НБУ курс:

USD

41,99

+0,11

EUR

43,65

+0,13

Наличный курс:

USD

42,28

42,20

EUR

44,21

44,00

Первый пошел. Импортеры авто будут бороться против новых пошлин в суде

Импортеры и автопроизводители продолжают выяснять отношения. Скоро от этого пострадают и покупатели



11 апреля Киевский админсуд должен рассмотреть введение спецпошлин на импортные автомобили по иску Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров. Сообщение о трехгодичном применении спецпошлин было неожиданно опубликовано в марте и должно вступить в силу уже с 14 апреля. Если, конечно, ассоциация не сумеет добиться его отмены или отсрочки.

За и против

Как писала "Инвестгазета", 14 марта в "Урядовом курьере" было опубликовано не само решение, а уведомление о его принятии. По словам Олега Назаренко, гендиректора ВААИД, в ассоциации рассчитывают добиться опубликования основного документа, получив тем самым отсрочку вступления новых пошлин как минимум на месяц. К тому же на 14 апреля назначен суд и по правомочности самого расследования импорта, инициированного Запорожским автозаводом, "Еврокаром" и корпорацией "Богдан". По версии импортеров и дилеров, в катастрофическом падении автопроизводства виноват не импорт, а общее ухудшение экономической ситуации в стране, т.е. форс-мажор.

Аргументы импортеров и дилеров выглядят вполне убедительно. Однако, несмотря на это, импортеры проиграют производителям. Причин тому несколько. Во-первых, ситуация с производством автомобилей в Украине действительно катастрофическая. После падения продаж внутри страны чаще покупают импортные авто. По данным "Атлант-М", в 2012 году импорт вырос на 6% год к году — примерно до 190 тыс. единиц, а производство в очередной раз упало — на 27% (было выпущено менее 50 тыс. машин).

Во-вторых, с прошлого года Россия ввела утилизационный сбор на импортные автомобили, из-за чего машины украинской сборки оказались неконкурентоспособными на рынке РФ. В итоге украинские заводы оказались на грани остановки. И, наконец, в-третьих — импорт автомобилей негативно сказывается на платежном балансе. По подсчетам Ефима Хазана, вице-президента ассоциации "Укравтопром", импорт авто за 2012 год составил $4,3 млрд., экспорт — только $0,3 млрд. По словам собственника "УкрАвто" Тариэла Васадзе, больше всего Украина тратит на импорт нефти и газа, но автомобили стабильно держатся на третьем месте.

Это сильный аргумент в пользу любых запретительных мер. Особенно с учетом того, что отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины по итогам прошлого года выросло на 35,6% — до $9 млрд. В чем производители, кажется, готовы обвинять импортеров.

Взаимные обвинения

Кстати, об обвинениях. К весне нынешнего года конфликт между импортерами и производителями вышел на новый уровень. Еще в конце 2012-го и те, и другие разошлись в оценках динамики продаж. Первые утверждали, что авторынок сократился: с 220 тыс. машин в 2011 году до 217 тыс. в 2012-м. В ассоциации "Укравтопром", напротив, приводили цифру в 243 тыс. проданных в прошлом году машин. Последнее дало повод ВААИД обвинить производителей в фальсификации данных — соответствующее обращение до сих пор можно найти на официальном сайте импортеров и дилеров.

Негодование последних можно понять — снижение продаж было одним из самых весомых аргументов против введения квот. В ответ производители обвинили в манипуляциях с цифрами уже импортеров. В официальном пресс-релизе "Укравтопрома", разосланном в марте, продавцам импортных машин припомнили, как не были снижены цены после вступления в ВТО, когда пошлины снизились с 25% до 10%. И закончили обвинениями в завышении цен и предложением компенсировать нынешний рост пошлин за счет маржи автопродавцов и автопроизводителей. "Сумма всех перечисленных факторов и несложных математических расчетов показывает, что цена импортных автомобилей в рознице не вырастет так, как это пытаются представить импортеры. Они просто манипулируют цифрами", — заявили в "Укравтопроме".

