НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Опытные торговцы

Иностранные топ-менеджеры отформатировали отечественную розницу — по размерам, уровню цен и сервиса
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На открытие первого супермаркета Billa в Киеве прибыла большая делегация во главе с тогдашним премьер-министром Виктором Ющенко. Так правительство встречало первого иностранного инвестора в отечественной продуктовой рознице. Украинцы тогда не были избалованы обилием супермаркетов — за два года до появления Billa лишь Игорь Баленко открыл в столице первый национальный оптово-розничный магазин "Фуршет". До этого он экспериментировал с небольшими магазинами "Ля Фуршет". Billa вышла практически на девственный рынок. За ней в Украину потянулись SPAR, который открыл первый магазин в 2001 году, METRO (2003 год), Auchan, открыв представительство в 2007-м. Со следующей волной на рынок зашли сети строительных супермаркетов Praktiker, OBI, Leroy Merlin. До кризиса активничали и российские ритейлеры — X5, "Вестер", "Евросеть".

"На украинский рынок мы выходим достаточно осторожно, для нас он пока новый и не вполне прозрачный", — говорит Ксения Рясова, президент компании FiNN FLARE, которая летом 2011 года открыла первый магазин одежды. Слабый интерес иностранных инвесторов связан в первую очередь со снижением доходов населения и общей нестабильностью в стране. По данным компании CBRE, Украина в глазах западных ритейлеров опустилась с 17-го на 23-е место по привлекательности открытия сетей. Другая проблема ритейла — отсутствие профессиональных кадров. Причем всех уровней — от продавцов до топ-менеджмента. Западные игроки традиционно заходят с "подкованными" управленцами, имеющими опыт работы на международных рынках. Местные сети тоже все чаще привлекают экспатов. Из последних назначений — новый исполнительный директор украинской "Суматра-Лтд", которая развивает сеть "КОСМО". Им стал бывший топ-менеджер российской косметической сети "Л`Этуаль" Гийом Вантье.

Уве Кленк, 49 лет
Исполнительныйдиректор сети"Фокстрот"
Стаж в отрасли —25 лет
В Украине —3 года

"Фокстрот. Техника для дома" насчитывает 228 супермаркетов в 102 городах Украины. Оборот компании в 2010 году составил 6,8млрд. грн. (данные за 2011 год будут опубликованы в марте). Юридические услуги на www.urisconsult.spb.ru.

Как долго вы привыкали к Украине?

В мой первый день в Киеве была выпита бутылка водки в ресторане, поэтому я очень быстро внедрился в среду и ознакомился с традициями (смеется). Тогда же мои знакомые шотландцы, которые живут здесь уже 17 лет, устроили мне экскурсию по столице. На следующий день я поехал в Харьков. Мне не понадобилось много времени, чтобы привыкнуть к стране. Я стал ориентироваться очень быстро. Меня все устраивало. Когда я работал в Wal-Mart (2001-2006 гг. — Ред.), я изучал российский рынок, который, опять же, похож на ваш.

Какой из украинских городов вам ближе всего?

Для меня лично — Одесса. Для бизнеса — Днепропетровск и Донецк.

Есть ли что-то, чего не достает в Ук­ра­ине?

Моей жены (живет в Будапеште. — Ред.) Все остальное меня устраивает. Я имею все, что хочу здесь.

С какими проблемами столкнулись?

Одна из проблем Украины в том, что в стране не так много профессионалов с опытом работы в международных компаниях. В то же время здесь очень мало и самих интернациональных компаний, к примеру, сетей потребительской электроники. В Украине нет Media Markt, Saturn, Best Buy и других. Нет международного опыта — не у кого учиться. Поэтому "Фокстрот" вступил в европейскую ассоциацию Euronics, где мы можем перенимать опыт, учиться новому. Украинцы должны быть более открытыми для того, чтобы получать опыт международных экспертов.

Я не был особо шокирован рынком, если вы об этом спрашиваете. У меня есть хороший опыт: я работал в Китае, заключал сделки в Латинской Америке, где также есть коррупция, взятки и так далее. Поэтому мне легко было понять украинский менталитет. Единственная проблема — я не владею языком.

Планируете изучать?

Если у меня будут четкие планы продолжать работать на российском и украинском рынках, то начну изучать русский язык.

Язык — это единственная проблема?

В Украине, как и в других восточноевропейских странах, слишком узко смотрят на вещи: украинцы видят завтра, но не видят, что будет послезавтра. Поэтому моя задача — расширить "картинку", научить специалистов видеть ее в целом, заглядывать наперед. Опять же, все сразу не придет. Нужно достигать цели постепенно. Важен упорный труд и, безусловно, желание. Но я должен сказать, что в Украине много талантливых и умных людей. И приятно, что для многих из них важна возможность путешествовать, работать в международных компаниях, учиться и перенимать опыт.

С кадровыми проблемами сталкиваетесь?

Все зависит от позиции. У нас нет какого-то определенного места или базы, куда ты можешь прийти и взять специалиста. Мы взаимодействуем с университетами, внедрили в компании "корпоративный университет". Конечно, лучше развивать кадры внутри компании. Что касается топ-менеджмента, то эти люди должны иметь за плечами большой опыт и учить других.

Как долго вы планируете работать в Украине?

Мой контракт с "Фокстротом" заканчивается 31 марта 2013 года. У меня есть глобальная консалтинговая компания, поэтому в будущем я могу снова заняться проектом в FMCG или ритейле в Украине или другой стране. В настоящее время у меня имеется 10-15 запросов от восточноевропейских компаний.

Каков ваш личный вклад в компанию "Фокстрот" и украинский ритейл в целом?

До того как я пришел в компанию, она была не в очень хорошем состоянии. Я дал ей правильное направление для развития. Пытаюсь привить людям понимание того, что в бизнесе главнее всего — это потребитель. Не имеет значения, что это за бизнес.

Чем для вас является Украина?

Это страна больших возможностей и перспектив. Но Украина не использует все это богатство, не имеет конкретной стратегии. Когда будет понятно, куда двигаться, страна уже будет в выгодном положении.

В какой стране в дальнейшем вам бы хотелось работать?

В Швейцарии или Канаде. В этих странах комфортнее всего жить и работать.

Если не ритейл, то в какой бизнес вы бы пошли работать?

До того как я пришел в бизнес, я был профессиональным футболистом. Наверное, продолжил бы играть в футбол (смеется). Но FMCG и ритейл остаются для меня наиболее интересными направлениями.