НБУ курс:

USD

41,99

+0,11

EUR

43,65

+0,13

Наличный курс:

USD

42,28

42,20

EUR

44,21

44,00

Опыт практиков

Бизнесмены и топ-менеджеры крупных компаний все чаще пробуют себя в роли преподавателей. Зачем они тратят на это время?

Образовательной системе не хватает практиков. Профессионалов, которые расскажут о предмете не на далеких от реальности теоретических примерах, а используют живые кейсы: как удачные, так и провальные. В этом уверен не только бизнес, но и преподавательский состав. "Топ-менеджеры владеют наиболее актуальными знаниями, используют современные технологии, а также чувствуют и понимают бизнес-тренды в своих сферах, — говорит Елена Яковлева, ректор Киевского института бизнеса и технологий. — А у студентов возникает желание быть похожими на своих успешных тьюторов".

Слушатели бизнес-школ — собственники и топ-менеджмент небольших компаний, менеджеры среднего звена, которые хотят перенять опыт крупного бизнеса и успешных предпринимателей.

Исследовав опыт вузов и бизнес-школ, привлекающих топов и собственников компаний, "Инвестгазета" выяснила у четырех практиков, что дает слушателям их опыт, а им — преподавание.

Андрей Федоров

Основатель и директор маркетинговой компании fedoriv.com, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы

Вначале бизнес-школы приглашали меня в качестве спикера. Тогда преподавание проходило экспромтом, вроде "творческого вечера". Что было в ноутбуке, то и показывал: свежие работы, новые кейсы. Потом это начало происходить так часто, что я сказал: "давайте уже как-то оформим наши взаимоотношения". Так я стал преподавателем.

Преподавание заставляет меня вырываться из рутины, систематизировать знания. Задумываешься не просто над тем, что делаешь, но и над тем, как это делаешь. Кроме этого, я знакомлюсь с новыми людьми: сотрудниками, клиентами, а также девушками.

Когда я начинал работать 15 лет назад, было только две-три книжки про маркетинг. Сегодня приходишь в Москве в захудалый магазин, а там кубометры таких книжек. Образование должно переходить от просто снабжения знаниями к вдохновению, эмоциям, новым ощущениям.

Во время учебы я работал директором по развитию Saatchi & Saatchi. Прогуляв весь курс рекламы, я пришел на экзамен и ответил на все вопросы за 5 минут. Мне сказали, что не могут принять экзамен, потому что у меня нет 12 контрольных работ. Я их все написал за час, но не отгадал одно слово в рекламном кроссворде. Мне поставили "4" — я хлопнул дверью. Вот как работает высшее образование. Я же даю студентам именно вдохновение и понимание, что работа в рекламе и маркетинге — это не грустные 45-летние дяди и тети soviet style. Это драйв, это круто и весело, и эту профессию можно любить.

Алевтина Белецкая

пресс-секретарь ГК "Фокстрот", кандидат наук социальных коммуникаций, преподаватель Института журналистика КНУ имени Тараса Шевченко

Преподавание — мое поле роста и конкурентное преимущество. На рынке не так много специалистов по связям с общественностью, которые понимают и умеют объяснить другим суть, цели и результаты public relation. А ведь когда объясняешь, ты сам еще раз анализируешь собственные действия. Симбиоз практики и теории позволяет расти профессионально.

В 2008 году я защитила диссертацию в Институте журналистики КНУ им. Тараса Шевченко и осталась работать на кафедре рекламы и связей с общественностью. Решающим оказался фактор времени: студенты учатся во вторую смену, а мои занятия приходились на третью пару — уже вечер. Счастливое стечение обстоятельств — офис "Фокстрота" на соседней улице. Так совпали все пазлы. Дальше — только сила желания везде успеть и во всем быть профессионалом.

Свои предметы "Организация работы пресс-службы" и "Копирайтерство" я стараюсь вести не только в аудиториях — вывожу студентов "в поля": на пресс-конференции, презентации, мастер-классы с коллегами-практиками. Практики должны менять качество образовательного процесса и этим влиять на качество отечественной PR-отрасли. Например, наша кафедра участвует в создании "Паспорта профессии" для специальности "связи с общественностью". Конечная цель не только научно-воспитательная: студенты работают над имиджем своего института.

Андрей Длигач

Генеральный директор группы компаний Advanter Group, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель бизнес-школ МИМ-Киев, NIMA (Беларусь) и HiBrand Intensive (Россия, Беларусь, Казахстан)

Изначально преподавание шло отличным "бонусом", когда я решил защищать диссертацию по маркетингу. Тогда я быстро втянулся и сейчас уже не представляю свою жизнь без открытых ртов первокурсников, споров с пятикурсниками и "раздвижением рамок" в бизнес-школах. Для меня преподавание, бизнес и наука — синергетическое триединство. Созданные технологии пробуются на практике, отрабатываются на сомнениях студентов и так постепенно совершенствуются. С другой стороны, многие мои студенты проходят практику в моем же бизнесе и остаются у меня работать. Но самое главное — я сам постоянно учусь.

Необходимо помнить, что "нет ничего полезнее для практики, чем хорошая теория". Важно, чтобы рассказы практиков для студентов не оставались просто интересными историями. Книги "великих менеджеров" зачастую формируют у ребят уверенность, что есть готовый рецепт успеха! Но нет "правильного" алгоритма достижения богатства. Задача у нас — практиков-преподавателей — помочь ребятам сформировать свою систему знаний, научиться думать, искать свой путь.

Сейчас в Берлине я изучаю подход к дуальному образованию — совмещению теоретического и практического обучения. В Украине мы уже начали сближение рынка и образовательных программ. По сути, у вузов и бизнеса нет противоречий. Нужно просто объединиться.

Оксана Семенюк

Директор відділу людських ресурсів "Крафт Фудз Україна", викладач Львівської бізнес-школи, Києво-Могилянської бізнес-школи, Київської школи бізнесу

Я люблю ділитися своїми знаннями, вміннями та досвідом. Уже 18 років я працюю в "Крафт Фудз Україна", група компаній Mondelez International, де допомагаю нашим працівникам розвиватися. Це, по суті, найбільша і найпривабливіша частина моєї роботи. Принаймні я вважаю її найважливішою.

Якийсь час тому я зрозуміла, що хочу допомогти своїй країні розвиватися і ставати успішнішою. А робити це я можу за допомогою того, що вмію робити найкраще — ділитися з іншими досвідом та успіхами. Вірю, що це дозволить підвищити рівень загальної культури ведення бізнесу в Україні, сприятиме розвитку українських менеджерів і в довшій перспективі виведе всіх нас на інший рівень.

Мене дуже надихає, коли після моїх виступів люди підходять, щоб поставити запитання і дізнатися більше. Це свідчить, що в них з"явилися інтерес та бажання щось змінити у своїй сфері. А коли згодом я дізнаюся, що в якійсь компанії запозичили і впровадили наш досвід, це означає, що я роблю правильні речі. Наприклад, хтось починає дивитися на HR-менеджмент системно і розуміє, що HR — це не тільки рекрутмент чи оцінка результативності. Це постійна і системна робота, яка передбачає увагу до всіх аспектів управління людьми. Адже коли компанія бере людину на роботу, HR повинен розуміти, що з нею буде відбуватися протягом всього "життєвого циклу" в організації.