НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

ПФТС и "Инвестгазета" ищут лучших

На фоне продолжающейся в течение более чем десятилетие дискуссии о необходимости повышения инвестиционного имиджа страны сегодня в Украине нет четкой системы раскрытия информации акционерными обществами. В принципе, информация раскрывается, ее можно найти

На фоне продолжающейся в течение более чем десятилетие дискуссии о необходимости повышения инвестиционного имиджа страны сегодня в Украине нет четкой системы раскрытия информации акционерными обществами. В принципе, информация раскрывается, ее можно найти в Интернете или в печатных средствах массовой информации, но она не дает инвестору полного представления о предприятии, о его состоянии и перспективах развития в будущем. Другими словами, предоставляемой информации недостаточно для принятия решения о вложении своих средств в то или иное предприятие

Если Украина действительно стремится к действенному и прозрачному рынку капитала, ей необходимо, в первую очередь, создать логичную и ориентированную на инвестора систему раскрытия информации. Главным критерием эффективности этой системы является ее поддержка ГКЦБФР, профессиональными участниками фондового рынка и акционерными обществами. При этом система должна базироваться как на реальных потребностях акционеров, инвесторов, рынка, так и на общепринятых международных стандартах раскрытия информации.
Между тем, действующая в Украине система предполагает достаточно сложный механизм взаимоотношений между акционерными обществами, которые предоставляют информацию, инвесторами, потребителями этой информации и государственным регулятором — ГКЦБФР. Главная особенность этого механизма — предоставление информации в Комиссию и ее раскрытие, правда, с существенной задержкой, путем публикации в различных печатных изданиях (часто труднодоступных для большинства инвесторов) и Интернете.
С целью привлечения внимания к проблеме раскрытия информации ПФТС вместе с ГКЦБФР и "Инвестгазетой" уже второй год подряд проводит Всеукраинский конкурс годовых отчетов акционерных обществ. К участию в конкурсе допускаются только напечатанные типографским способом экземпляры годовых отчетов акционерных обществ Украины. Годовые отчеты компаний нефинансового и финансового секторов оцениваются отдельно.
Лучших выбирает авторитетное жюри, в состав которого входят представители средств массовой информации, финансового рынка, органов государственной власти, между-
народных финансовых учреждений, юристы. Такое серьезное представительство позволяет осуществить качественную оценку годовых отчетов, сравнить их с лучшими мировыми образцами и отобрать лучшие. Причем элемент субъективности сведен к минимуму — разработана система критериев, соответствие которым легко проверить. Например, есть информация о крупных акционерах — плюс, нет финансовой отчетности — минус и т. д.
Кстати, о номинациях. Комплексная оценка осуществляется по трем номинациям: "Сущность и полнота раскрытия информации", "Качество предоставления информации в отчете" и "Оригинальность, дизайн и полиграфия отчета". Кроме победителей, в каждой номинации также определяется абсолютный победитель конкурса.
Сколько же из более чем тридцати тысяч украинских АО готовит годовые отчеты? Ответить точно довольно сложно, но мини-опрос специалистов показал удивительное единодушие — не более 250, т. е. менее одного процента. Единственное утешение: за последний год это число выросло примерно на 10 — 20%, что подтверждается также и предоставлением отчетов для участия во Втором Всеукраинском конкурсе годовых отчетов. Так, по состоянию на 17 октября для участия в конкурсе свои отчеты предоставили 45 акционерных обществ, а в прошлогоднем конкурсе приняли участие только 35 предприятий, банков и страховых компаний.
Победители Второго Всеукраинского конкурса годовых отчетов акционерных обществ будут названы в конце октября, а абсолютными победителями Первого Всеукраинского конкурса годовых отчетов акционерных обществ стали ОАО "Укрнафта" (среди промышленных предприятий) и ЗАО "Первый украинский международный банк" (среди финансовых учреждений).

Комментарии

Почему только некоторые акционерные общества Украины отваживаются на составление годового отчета (Прим. — не для предоставления в органы госрегулирования) и презентацию его своим акционерам и инвесторам?

Игорь Ляшенко, главный редактор "Украинской Инвестиционной Газеты":
— Отечественные компании воспринимают публикацию годового отчета как некую рекламную акцию. И, соответственно, эти отчеты ориентированы, в первую очередь, на клиентов компании, а не на акционеров, как это должно быть. Отсюда и низкая активность в подготовке отчетов. Кому надо работать с клиентами (банкам, страховым компаниям) — те публикуют отчеты.

Ирина Заря, Президент ПФТС:
— Прежде всего, хочется сказать о промышленных предприятиях, которые практически не готовят годовых отчетов. По-моему, основная причина этого кроется в нежелании собственников предприятий делиться информацией о себе. Да и государство этому способствует — за 12 лет независимости Украина законодательно не регламентировала систему раскрытия информации акционерными обществами, соответствующую мировым стандартам. Что же касается банков, то здесь ситуация лучше. Фактически все украинские банки готовят такие отчеты. Правда, часто они появляются на свет не в первой половине года, следующего за отчетным, а только во второй. Спрашивается, кому нужен годовой отчет за 2002 год, выпущенный в сентябре-октябре 2003 года?

Георгий Бутов, заместитель председателя правления АКБ "Форум":
— Логично предположить, что вектор действий коммерческой структуры направлен на получение выгоды. Само же издание годового отчета — эффективный способ представить свое содержательное "Я", а не только внешнюю оболочку (реклама), для привлечения потенциальных партнеров и клиентов, во взаимодействии с которыми и материализуется та самая выгода. В свою очередь, каждая коммерческая структура соизмеряет полученную или потенциальную выгоду с реальными и потенциальными затратами. Поэтому напрашивается вывод о поливариантности отсутствия желания составлять такие годовые отчеты: либо затраты несоизмеримы с выгодой; либо присутствует позиция недооцененности влияния годового отчета на умы и настроения акционеров, партнеров, клиентов; либо нет желания показать себя по ряду причин.
По-моему, соотношение между перечисленными вариантами такое: 20 : 40 : 40 (в %).

Александр Рубан, начальник отдела ценных бумаг, собственности и управления корпоративными правами ОАО "Запорожсталь":
— Нормальное работающее предприятие Украины способно составить годовой отчет для того, чтобы предоставить информацию о себе акционерам, инвесторам, общественности. Для того же, чтобы все акционерные общества Украины раскрывали информацию о себе,
в том числе с помощью годового отчета, не хватает полной, соответствующей мировым стандартам законодательной базы, регламентирующей процесс раскрытия информации акционерными обществами Украины. В то же время мы поддерживаем инициативу организаторов конкурса, который крайне важен для отечественной экономики, т. к. способствует повышению корпоративной культуры в Украине.