- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Полуночный спор. Лидеры Евросоюза так и не смогли договориться о бюджете на следующие семь лет
Дело близилось к ночи. Целый день президенты и премьер-министры стран Евросоюза общались тет-а-тет с президентом Европейского совета Херманом ван Ромпеем, рассказывая о своих пределах допустимого в распределении бюджета на ближайшие семь лет. Лишь ближе к полуночи с 22 на 23 ноября брюссельский саммит стран ЕС перешел в формат многосторонних переговоров за круглым столом. "Вероятно, эта встреча будет длинной и сложной. К счастью, этот вопрос поднимается только раз в семь лет!" — пошутил ванн Ромпей, открывая первую сессию. Как оказалось, в этой шутке была большая доля правды.
Раздел бюджетного пирога никогда не был для Евросоюза простым делом.
Как правило, все сводилось к склокам по поводу того, кто больше денег приносит в общую казну и берет из нее.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНа этот раз распределить бюджет ЕС, или, говоря на языке брюссельских чиновников, многолетнюю финансовую программу (multiannual financial framework — MFF), на 2014-2020 годы лидерам стран-участниц блока с первого раза также не удалось. Не помогли даже многомесячные предварительные переговоры, во время которых было озвучено множество различных планов по изменению бюджета — от предложения Еврокомиссии увеличить его с 1 трлн. евро, утвержденных на 2007-2013 годы, до 1,09 трлн. евро и до инициативы Кипра урезать бюджет на 75 млрд. евро.
Главы государств так и разъехались днем в пятницу по домам ни с чем в ожидании следующей встречи уже в начале 2013 года.
Похоже, в ноябре ЕС открыл сезон непродуктивных встреч. С таким же нулевым результатом закончились и три встречи "тройки" — Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ — с Афинами, на которых в течение двух последних недель обсуждался новый план спасения греческой экономики. В обоих случаях непродуктивность чревата.
Своей неспособностью найти компромисс евролидеры лишают рынок долгожданных позитивных сигналов, которые совсем не помешали бы европейской экономике, уже полгода находящейся частично — в рамках еврозоны — в рецессии. Причем лишают, вероятно, даже не на пару месяцев.
Ведь, как верно подметил британский премьер Дэвид Кэмерон относительно переговоров по MFF, за круглым столом сидят 27 разных людей с 27 разными мнениями. А принятие евробюджета требует одобрения всех 27 стран без исключения.
Лебедь, Щука и Рак
Хотя формально лидеры ЕС утверждают семилетний бюджет анонимным голосованием, противники нынешнего формата MFF заявили о себе в полный голос еще до начала саммита. В их число вошли Британия, Швеция, Германия, Нидерланды и другие страны, которые вносят в общеевропейскую казну больше, чем получают из нее, и которые, соответственно, хотят контролировать и по возможности урезать расходы. Их всех волнует вопрос возмещения расходов и отдельные индивидуальные вопросы. Так, Швеция настаивает на сокращении сельхозсубсидий, составляющих 44% в расходах бюджета, и увеличении помощи бедным странам-членам ЕС, на которую выделяется 33% расходов. А Германия требует сокращения бюджета на 30 млрд. евро.
Во главе этой оппозиции встала наиболее решительно настроенная страна — Британия. "Предлагается совершенно абсурдное увеличение (расходов. — Ред.) на 100 млрд. евро", — возмутился накануне саммита глава британского правительства Дэвид Кэмерон. Он пригрозил наложить вето на любое решение евролидеров, которое не будет предусматривать как минимум сохранение расходов на нынешнем уровне. До вето дело не дошло, но и на компромисс британец не пошел, обнаружив, что ему не удается уговорить всех членов ЕС сократить на 6 млрд. евро административные расходы, заложенные в проекте бюджета в размере 50 млрд. евро. "Брюссель будто продолжает существовать в параллельной вселенной", — заявил британский премьер на пресс-конференции после саммита, добавив, что только в Еврокомиссии работают свыше 33 тыс. человек, из которых 200 зарабатывают больше, чем он сам.
Впрочем, британский премьер, который хочет сохранить членство в ЕС на собственных условиях, еще довольно дипломатичен в заявлениях и умеренно радикален в своих действиях. Сами британцы настроены гораздо более воинственно. Для них вопрос сокращения фискальных расходов превратился в вопрос выгод от членства Объединенного Королевства в ЕС. И чем дольше тянется долговой кризис в континентальной Европе, тем популярнее становится евроскептицизм в Туманном Альбионе. "Люди в ярости от того, как впустую тратятся деньги в Европе, — рассказывает 41-летний министр финансов страны Джордж Осборн. — Британия достигла максимального евроскептицизма за всю мою жизнь". По данным октябрьского опроса YouGov, 49% британцев желают, чтобы их страна покинула ЕС, и лишь 28% еще поддерживают членство. В то же время в Европе считают, что выход Соединенного Королевства — не решение ни для ЕС, ни для самой страны. "Можно быть очень счастливым на острове, но одиночество в большом мире не делает никого счастливым", — прокомментировала британские настроения немецкий канцлер Ангела Меркель в начале ноября, когда приезжала в Лондон для предварительных переговоров с Кэмероном.
На противоположном от оппозиции полюсе оказался сформировавшийся в Европарламенте альянс "Друзья Сплочения" (Friends of cohesion). В эту группу входят 16 государств — члены ЕС из ЦВЕ и Прибалтики, а также потрепанные кризисом Греция, Португалия, Испания, Кипр и Мальта. Все они получают финансовую помощь на развитие бедных регионов Евросоюза, на которую закладывается треть общеевропейского бюджета. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы щедрость Брюсселя не иссякла.
Во главе альянса стоит Польша, крупнейший чистый получатель финансирования из MFF. Ее позиция внесла раздор в некогда крепкую дружбу Варшавы с Лондоном в таких вопросах, как оборона, открытые рынки и национальный суверенитет. Зато вместо Лондона она получила нового друга — Париж.
Как ни странно, Франция, которая обычно всегда выступает в тандеме с Германией, в этом споре оказалась где-то посередине между двумя противоборствующими лагерями.
Несмотря на то что Франция — второй крупнейший источник денег для MFF, французский президент Франсуа Олланд отстаивает минимальное сокращение расходов. Ведь в рамках подобной экономии под нож отправятся и прямые сельскохозяйственные субсидии, на которые уходит 44% общеевропейского бюджета. А многие члены французского правительства были избраны в аграрных регионах страны и менее всего заинтересованы в уменьшении этих расходов.
Поскольку в этом вопросе Олланд не смог заручиться поддержкой Ангелы Меркель, он отправился за поддержкой на восток — в Варшаву. В обмен на нее француз привез с собой 30 корпоративных боссов и пообещал свой голос в пользу ассоциированного членства Польши в еврозоне. Впрочем, насколько крепки узы дружбы (как французско-польской, так и других стран), когда речь идет о дележе денег, покажет уже следующий год.