НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Пищевой футуризм. Чем будет питаться человечество в будущем

Дефицит пахотных земель и рост цен продукты питания в ближайшие десятилетия могут кардинально изменить пищепром, заменив традиционную еду синтетическим мясом, выращенными в небоскребах овощами и витаминными коктейлями


Сейчас главная проблема глобального сельского хозяйства состоит в том, что агропроизводство не успевает за спросом, что приводит к постоянному дефициту и росту цен на продукты. Но есть и еще одна — недостаток пахотных земель. Теоретически 8,2 млрд. га пахотных земель достаточно, чтобы прокормить несколько десятков миллирадов человек. Но земли эти распределены неравномерно. К примеру, в России или Бразилии до сих пор достаточно свободной земли. Но, например, в Японии она освоена практически вся, причем урожайность риса с 2005 года остановилась на показателе 52 центнера с гектара. То же самое наблюдается и в главной аграрной стране Евросоюза — Франции. Тут урожайность, к примеру, пшеницы уже десятилетие держится на уровне 70-72 центнера с гектара.

Фермеры в развитых странах достигли предела продуктивности земель. Показатели урожайности могут улучшить развивающиеся страны, но для них ситуация осложняется дефицитом воды и нехваткой финансов для развития. В итоге освоение новых территорий под пашни (4-5 млн. га в год) не успевает за темпами потерь плодородных грунтов из-за загрязнений, эрозии, опустынивания или урбанизации (6-7 млн. га в год). Подлил масла в огонь продовольственного кризиса и дефицит энергоресурсов — производство биотоплива "отхватило" значительную часть земель, ранее используемых для выращивания пищевых культур. В результате растущий спрос на пищевые ресурсы планеты с населением 7 млрд. человек рано или поздно поставит человечество перед необходимостью кардинального пересмотра взглядов на производство еды.

Будущее растениеводства

Японцы, обладающие самыми малыми запасами пахотных земель в мире на одного человека (0,03 га), одними из первых поняли, что классическое земледелие не прокормит 126 млн. населения, и стали использовать для выращивания растений все доступные площади. Свежий во всех пониманиях этого слова тренд в японской бизнес-среде — выращивание овощей в теплицах, расположенных прямо в офисах на всех доступных поверхностях. Для этого чаще всего используется гидропоника — растения получают все необходимые компоненты для роста не из грунта, а из раствора, в который погружены корни. Еще более "продвинутый" вариант — аэропоника. В этом случае заметно уменьшается расход воды — аэрозоль питательного раствора распыляют над подвешенным кустом. Производством овощей занимается даже такой гигант, как Mitsubishi Heavy Industries: компания построила на одном из своих заводов ферму, которая работает на солнечных батареях. Овощи из этого хозяйства обеспечивают питание сотрудников и поставляются в рестораны Токио.

Опыт позволил азиатам стать мировыми лидерами еще в одном необычном сегменте выращивания овощей — вертикальных фермах. Здесь речь идет уже не об одном этаже на чердаке офисного здания, оборудованном под выращивание капусты или салата, а о специализированном промышленном строении. Помимо решения проблем с экономией территорий, вертикальные фермы делают урожай независимым от внешних условий: температуры, солнечного освещения, вредителей и непогоды. Кроме того, сокращается период вегетации — те же овощи плодоносят чаще. Тренд характерен не только для Азии — в прошлом году шведско-американская Plantagon International начала строительство фермы в шведском Линчепинге. Архитекторы создали концепт, который должен вписаться в урбанистический пейзаж города.

Напечатанное мясо

Если овощи вполне можно выращивать в небоскребах, то мясная промышленность требует значительных площадей — хотя бы для выращивания кормов. Но в ближайшие десятилетия отрасль вполне может переориентироваться с дорогого промышленного фермерства на создание синтетической мяса.

Сейчас подобные заявления не выглядят столь уж фантастичными. Например, стартап Modern Meadow занимается разработкой 3D-принтера, который будет "печатать" плоть из картриджа, заполненного расходным материалом — живыми стволовыми клетками. Технология привлекла внимание известного венчурного инвестора Питера Тиля (основатель PayPal и первый крупный инвестор Facebook), который выделил изобретателям $350 тыс. Ближайшие планы Modern Meadow не выходят за пределы медицины — замещение донорских органов, создание искусственной кожи и т.п. Но в перспективе технология вполне может вырасти и до промышленных масштабов.

Производство мяса "из пробирки" позволит не только решить проблему с загрязнением окружающей среды отходами жизнедеятельности скота (а это — главный "поставщик" парниковых газов в атмосферу), но и сократить расход тех же зерновых. К примеру, для производства одного килограмма мяса требуется в среднем около 7 кг корма. Если потребность в нем отпадет, освободившиеся земли и мощности можно использовать для производства еды.

Питательная синтетика

Урбанизация и рост населения Земли будут повышать спрос на подобные технологии и стимулировать развитие новых. Чем питаться, человечество так или иначе найдет. Но от консервативных гастрономических привычек, вполне возможно, придется отказываться.

Один из последних примеров в этой области — американский программист Роб Райнхарт, который так любил свою работу, что у него совсем не было времени на еду. Райнхарт решил проблему просто: придумал напиток, который содержит все необходимые витамины и минералы для поддержания жизнедеятельности. Интересно, что напиток, который он назвал Soylent, обходится ему значительно дешевле обычной еды. Если раньше он тратил на продукты примерно $470 в месяц, то сейчас месячная доза питательного напитка обходится ему всего лишь в $50.

Роб сидит на своей диете несколько месяцев, пишет о наблюдениях в блог, ищет добровольцев, которые присоединятся к нему, и, судя по всему, доволен жизнью без еды. Квалифицированные специалисты признают, что такой способ питания вполне возможен. "Вы можете жить полноценной жизнью на такой диете", — говорит Джей Мирталло, профессор фармакологии из университета Огайо, который изучил состав Soylent.