем в Украине может варьироваться от $10 тыс. до $1 млн.

Сегодня в мире широкое распространение получили так называемые "Центры поддержки принятия решений" (ЦППР), которые основаны на технологиях моделирования ситуации. Зарубежные компании практически все время используют эти системы в повседневной работе.

Например, в телекоммуникационной компании Telenor существует "Центр принятия решений". Он создан для всех сотрудников компании. Предполагается, что все, кто работает в компании, начиная от секретаря и заканчивая топ-менеджером, могут обратиться к данной системе, задать вопрос и сразу получить на него ответ. Причем перечень вопросов может быть совершенно разнообразный, начиная от общих вопросов (таких как чем владеет компания, какие права есть у сотрудника, какая информация может повлиять на цену акций компании, как начисляется заработная плата) и заканчивая отношениями с клиентами, поставщиками, конкурентами. Можно даже получить ответы на вопрос, как вести себя вне компании.

Следует отметить, что к базе можно обратиться не только с тем, чтобы получить ответ на текущий вопрос, но и в целом ознакомиться с возможными ситуациями и проблемами, которые возникали ранее у коллег. Система содержит в себе перечень наиболее часто возникающих вопросов и может сразу дать исчерпывающий ответ. Если же сотрудник находится вне офиса, но ему срочно нужно получить ответ, он может связаться со специальным департаментом, который в телефонном режиме поможет найти ему нужное решение. Также система используется для обучения работников, только что пришедших в компанию. Им предлагается пройти курс, который предложит ознакомиться с основными нормами и правилами компании, а затем пройти тестирование в этой же системе. Как рассказали в Telenor, цель создания такой системы — облегчить работу персонала и упростить процесс получения необходимой информации.

Украинские реалии

В Украине подобные системы мало популярны. Большинство руководителей, обладая технической возможностью доступа к любой необходимой информации обо всех подразделениях компании, конкурентах, партнерах и клиентах, продолжают при принятии решений полагаться на анализ статической информации. В то же время развитие конкуренции, возрастающая сложность и стоимость проектов и сопутствующих рисков оставляют руководителю все меньше времени на принятие решения.

Функционирование ЦППР основывается на принципе построения единой корпоративной информационной среды. Для того чтобы создать такую систему, необходимо обратиться к крупным разработчикам, имеющим опыт создания подобных систем. К таковым можно отнести Microsoft, Oracle, "Галактику", "Софтлайн" и др. Как удалось выяснить, готовых решений компании по данным вопросам не предоставляют, однако могут установить программное обеспечение, позволяющее создать корпоративную базу знаний, на которую будет легко надстроить нужные функции. Каждый руководитель будет иметь доступ к свежей информации о деятельности своего предприятия, выраженной в форме оценочной системы. Например, корпорация "Галактика" предоставляет информационную систему, в состав которой входит такая база знаний. Использование этой системы позволит сотрудникам не только осуществлять контроль и анализ, но и предоставит возможности для корректировки планируемых основных показателей эффективности предприятия по результатам осуществленного управленческого воздействия.

Как рассказали в компании Microsoft, в качестве основы для данной системы оператор может предложить SharePoint Portal Server 2003. Он позволяет предприятиям разворачивать информационные порталы для обеспечения эффективного взаимодействия пользователей и рабочих групп, а также для обмена данными. Портал облегчает совместную работу с помощью средств объединения, организации и поиска данных, сотрудников и рабочих групп. Использование индивидуальной настройки содержимого и оформления портала, а также выделение целевой аудитории дает возможность пользователям быстро находить нужные данные. Выделение целевой аудитории предусматривает распределение данных и обновлений в соответствии с положением, занимаемым сотрудником в организации, его участием в рабочих группах, интересами, принадлежностью к той или иной группе безопасности или в соответствии с другими условиями, которые могут быть заданы отдельно.

Решения других компаний в основном между собой схожи не только по функциональным возможностям, но и в ценовом диапазоне. Для того чтобы реализовать данную систему, необходимо разработать методологию, в которой будет определено, какие показатели наиболее объективно оценивают деятельность предприятия, как увязать их в систему, доступ к источникам данных, развитие системы и результаты ее внедрения.

Стадии проекта внедрения

Обследование предприятия, определение структуры и перечня карт показателей и относящихся к ним ключевых показателей эффективности (KPI). Этап занимает от двух до шести месяцев консультаций.

Задание целевых и базовых значений KPI, лиц, ответственных за их контроль, а также границ изменения показателей — в течение консультаций.

Построение структуры промежуточных хранилищ, создание при необходимости процедур выгрузки и очистки данных. Трудоемкость данного этапа зависит от сложности структуры баз данных используемых на предприятии систем.

Определение источников данных для показателей, создание и настройка схем добычи данных для показателей и регламентов их обновления.

Настройка визуального представления системы показателей. При разработке прототипов требуется в среднем 3-4 человеко-дня для системы масштаба.

Настройка прав пользователей и ответственных за KPI лиц в информационной системе — менее человеко-дня.

Функции центра

- организация оперативного взаимодействия между информационными системами компании;

- своевременное доведение оперативной информации до экспертов и руководителей;

- обеспечение контроля исполнения решений;

- обеспечение руководства и экспертов сведениями о состоянии объектов и технологических процессов, имеющих непосредственное отношение к решаемым задачам;

- получение актуальной справочной информации;

- автоматизированный контроль над обстановкой;

- подготовка вариантов стратегического и тактического развития компании.