На прошлой неделе с ответным — и не менее гневным — заявлением выступила уже ВААИД. Ассоциация привела цены на 36 моделей девяти марок в Украине и в соседних странах, доказывая, что внутренние цены вполне среднерыночные. Плюс ассоциация, наверное впервые, подробно обосновала рост цен на импортные авто на примере условной машины стоимостью $9,5 тыс. По данным ассоциации, при такой стоимости на заводе за счет расходов на логистику ($500) на границе Украины автомобиль будет стоить уже $10 тыс. 10% пошлины добавят к цене $1 тыс., 3-5% акциза — еще $400, НДС — $2,28 тыс. "Даже без заработка импортера или дилера стоимость авто возрастает с $9,5 тыс. до $13,68 тыс. А если добавить еще и спецпошлину в 12,95% плюс НДС на пошлину, то цена авто увеличится еще на $1555", — говорится в пресс-релизе импортеров и дилеров. Однако у производителей нашелся убойный аргумент и на это.

Не только пошлины

На прошлой неделе Николай Евдокименко, председатель правления ЗАЗа заявил, что при условии действия специальной пошлины на импорт автомобилей и "решения вопроса уплаты утилизационного сбора" при поставках в РФ завод в 2014 году может увеличить производство авто вдвое. Если в 2013-м ЗАЗ планирует выпустить 30 тыс. автомобилей, то в следующем уже 60 тыс. "На ЗАЗе работают около 8 тыс. человек, а для его обеспечения (материалами и комплектующими. — Ред.) — еще около 100 тыс. человек. Если закроется такое предприятие, как ЗАЗ, без работы останутся много людей... Власть этого допустить не может", — поддержал Евдокименко глава Запорожской облгосадминистрации Александр Пеклушенко.

Позиция последнего показательна. Особенно на фоне того, чего удалось добиться украинским автопроизводителям — "Богдану", ЗАЗу и "Еврокару" — всего за три месяца 2013 года. Кстати, не исключено, что им удастся добиться и большего. Упоминание утилизационного сбора в выступлении Евдокименко прозвучало не зря. Для того чтобы Россия не применяла утилизационный сбор к отечественным автомобилям, аналогичная норма должна быть принята и у нас. После чего отдельным межправительственным соглашением будет оформлено взаимное освобождение от этого платежа при ввозе на таможенную территорию Украины для российских машин и наоборот.

Законопроект о сборе был принят ВР в первом чтении еще в прошлом году. Тогда же Петр Порошенко, занимавший пост министра торговли, заявил, что российская сторона готова подписать соответствующее соглашение. Не исключено, что закон об утилизационном сборе будет принят так же неожиданно, как было опубликовано сообщение о спецпошлине. Судя по проекту, производители от сбора будут освобождены, а вот все импортные авто, кроме собранных в России, подорожают еще на 5,5 тыс. грн. Неизбежным следствием этого будет дальнейшее подорожание иномарок и сужение модельного ряда. Последнее уже произошло.

На прошлой неделе ВААИД заявила, что в Украине не состоятся премьеры сразу двух автомобилей: Nissan Almera и Citroen C4L. Продажи первого должны были начаться в апреле, второго — в июне. В обеих компаниях "Инвестгазете" подтвердили перенос премьер на неопределенное время, объяснив это ростом цен до неконкурентоспособного уровня. И подтвердили прогноз падения авторынка: на 30% в 2013 году — до уровня в 150-160 тыс. машин. Что, в общем-то, неудивительно — скорее всего, за Almera и C4L последуют и другие. Во всяком случае, еще в нескольких компаниях подтвердили, что пересматривают модельный ряд в пользу дизельных или малолитражных моделей, пытаясь минимизировать налоговые потери от спецпошлин. Если к ним добавится еще и утилизационный сбор — явление приобретет массовый характер.