Польская одиссея

Ник Пиацца, генеральный директор ИК BG Capital, о том, почему нужно торопиться засветиться в Варшаве

инвестбанкинге первый квартал — самое подходящее время для привлечения новых клиентов и наработки свежих контактов. На протяжении последних месяцев я практически жил в самолетах, за плечами не один десяток встреч с представителями инвестфондов в Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Франкфурте, Варшаве. И что меня ожидало? На удивление, ряд новых фондов со словами "frontier markets" ("развивающиеся рынки") в названии. Похоже, что мир снова готов рисковать.

Воспрял духом и украинский корпоративный сектор. Компании с капитализацией $100-500 млн. смело и успешно осуществляют размещения в Варшаве, а где первые ласточки — там и стая. По моим данным, во втором квартале еще четыре-пять украинских компаний придут в Польшу. Больше поляков появилось и в Киеве — "Лешеки" и "Вацлавы" приезжают вести переговоры и финализировать сделки.

В итоге движение встречное: иностранцы возвращаются в Украину, украинцы выходят в мир. Для нашего корпоративного сектора сейчас открыты все двери в Польше, бумаги украинских компаний там нынче в моде. К примеру, агрокомпания с земельным банком менее 100 тыс. га, еще год назад не представлявшая интереса для инвесторов, сегодня имеет шанс найти покупателей. Правда, ажиотаж вокруг украинского агросектора напоминает мне 2007 год. Только тогда в моде были акции компаний строительного сектора. Чем это закончилось в 2008 году, думаю, напоминать не стоит.

Праздник на Варшавской бирже для наших аграриев, да и представителей других секторов, также не будет длиться вечно. Причина тому — пенсионная реформа, проведенная в Польше в прошлом году. До нее граждане ежемесячно отчисляли в пользу пенсионных фондов 7% дохода. В свою очередь фонды обязывались инвестировать 50% полученных средств в ценные бумаги на польской бирже. В результате пенсионной реформы ставка отчислений от доходов населения была сокращена до 2%. Это означает, что через некоторое время (по моим прогнозам, два-три года) сокращение денежного потока от пенсионных фондов приведет к снижению ликвидности польского фондового рынка, а инвесторы станут более осторожны в покупках. Поэтому сейчас я бы не рекомендовал ни одной компании, запланировавшей IPO в Варшаве, откладывать его в долгий ящик.

Кроме того, IPO-бум агрокомпаний частично обесценивает каждую последующую сделку. Так, если размещения "Астарты" и "Кернела" в 2006 и 2007 годах были оценены рынком с премией к компаниям-аналогам (по результатам IPO EV/EBITDA для "Астарты" составила 15, а для "Кернела" — 17), сейчас собственники агробизнесов должны быть готовы к оценке своих активов с дисконтом. Логика управляющего инвестфонда крайне проста: "За ту же цену я могу приобрести уже знакомые мне акции с листингом на Варшавской бирже. Почему я должен вкладывать деньги в неизвестную компанию, которая еще даже не котируется?"

Кроме своевременности, успешность IPO зависит от правильного выбора инвестиционного консультанта. Предложений услуг финансовых советников на рынке сегодня достаточно — от международных и польских брокеров до локальных инвестбанков. Но я убежден, что успешная сделка практически невозможна без участия локального консультанта. Дело в том, что международные брокеры априори не знакомы со спецификой "жовто-блакитного" бизнеса. Убедитесь, что инвестбанкир понимает ваш бизнес до последнего винтика или зернышка и умеет его продавать. По сути, рынки покупают инвестиционную историю. Именно банкир должен ее сформировать.

Еще одна рекомендация собственникам украинских компаний: всегда смотрите на перспективу. Могу поспорить, инвестбанкир, который разработал стратегию развития вашего бизнеса на ближайшие 12 месяцев после IPO, не знает своего дела и не понимает ваш бизнес. Понятной для инвесторов будет компания с четко прописанной инвестиционной историей и стратегией развития, по крайней мере, на ближайшие пять лет.

В целом же нужно понимать, что IPO не самоцель или конечный результат. Это всего-навсего один из инструментов в широком строительном наборе вашего бизнеса.