НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,60

41,52

EUR

44,10

43,85

Особое внимание

Устанавливая процентную ставку, центробанки ЕС обладают большей экономической властью, чем правительства.
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Устанавливая процентную ставку, центробанки ЕС обладают большей экономической властью, чем правительства.

Посмотрите в левый нижний угол страницы. Он ужасен, коварен и бросается деньгами — инфляционный монстр, которого Европейский Центробанк (EZB) показывает на своем сайте в восьмиминутном учебном мультфильме для школьников. Он является, таким образом, олицетворением всех кошмаров для тех, кому дороги стабильные цены. Хорошо, правда, что есть защитники валюты из EZB. Они поймали инфляционного монстра, заперли в стеклянную банку из-под варенья и обезвредили. Таково содержание этого необычного мультика.

И если инфляционный монстр опять позволит себе играть мускулами — охранники евро не оставляют сомнений в том, что возьмут его "за горло". В то время как другие крупные центробанки, такие как эмиссионный банк США Fed и Банк Англии, в связи с финансовым кризисом отодвинули в сторону все свои инфляционные опасения и массово опустили процентные ставки, хранители евро без тени сомнения твердо удерживают свою основную процентную ставку на уровне 4,0%.

Уже почти десять лет валютные бодигарды с Кайзерштрассе во Франкфурте отдают все силы, чтобы удерживать стабильной покупательную способность евро. Исторически беспрецедентный эксперимент — введение во множестве разных стран общей стабильной валюты — обязан своим успехом, прежде всего, Совету EZB, самому важному финансово-политическому органу банка. Его члены устанавливают основную процентную ставку в валютном союзе и влияют тем самым не только на инфляцию, но и на развитие и на занятость в странах-членах. И являются, таким образом, экономически более могущественными, чем некоторые главы правительств стран еврозоны.

Состав Совета EZB отражает федеральную структуру валютного союза. Наряду с шестью директорами EZB в этот орган входят также президенты всех национальных центробанков из пятнадцати стран-членов валютного союза. Финансово-политические решения принимаются 21 банкиром простым большинством голосов.

Независимо от размера страны каждый член имеет в Совете EZB один голос, при равенстве голосов решающим является голос президента EZB. Чтобы усилить личную независимость шести директоров, они назначаются на восемь лет Европейским Советом. Продление полномочий невозможно. Это тоже должно укрепить их независимость. Дирекция осуществляет повседневную деятельность EZB, реализует финансово-политические решения Совета EZB и готовит заседания Совета.

Кроме директоров, членами Совета являются президенты национальных центробанков пятнадцати стран-участниц. Они назначаются своими правительствами минимум на пять лет. Как акционеры EZB национальные центробанки осуществляют рефинансирование коммерческих банков, управляют валютными резервами и осуществляют наблюдательную функцию над банками. Ни в одной другой эмиссионной банковской системе мира региональные ветви не имеют такой сильной позиции, как в EZB.

Однако это не означает, что президенты национальных центробанков доминируют в Совете EZB в ходе принятия решения по процентным ставкам. Потому что решающим преимуществом там располагают директора — они готовят заседания Совета EZB (проходит два раза в месяц) и, устанавливая агенду, принимают важные предварительные решения по содержанию заседаний.

Как этим можно пользоваться, прекрасно знает бывший главный экономист EZB Отмар Иссинг. На заседаниях Совета он постоянно заканчивал свои регулярные доклады о конъюнктурных перспективах в "евролэнде" рекомендациями по уровню основных процентных ставок. А следующее за докладом решение совета становилось, в большинстве случаев, всего лишь формальностью. Таким влиянием на EZB Иссинг пользовался, прежде всего, благодаря своему огромному профессиональному авторитету в сфере денежной политики.

Его преемник на посту главного экономиста EZB, бывший госсекретарь в Федеральном министерстве финансов Германии Юрген Штарк, по мнению наблюдателей EZB, не смог закрыть интеллектуальные пробелы, которые Иссинг оставил после своего ухода почти два года тому назад. Хотя преодоление инфляции имеет высший приоритет и для Штарка, ему не хватает академичности, чтобы придать необходимый вес своей точке зрения в ходе дискуссий Совета EZB.

К этому следует добавить, что в наследство от Иссинга в качестве сферы ответственности Штарк получил только экономику. Сфера исследования, которую Иссинг также возглавлял, перешла Лукасу Пападемосу. Грек, который изучал в Массачусетском технологическом институте физику, электротехнику, экономические науки и публиковался в известных специальных журналах, считается самым сведущим в научном плане членом дирекции. Однако из-за осторожной и сдержанной манеры поведения ему не хватает политической пробивной силы, которая была у Иссинга. Тем большее влияние главы EZB Жана-Клода Трише. Наблюдатели EZB говорят, что француз активно лоббировал разделение возглавляемых Иссингом направлений — экономики и исследований — между Штарком и Пападемосом, чтобы укреплять свою собственную позицию. В отличие от своего предшественника Дуизенберга, который, будучи шефом EZB, больше концентрировался на представительских функциях — играющий в гольф президент создавал хорошее настроение, Трише интенсивно углубляется в финансово-политические дискуссии. Для того чтобы получить новые знания и обострить свои аргументы, Трише даже принимает участие в заседаниях исследовательского подразделения EZB. "Трише — сильный и энергичный президент", — считает один из инсайдеров. Изначальные опасения, что на француза будет влиять критика в отношении денежной политики EZB, постоянно звучащая из Парижа, были решительно опровергнуты работой Трише на этой должности.

Участники финансового рынка хвалят его прежде всего за коммуникационную политику. Если при Дуизенберге EZB несогласованными высказываниями членов Совета приводил рынки в замешательство, то в последние годы Трише разработал отлаженную семантику на основе кодовых слов, при помощи которых он заблаговременно сообщает рынкам о предстоящих изменениях процентной ставки. Например, если Трише говорит о том, что EZB наблюдает цены с "особым вниманием", для экспертов ясно, что хранители евро на своей ближайшей встрече повысят проценты.

Вторым центром тяжести в Совете EZB, наряду с Трише, считается Аксель Вебер. Глава Deutsche Bundesbank, профессор валюты и финансов, который с 2002 по 2004 год был одним из пяти экономических советников правительства ФРГ, известных в деловом мире как "пятеро мудрецов", умеет постоять за себя на заседаниях Совета. "Вебер — это лидер, который не позволит загнать себя в угол", — говорит один из экспертов.

Перед каждым заседанием в Eurotower Вебер собирает специалистов экономического отдела Budesbank, которые должны его подробно проинформировать о новейших экономических разработках. Для сотрудников Bundesbank это настоящий вызов, потому что Вебер сам является блестящим экспертом, вникает в каждую мелочь и прекрасно аргументирует, говорят в Bundesbank.

Как жесткий апологет стабильных цен Вебер высоко ценит в совете EZB наследие Bundesbank. Для еврозоны это может пойти только на пользу. Потому что этому банку на протяжении 50 лет, пока он отвечал за финансовую политику в Германии, удавалось "держать за горло" инфляционного монстра.