- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Показательное наступление: Запад растерялся перед российской агрессией в Крыму
Еще две недели назад многие жители ЕС или США даже не знали, где именно находится полуостров Крым, а теперь западные эксперты заговорили, что он может стать причиной новой холодной войны и даже военного столкновения НАТО и России.
Все началось 1 марта, когда Совет Федерации РФ разрешил Владимиру Путину использовать войска на территории Украины, чтобы "защитить русских граждан". Позднее российский президент ослабил накал, заявив, что пока не видит потребности в широкомасштабной интервенции. В ЕС и США немного успокоились и предложили начать прямые переговоры между Россией и новым правительством Украины, а также о том, что полуостров сам должен решить свою судьбу. В четверг, 6 марта, Совет министров автономии принял решение войти в состав России и назначил референдум по этому вопросу на 16 марта. В Киеве на это отреагировали предсказуемо: исполняющий обязанности президента Александр Турчинов категорично заявил, что решение Совмина незаконно, а территория Украины — неприкосновенна.
В тот же день провалом закончились и переговоры министров иностранных дел России и США в Париже. Стороны не смогли договориться, и теперь непонятно, сможет ли Запад стать посредником в борьбе Киева и Москвы за Крым. Представитель России в ООН Виталий Чуркин заявил даже о готовности РФ разорвать дипломатические отношения с Украиной. Следующим шагом после этого может стать война.
По мнению экс-госсекретаря США Колина Пауэлла, Россия настроена очень решительно. "Москва готовит почву в Крыму (референдум. — Ред.), и ее мало волнуют потери, которые могут достигать более 3% ВВП, или санкции США и тем более ЕС. Захват Крыма может стать звездным часом для Владимира Путина, как и его Олимпиада", — сказал Пауэлл.
ЕС и США выражают Украине поддержку, но в то же время заявляют, что пока не готовы к реальным санкциям против России и тем более к военному вмешательству.
Две войны
"В агрессии в Крыму слишком много похожего на кампании 2008 года в Южной Осетии и Абхазии. Здесь Россия действует так же и рассчитывает, что реакция Запада будет такой же слабой", — говорит старший эксперт American Foreign Policy Council Стивен Бланк.
Сходство "пятидневной войны" в Осетии и операции в Крыму сложно не заметить. Оба конфликта начались, когда внимание мировых СМИ были сосредоточены на освещении Олимпийских игр. В 2008-м Владимира Путина даже не было в России — он присутствовал на открытии игр в Пекине. После закрытия сочинской Олимпиады прошла всего неделя, когда Россия начала вводить войска в Крым. По мнению главы аналитического центра Atlas Томаса Палмера, Кремль решился на интервенцию в Крым, укрепив свой имидж в глазах россиян на волне успешно проведенной Олимпиады. Последние две недели рейтинг доверия россиян к Владимиру Путину держится на рекордном уровне — 67,8%.
Кроме того, по мнению Томаса Палмера, за несколько лет до войны в Осетии Россия начала пропагандистскую кампанию за отделение ее от Грузии. По данным Института Брукингса, Москва потратила на агитацию с 2006-го по 2008 год более $300 млн. В Крыму российская пропаганда велась значительно дольше. В результате Осетия на референдуме в 2009 году проголосовала за союз с Россией, и в Госдуме РФ сейчас уверены, что большинство населения Крыма их поддержит.
Наконец, по мнению эксперта European Council on Foreign Relations Стивена Мейснера, если Украина окажет сопротивлении в Крыму, РФ даже может начать войну в ее восточных регионах. "Так было с Грузией, когда российские танки дошли до Гори в 80 километрах от Тбилиси. Сейчас Москва может решиться на вторжение в Украину, чтобы потом отступить, но сохранить Крым", — говорит эксперт. По его мнению, у России простая тактика: создать квазигосударство, помочь ему военными силами и оторвать территорию от Украины. С Грузией этот сценарий удался полностью. После этого Россия поверила в эффективность такой доктрины и, видимо, готова применять ее опять, не считаясь с расходами и последствиями.
По данным американского Совета по внешней политике, каждый день войны в Осетии стоил РФ 2,5 млрд. рублей (около $100 млн.). Общие потери российской экономики от этой войны составили не менее 2% ВВП, или $68 млрд. Кроме того, только за первый год контроля над Осетией и Абхазией Москва вынуждена была безвозмездно передать им более $3 млрд. За все годы существования этих республик, по неофициальным подсчетам Центра Карнеги, Россия потратила на них более $10 млрд. При этом значительная часть средств на поддержание непризнанных республик шла через специальные фонды президента, бухгалтерия которых засекречена.
Если Российская Федерация решится на военный конфликт для завоевания Крыма, по предварительным подсчетам инвестиционного банка Merrill Lynch, ей придется потратить на военные действия 3% своего ВВП. И, видимо, Россия готова пойти на эти потери. По мнению Кэрол Севьетс, старшего аналитика Security Studies Program, Крым — больше чем полуостров, это контроль над Черным морем и важная часть политики России по возрождению мощи Советского Союза. "Южной Осетии отказали в просьбе войти в состав России, опасаясь санкций со стороны Запада. Но с Крымом все по-другому", — говорит эксперт. Тем более что Госдума уже начала готовить соответствующий закон. Остановить Москву сейчас может только расторжение торговых отношений с Западом и введение экономических санкций против РФ. Или прямое вмешательство сил НАТО в конфликт. Но с этим не все так просто.
