- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Пивной дух
Несмотря на то что украинский пивной рынок целый месяц — в период проведения в стране европейского футбольного чемпионата — имел уникальный стимул для роста, игроки отрасли очень осторожны в прогнозах на год. По словам генерального директора компании "Укрпиво" Галины Кореньковой, пессимистичный вариант развития пивного рынка на этот год предполагает проседание на 1,5-2%, и эксперт пока не спешит списывать со счетов такую возможность.
Тем не менее среднесрочная перспектива внушает операторам оптимизм — в ближайшие несколько лет они ожидают рост показателей на 2-5% в год. По сравнению с двузначной динамикой прироста, которую демонстрировал рынок до кризиса, эти цифры незначительны, однако на фоне ежегодного проседания в последние несколько лет данный результат свидетельствует о постепенном восстановлении отрасли.
В структуре рынка игроки ожидают дальнейшей его поляризации. "Исходя из последних тенденций, наблюдается сокращение среднеценового и прирост нижнеценового и премиального сегментов. Данная тенденция удерживается на рынке уже около трех лет. Мы предполагаем, что в будущем ситуация изменится и динамика мэйнстрим-сегмента выровняется", — прогнозирует Ярослав Коваль, вице-президент по маркетингу Carlsberg Ukraine.
Отток потребителей из среднеценового мейнстрим-сегмента в пользу нижнего и премиального характерна не только для Украины. "Эта тенденция наблюдается на большинстве других европейских рынков, где она получила название U-shape phenomenon, — говорит Андрей Серов, руководитель отдела аналитики и рыночных исследований компании "Миллер Брендз Украина". По его словам, больше всего от такой тенденции страдают компании со значительным удельным весом среднеценовых марок в своем бренд-портфолио (в Украине среднеценовой сегмент — это пиво стоимостью от ~4,5 грн. до 5,5 грн. за 0,5 л). А выигрывают, соответственно, игроки со сбалансированным портфелем брендов, без перекосов в сторону мейнстрим-сегмента.
При этом диаметральной переориентации потребителя не ожидается — украинцы весьма консервативны в своих предпочтениях и очень неохотно меняют свои вкусы. " Украина была и остается страной классического светлого лагера. Попытки некоторых игроков рынка развить такие категории, как темное пиво, эль, сидр и т.п., пока не принесли каких-либо значимых результатов. Эти категории, безусловно, находят своих потребителей, но объемы их продаж стабильно малы", — считают в "Миллер Брендз Украина".
В структуре потребления спиртных напитков в нашей стране, как и в соседней России, лидирующие позиции с большим отрывом до сих пор занимает крепкий алкоголь, в первую очередь — водка. Это отличает Украину от других европейских стран, где в потребительском меню преобладает пиво.
Тем не менее в долгосрочной перспективе наблюдается постепенное "перетекание" потребителей из сегмента крепких спиртных напитков к пивобезалкогольным продуктам. "Внутри пивного рынка также уменьшается доля крепких сортов пива, что отражает усиливающуюся тенденцию заботы потребителей о своем здоровье и растущую популярность здорового образа жизни", — поясняет Андрей Серов.
Погода и чиновники
Факторы риска для отрасли остаются неизменными с момента формирования пивного рынка в Украине и условно могут быть разделены на две группы — климатические и административные. Пивной рынок отличает ярко выраженная сезонность, поэтому жаркое/прохладное лето имеет прямое влияние на объемы продаж. "Риски пивного рынка достаточно прозрачны, в первую очередь — это погода. Этот риск вряд ли когда-либо изменится, — говорит Ярослав Коваль. — Если говорить о других важных рисках — это акциз, запрет рекламы и ограничение продажи пива".
Андрей Серов также выделяет некоторые основные риски, связанные с законодательным регулированием отрасли. Это специфические отраслевые налоги и сборы, прочие возможные ограничения, которые могут кардинально повлиять на рынок. "Но в первую очередь среди основных угроз для рынка пива — возможное ухудшение экономической ситуации, негативно влияющее на уровень доходов населения", — резюмирует он.
Те же и Heineken
Украинский пивной рынок долгое время был образцом стабильности и незыблемости среди основных игроков. Однако 2011 год доказал, что эта монолитность может быть легко нарушена. Всего за один год на отечественном рынке состоялись две крупные сделки ("Перша приватна броварня" и Oasis CIS), что было бы значимым событием и для менее консервативной отрасли. Галина Коренькова считает, что вследствие появления новых производителей перераспределение долей рынка пива неизбежно.
