НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Плавающий капитал

Зачем московским фондовым спекулянтам пять речных портов и двести ржавых кораблей "Укрречфлота".

Зачем московским фондовым спекулянтам пять речных портов и двести ржавых кораблей "Укрречфлота".

Интерес частного капитала к АСК "Укрречфлот" вполне закономерен — более 60% всех грузов, переправляемых по морям и рекам, перевозит эта компания. На первый взгляд не слишком доходное предприятие, чтобы устраивать за обладание им такие громкие войны, на самом деле зарабатывает миллионы. Основные активы "Укрречфлота" — 200 судов, 65 из которых используются для морских перевозок, 100 — для перевозок по Дунаю, 35 — по Днепру. Главная статья доходов — грузовые перевозки и деятельность портов и грузовых терминалов (предприятию принадлежат пять речных портов: Херсонский, Николаевский, Днепропетровский, Запорожский и Черниговский). К непрофильным активам относят страховую, экспедиторскую, фрахтовую, брокерскую и агентские компании. Также "Укрречфлоту" принадлежит недвижимость в Киеве и других крупных городах Украины, пансионаты и базы отдыха, судоремонтные и судостроительные заводы. Параллельно с 2003 года компания занялась туристическим бизнесом и осуществляет круизы по Днепру, Дунаю и Черному морю.

Цена вопроса


Если верить официальным отчетам, размещенным на сайте Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, то в 2006 году АСК "Укрречфлот" было заявлено об уставном капитале в размере 2,757 млн. грн. Доходы АСК "Укрречфлот" в 2006 году составили 564 млн. грн., что на 13% больше, чем в 2005 году. В то же время, как удалось выяснить из неофициальных источников, близких к компании, реальные финансовые показатели намного выше. Одним из наиболее прибыльных направлений деятельности "Укрречфлота" является сдача в аренду принадлежащих ему судов. Основные арендаторы, как правило, — иностранные перевозчики. "Уже несколько лет я арендую у "Укрречфлота" сухогрузы. И плачу по международным установленным тарифам — $18 за тонну водоизмещения судна. Из них в официальных документах, оформляемых для Украины, отражается только $1 за тонну водоизмещения", — говорит Питер Кноль, владелец одной из небольших иностранных компаний-перевозчиков, работающих на отечественном рынке.Кроме своей прямой деятельности, "Укрречфлот" немало зарабатывает и на ресторанном бизнесе. "Решив открыть ресторан на барже, я был готов платить аренду за место у причала, но для меня полной неожиданностью стала необходимость помимо арендной платы отдать "Укрречфлоту" 25% доли в бизнесе", — рассказал Владимир, хозяин одного из ресторанов на Днепре.Как и на каждом постсоветском предприятии, имущество, находящееся на балансе компании распродавалось. Именно таким образом несколько лет назад были распроданы все "Метеоры" и "Ракеты", которые были некими водными маршрутными такси межу прибрежными городами и дачными поселками. Насколько ценны активы, которые сейчас есть у "Укрречфлота", оценить трудно. Большинство экспертов затрудняются вывести общую стоимость предприятия. Сколько зарабатывает на самом деле предприятие и сколько может, оценить трудно. Основная причина низких доходов — заниженные тарифы на перевозку грузов. Кроме того, необходимо учитывать еще и то, что речной транспорт в Украине пока выполняет вспомогательную функцию, и не может конкурировать по тарифам и услугам с железнодорожным и автомобильным транспортом. Эффективность работы речного транспорта Украины значительно ниже (разница — около 20%) по сравнению с развитыми странами. По различным оценкам, рентабельность перевозок в последние годы колеблется от 0 до 10-15%. Также, на доходность предприятия влияет и несовершенство структуры государственного управления отраслью. Помимо того, есть трудности с навигацией — например, водная артерия Украины между Днепропетровском и Киевом почти не используется для судоходства. Для этого есть масса причин, одна из которых — чрезмерный размер сборов с судовладельцев за проход шлюзов, за подъем пролетов железнодорожных мостов, а также введение платы за пользование речной водой. Кроме того, украинский флот стареет, конкуренция на фрахтовом рынке ожесточается.

Плавание на поверхности


Сказать, что активы "Укрречфлота" только распродавались, неверно. Не так давно начались работы по строительству нового речного флота — под эти цели было найдено $100 млн. За эти деньги в прошлом году построили и спустили на воду 14 судов мирового уровня, из них четыре теплохода типа "Буг" дедвейтом 6,3 тыс. тонн и две несамоходные баржи "Европа-М". После чего было дополнительно инвестировано еще $44 млн. на строительство новых судов. "В конце апреля 2007 года компания подписала контракт с ЕБРР о получении кредита в размере $30 млн. на модернизацию морского и речного флотов "Укрречфлота", а также на строительство трех морских теплоходов и почти 30 барж. Ранее ЕБРР открыл "Укрречфлоту" кредитную линию на сумму $75 млн. Флот строится в г. Николаеве на средства компании и по кредитам ЕБРР на николаевской судоверфи Damen Shipyard's Ocean, — сообщила Наталья Сысенко, лидер группы структурных реформ института экономических исследований и политических консультаций. Сегодня "Укрречфлот" удерживает долю в 60% от общего объема перевозок, осуществляемых всем морским и речным транспортом Украины. "Мы ставим перед собой задачу в течение пяти лет увеличить объемы морских перевозок на 50%, дунайских — на 30%, внутрибассейновых — на 25%, заметно оживить круизный бизнес", — сообщил и. о. президента АСК "Укрречфлот" Михаил Чубай в письме, опубликованном на официальном сайте компании. Кроме того, нынешнее руководство считает, что "Укрречфлот" может и должен конкурировать с Украинским Дунайским пароходством и средиземноморскими перевозчиками. "Для этого мы будет обновлять плавсостав, строить новые корабли", — сказали в пресс-службе компании. В странах ЕС ситуация несколько иная, там давно уже оценили преимущества внутреннего водного транспорта. Он является одним из самых безопасных и экологически чистых. Так, аварии на речном транспорте в среднем за год происходят в 178 раз реже, чем аналогичные происшествия на большегрузном автотранспорте, и в 13 раз меньше, чем на железной дороге. Кроме того, в ЕС разработана специальная программа "Марко Поло" по переключению грузопотоков с автомобильного на водный транспорт. Помимо этого, большие надежды по увеличению доходности и рентабельности предприятия возлагаются на новый элеватор и зерновой комплекс в Херсонском порту, строительство которого должно быть завершено в ближайшее время. "Если все будет нормально, то вскоре мы начнем строительство такого же элеватора в Днепропетровском речном порту и универсального грузового комплекса по переработке зерна, ферросплавов и других грузов в Запорожском речном порту", — сообщили в пресс-службе "Укрречфлота".На прошлой неделе стало известно, что инвестиционная компания "Велес Капитал" сконцентрировала более 70% акций судоходной компании "Укрречфлот". Сколько инвестиций собираются вложить новые владельцы на приведение в порядок всего хозяйства, пока неизвестно. Представители новых собственников отмечают, что размер необходимых инвестиций будет определен несколько позже, после детальной оценки состояния доставшегося им имущества.