Нет санкций
В тот день, когда российские войска начали прибывать в Крым, президент США Барак Обама заявил, что мир столкнулся с самым важным конфликтом с момента распада СССР, и теперь Вашингтон и Брюссель должны проверить силу своей дипломатии и помочь Украине.
Но если в 2008 году в США заявили, что планируют исключить Россию из "Большой восьмерки", то теперь прозвучали только угрозы не приехать на саммит G8 в Сочи. Владимира Путина это не напугало — он заявил, что все равно проведет саммит в начале июня, даже если туда никто не приедет.
Видимо, пока Запад не готов к конкретным действиям против России.
Во-первых, большинство иностранных аналитиков, опрошенных "Инвестгазетой", говорят, что НАТО не станет оказывать военную помощь Украине даже в случае войны в Крыму. Максимум Альянс может перебросить свои дивизии к восточным границам Польши, чтобы защитить страну-члена организации. По мнению Нейла Гардинера, директора Margaret Thatcher Center for Freedom, сейчас Альянс не станет ввязываться в новую войну ни при каких обстоятельствах. "НАТО пытается закончить войну в Афганистане, которая уже стоила нам $700 млрд., и новый конфликт для нас немыслим", — говорит Гардинер. Кроме того, Украина много лет не могла определиться, хочет ли она вступать в Альянс, и поэтому НАТО сейчас не захочет ввязываться в бой ради нее.
Во-вторых, США также не захотят открыто противостоять России. По мнению Главы отдела стратегии по развивающимся рынкам Standard Bank Тимоти Эша, финансовые санкции приведут лишь к оттоку российского капитала из американских и европейских банков в финансовые учреждения Ближнего Востока и Азии, которые готовы принять эти деньги, при этом не нанесут серьезного ущерба российскому капиталу. К тому же с 2011 года Россия выкупила американских гособлигаций на сумму $151 млрд., что сделало страну одним из самых больших кредиторов Америки.
Кроме того, на осень запланированы выборы в Конгресс. Если Барак Обама решится вмешаться в крымский конфликт, то оппозиционные республиканцы назовут его "политическим авантюристом", говорит аналитик Сentre for Eastern Studies Адам Эберхарт. По его словам, сейчас 60% американцев не поддерживают любые иностранные акции Штатов, и республиканцы воспользуются этим на выборах. ""Мы не смогли надавить на Сирию, когда там применяли химическое оружие против мирного населения — у нас были бюджетные дебаты. Поэтому реальные санкции в случае Крыма еще менее вероятны", — говорит эксперт.
Возможно поэтому США решились запретить въезд на их территорию некоторым российским гражданам, "ответственным за ограничения территориальной целостности Украины", только к концу недели. На момент сдачи номера списка тех, кто подпадает под санкции, еще не было.
Европейские лидеры также не смогли выработать единую позицию относительно введения санкций против России. Например, президент Франции Франсуа Олланд заявил, что не будет поддерживать агрессивные действия и сторонам конфликта нужно обязательно вернуться за стол переговоров. По мнению Стивена Мейснера, сейчас Европа не настроена на жесткие меры и у России развязаны руки.
Видимо, даже если события в Крыму будут развиваться по грузинскому сценарию: референдум — война — вход территории в состав России, ждать быстрой реакции Запада не стоит. Но вот потом мир может столкнуться с новым глобальным дипломатическим кризисом.
Новая холодная
Агрессия в Крыму, по мнению Колина Пауэлла, означает, что глобальная геополитика в Европе, которую пытались строить США и ЕС в последние годы, потерпела крах. "Вашингтон не смог договориться или купить Россию, и теперь настала пора менять политический курс. Делать его жестче", —
говорит Колин Пауэлл. Но, по его словам, сейчас в Белом доме будут продолжать задабривать Москву, по крайней мере, до следующих выборов президента в 2016-м.
Кроме того, политик считает, что жесткие санкции только толкнут Россию в объятия Китая, который становится геополитическим лидером в Азии. По мнению аналитиков Института Брукингса, общий союз России и Китая даст армию размером в 2,5 млн. человек и ядерный арсенал в почти 3 тыс. боеголовок. В экономическом плане Москва и Пекин будут покрывать более 40% мирового ВВП. Тем более, в прошлом году Китай начал амбициозную программу строительства флота, на которую уже потратил более $60 млрд. По мнению экспертов, Пекин сейчас хочет вытеснить США из Тихого Океана, и для этого ему потребуется поддержка России с ее природными ресурсами.
В ответ на это сближение ЕС и США пока могут противопоставить только устаревшую доктрину НАТО о том, что большие войны в Европе — невозможны. "После 1989 года в Европе и Америке поверили, что Европа стала абсолютно безопасным регионом. Даже война на Балканах не пошатнула эту уверенность. Теперь это убеждение разбито", — говорит Нейл Гардинер. И пока лидеры США и ЕС не знают, как реагировать на это. Тут многое будет зависеть от того, насколько далеко решится зайти Россия в крымском конфликте. Если на полуострове начнется полноценная война, Вашингтону и Брюсселю нужно будет решить — цепляться за уже устаревшие политические доктрины или помешать России переделать под себя Восточную Европу.