От M&A-сделок участники рынка не зарекаются и в дальнейшем. "Ничего исключать нельзя. Не далее как в 2011 году произошли две крупные сделки. Украинский рынок пива достаточно динамично развивается, поэтому интересен для многих игроков", — объясняет Ярослав Коваль из Carlsberg Ukraine.
На сегодняшний день из европейского топ-5 в нашей стране нет только филиала компании Heineken, которая занимает третье место в Европе. Однако не исключено, что международный пивной гигант уже готовит площадку для выхода на украинский рынок. Недавно в Украину, приобретя пивзавод "Радомышль", вышла группа Oasis, вскоре объединившая свои украинские активы с "Першою приватною броварнею". "В прошлом группа Oasis успешно развила и в 2005 году продала свой бизнес в России компании Heineken, тем самым обеспечив ей выход на российский рынок. — напоминает Андрей Серов. — Поэтому мы не исключаем, что и украинские активы Oasis и "Першої приватної броварні" могут через какое-то время быть проданы Heineken в качестве платформы для выхода на украинский рынок".
Производство безалкогольных напитков
Чистый доход 2011, млн. грн. |
Чистый доход 2010, млн. грн. |
%* |
Чистая прибыль 2011, млн. грн. |
Чистая прибыль 2010, млн. грн. |
||
1 |
Кока-Кола Бевериджиз и Украина Лимитед |
2406,9 |
2308,0 |
4,3 |
-177,2 |
22,6 |
2 |
Витмарк-Украина |
985,0 |
713,3 |
38,1 |
— |
— |
3 |
Моршинский з-д минеральных вод "Оскар"1 |
864,8 |
352,6 |
145,3 |
103,6 |
58,6 |
4 |
Красиловское, ДП "Оболонь" |
382,4 |
308,0 |
24,2 |
11,4 |
22,8 |
5 |
Миргородский з-д минеральных вод1 |
232,8 |
200,4 |
16,2 |
25,2 |
17,6 |
6 |
Киевский з-д безалкогольных напитков "Росинка" |
229,5 |
204,9 |
12,0 |
-35,0 |
4,2 |
7 |
Аквапласт |
152,6 |
128,3 |
18,9 |
3,3 |
2,9 |
8 |
Малби Беверидж |
150,8 |
100,4 |
50,2 |
0,4 |
-1,8 |
9 |
Панда |
145,3 |
168,1 |
-13,6 |
7,9 |
6,5 |
10 |
Свалявские минеральные воды |
80,8 |
76,8 |
5,2 |
-0,7 |
2,2 |
Производство пива
Чистый доход 2011, млн. грн. |
Чистый доход 2010, млн. грн. |
%* |
Чистая прибыль 2011, млн. грн. |
Чистая прибыль 2010, млн. грн. |
||
1 |
САН ИнБев Украина |
3822,0 |
3434,0 |
11,3 |
165,3 |
294,4 |
2 |
Оболонь |
3577,5 |
2718,2 |
31,6 |
118,5 |
40,9 |
3 |
ПБК "Славутич" |
3288,4 |
2331,3 |
41,1 |
400,5 |
333,9 |
4 |
Миллер Брендз Украина |
588,4 |
342,6 |
71,8 |
-120,9 |
-188,1 |
5 |
Пивоварня Зиберта |
381,0 |
328,0 |
16,1 |
-4,2 |
23,3 |
6 |
Первая частная пивоварня "Для людей — как для себя!" |
296,1 |
323,6 |
-8,5 |
0,5 |
3,9 |
7 |
ПБК "Крым" |
113,8 |
97,0 |
17,3 |
10,3 |
3,5 |
8 |
ПБК "Радомышль" |
85,7 |
135,4 |
-36,7 |
-94,4 |
-8,4 |
9 |
Микулинецкий пивовар |
67,3 |
65,0 |
3,6 |
11,6 |
15,2 |
10 |
Бердичевский пивоваренный з-д |
40,4 |
37,4 |
8,0 |
3,9 |
5,8 |
11 |
Хмельницкий областной пивзавод |
29,1 |
31,3 |
-7,1 |
8,2 |
8,8 |
12 |
Ровеньковский пивоваренный з-д |
20,7 |
18,1 |
14,0 |
4,1 |
3,9 |
13 |
Ривень |
18,1 |
23,5 |
-23,2 |
0,6 |
0,2 |
14 |
Лисичанский пивоваренный за-д |
9,5 |
10,2 |
-6,6 |
-18,1 |
-17,6 |
15 |
Пивзавод на Подоле |
8,1 |
8,3 |
-2,2 |
-20,0 |
-17,2 |