- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Остатки сладки
В структуре украинского кондитерского рынка наибольшим является сегмент мучных кондитерских изделий. К ним относятся сладкое печенье, вафли, пряники, рулеты, кексы и т.п. На эту категорию уже приходится более 45% всего рынка, и она же демонстрирует наибольшие темпы роста.
Показательно, что даже в период кризиса (за исключением 2008 года) объемы производства в отрасли увеличивались, хотя и меньшими темпами. Так, в натуральном выражении рынок за 2010 год вырос на 3,5%, за 2011-й — на 8,3%.
Произошло это за счет наращивания экспортных поставок, поскольку снизившаяся покупательная способность на внутреннем рынке не могла обеспечить адекватный спрос. Фактически объемы экспорта уже не только достигли докризисных показателей, но и превзошли их. В 2010 году было экспортировано 104,1 тыс. тонн продукции, в 2011-м — 105,7 тыс. тонн, хотя этот показатель в 2008 году составил 94,8 тыс. тонн. Ключевые рынки — страны СНГ с большим перекосом в сторону России.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaОбъемы импорта, хотя и несопоставимо меньшие, также демонстрируют небольшой рост. Связывают это, как правило, с ростом стоимости отечественных сладостей. В 2010 году было импортировано 5,4 тыс. тонн мучной кондитерской продукции, в 2011-м — 5,9 тыс. тонн.
По оценкам экспертов, в следующие два-три года стоит ожидать ежегодного прироста украинского рынка кондитерских изделий на 3-5% в натуральном выражении. Также ожидается увеличение спроса и объемов производства более сложной высокотехнологической кондитерской продукции, производство которой по плечу большим корпорациям, что будет увеличивать их и без того немалый вес на рынке.
По мнению экспертов компании Priority Consulting, рост производства будет поддержан адекватным ростом экспортных поставок, однако их география может измениться в связи с введением пошлин Россией, Беларусью и Казахстаном. Как следствие, компаниям придется осваивать новые рынки, в первую очередь — ЕС. Связанные с этим затраты и организационные сложности эксперты относят к основным рискам отрасли на ближайшие несколько лет.
Сладкие риски
К основным рискам кондитерской отрасли, помимо коррекции экспортной составляющей, относится также высокая зависимость от цен на сырьевом рынке. В себестоимости кондитерской продукции на долю сырья (мука, сахар, кондитерский жир) приходится до 70%, поэтому подорожание любой из составляющих ощутимо сказывается на цене товаров на полке. Яркий пример — 2010 год, когда из-за дефицита сахара продукция подорожала почти на 25%.
Еще одна особенность рынка — ярко выраженная сезонность. Традиционные всплески спроса фиксируются накануне и в период праздников — в феврале-марте, июле, сентябре-ноябре. Рост продаж в этот период превышает базовый на 50%. Необходимость резко наращивать объемы производства и реализации в краткосрочный период заставляет производителей корректировать схему работы и количество персонала в отделах сбыта и логистики.
Еще одна проблемная сфера — продвижение продукции. Маркетинговые бюджеты производителей сладостей и сейчас исчисляются миллионами долларов и, по прогнозам экспертов, будут только возрастать. По разным оценкам, затраты на продвижение "кондитерки" за последние три-четыре года выросли у компаний-производителей втрое.
Как и представители других отраслей пищепрома, кондитеры испытывают дефицит финансов для развития и нарекают на банки, сократившие кредитование. "В последующие два года крупные игроки будут активно искать пути выхода на мировые фондовые биржи для привлечения дополнительного акционерного капитала", — считают эксперты Priority Consulting.
Концентрированный сахар
Украинский рынок кондитерских изделий отличает высокая концентрация. Более 65% его приходятся на восемь компаний: Roshen, "Конти", АВК, "Житомирские ласощи", "Бисквит-Шоколад", "Полтавакондитер", "Крафт Фудз", "Свиточ". При этом на Roshen приходится более четверти всего сегмента. Такая высокая концентрация делает рынок сложным для выхода, а игроков — для поглощения. Поэтому M&A-сделки эксперты считают возможными, но маловероятными. "Их "автором" может быть только международный игрок", — отметили в одной из кондитерских компаний.
Цены на кондитерские изделия ежегодно повышаются на 15-20%. На сегодня нет факторов, которые бы давали основания прогнозировать падение цен, и скорее всего, такая динамика будет сохраняться в дальнейшем.
Отметим также, что сейчас до 40% кондитерских изделий продаются через торговые сети, и в будущем их вес в структуре каналов реализации будет расти.
В Украине производство кондитерских изделий составляет более 3% ВВП страны.
Кондитерска япромышленность
Чистый доход 2011, млн. грн. |
Чистый доход 2010, млн. грн. |
%* |
Чистая прибыль 2011, млн. грн. |
Чистая прибыль 2010, млн. грн. |
||
1 |
Кондитерская корпорация Roshen |
7681,6 |
6432,4 |
19,4 |
796,9 |
954,1 |
2 |
Группа "Конти"1 |
5037,2 |
4184,6 |
20,4 |
106,6 |
222,0 |
3 |
Крафт Фудз Украина |
4255,1 |
3597,6 |
18,3 |
360,1 |
348,9 |
4 |
АВК |
3000,9 |
2480,8 |
21,0 |
86,2 |
5,9 |
5 |
Бисквит-Шоколад1 |
948,8 |
874,7 |
8,5 |
70,8 |
54,2 |
6 |
Львовская кондитерская фирма "Свиточ" |
858,9 |
560,1 |
53,3 |
51,7 |
28,6 |
7 |
ЖЛ |
785,6 |
768,8 |
2,2 |
6,6 |
10,1 |
8 |
Полтавакондитер |
423,8 |
390,2 |
8,6 |
11,9 |
5,1 |
9 |
Шоколадная компания "МИР" |
302,4 |
284,8 |
6,1 |
2,7 |
2,0 |
10 |
Кондитерская фабрика "Лагода" |
250,1 |
239,7 |
4,4 |
0,8 |
2,5 |
11 |
Дружковская пищевкусовая фабрика |
223,6 |
164,7 |
35,8 |
-4,7 |
1,8 |
12 |
Производственно-торговая компания "ЛУКАС" |
218,4 |
174,9 |
24,9 |
9,0 |
7,9 |
13 |
Грона |
214,7 |
151,7 |
41,5 |
21,9 |
16,1 |
14 |
Одессакондитер |
200,5 |
262,0 |
-23,5 |
-7,3 |
0,9 |
15 |
Роменский з-д продовольственных товаров |
185,3 |
153,0 |
21,1 |
-1,7 |
-3,5 |
16 |
Свит ласощив |
166,3 |
149,6 |
11,2 |
-1,1 |
-14,6 |
17 |
Малби |
152,2 |
234,8 |
-35,2 |
0,9 |
1,4 |
18 |
Ясен |
121,9 |
121,8 |
0,1 |
3,5 |
3,3 |