Почтамт предупреждает

В одном из номеров "Инвестгазеты" мы уже писали о компаниях, которые некорректно используют почтовые рассылки. Эти компании рассылают письма, в которых обещают золотые горы тому, кто приобретет их продукт. Они также отсылают по произвольно выбранным адрес
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В одном из номеров "Инвестгазеты" мы уже писали о компаниях, которые некорректно используют почтовые рассылки. Эти компании рассылают письма, в которых обещают золотые горы тому, кто приобретет их продукт. Они также отсылают по произвольно выбранным адресам ненужные получателю посылки

Некоторое время назад компания "Ева Лтд" начала рассылать жителям регионов, а впоследствии и столицы бандероли с книгами. Эти книги получатели не заказывали, однако некоторые из любопытства посылку вскрывали, после чего вернуть ее на почту и получить обратно деньги было невозможно. На днях подобная посылка пришла одному из наших сотрудников в Киеве.

Чтобы прояснить ситуацию, мы позвонили на почту. Владимир Артюшенко, начальник Левобережного почтамта, рассказал нам, что таких организаций по Киеву довольно много. "Если физическое лицо получает подобную посылку, то обязательно с накладной оплатой, — комментирует г-н Артюшенко. — Человек, которому адресована посылка, приходя на почту, получает документы, по которым он должен ее оплатить. Только после оплаты доставки он может ее открыть". Почтовый оператор предупреждает, что если деньги получатель уже заплатил, то вернуть их нельзя, поскольку возникает вопрос: если посылку он не ждет, зачем платит деньги и получает?

В то же время получатель вовсе не обязан забирать и оплачивать посылку от неизвестного юрлица, можно просто оставить ее на почте. По словам Романа Марченко, партнера юридической фирмы "Ильяшев и партнеры", заставить кого-то оплатить посылку невозможно. Если клиент не согласен платить, почта может подать в суд. Однако правила об оплате являются внутренними правилами почты, утвержденными приказами Минсвязи, и не могут превалировать над правом человека на свободный выбор товаров.

Если же получатель за посылку уже заплатил, вернуть деньги он сможет только через суд. В случае, когда почта предупреждает получателя о том, что деньги за вскрытую посылку возвращены не будут, и получатель, несмотря на это, все же посылку оплачивает, они действуют по устному договору, который уже считается достаточным основанием для невозврата денег.

Что касается самих рассылок, то, по мнению юристов, они вполне могут стать поводом для открытия уголовного дела по факту мошенничества. "Уголовный кодекс предусматривает массу статей по этому поводу, — комментирует Роман Марченко. — Такие случаи нужно обобщать и передавать в правоохранительные органы".

Письмо, в котором компания предлагает купить ее товар и обещает за это приз, также может быть использовано в качестве доказательства в суде. Такие письма подпадают под существующее в гражданском законодательстве понятие "открытой офферты". Письмо компании и согласие получателя приобрести товар уже составляют устный договор, поэтому получатель имеет право требовать свой приз. Правда, если на письме нет официальных подписей и печатей, доказать, что это письмо отправлялось именно из этой компании, будет очень сложно. В случае рассылок компанией "Ева ЛТД", где сообщается о выигрыше и предлагается заполнить отрывной купон на покупку книг, на самом конверте стоят реквизиты отправителя. А под текстом письма проставлена подпись главы комитета по вручению подарков. Аналогично и с последующими рассылками книг: хотя в почтовом извещении не указан отправитель, на самом почтовом узле с готовностью сообщают название компании, которая столь оригинально предлагает свои товары, рассчитывая на неосведомленность большинства получателей.