НБУ курс:

USD

41,99

-0,00

EUR

43,63

--0,01

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Последнее слово

Декабрьский саммит Украина-ЕС может поставить точку в пятилетних переговорах о создании зоны свободной торговли. Готов ли бизнес работать в новых условиях?


Подписать соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом мечтал еще Виктор Ющенко. Он даже порывался надавить на переговорщиков и заставить их завершить процесс в считанные недели — только бы иметь удовольствие поставить свою подпись под соглашением на саммите Украина-ЕС в 2009 году. Тогда украинские чиновники говорили: подписать-то мы сможем, но в такой короткий период вряд ли сумеем отстоять интересы производителей.

Спустя два года сумели. В октябре Украина и ЕС завершили переговоры по созданию зоны свободной торговли. И не только товарами, но и капиталом и рабочей силой — так называемая углубленная ЗСТ (ЗСТ+). Поэтому саммит Украина-ЕС, который открывается в понедельник, 19 декабря, вполне может стать историческим. Вариант "максимум" для него — то, что договор об ассоциации, частью которого является соглашение о создании ЗСТ, будет предварительно подписан. Вариант "минимум" — президент Янукович и глава Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу со стороны ЕС не поставят подписи под документом, но официально объявят о завершении переговоров.

Но даже если не подпишут в понедельник, но исправятся в течение следующего года, вступить в силу углубленная ЗСТ может уже 1 января 2013 года.

Только плюсы

Татьяна Изовит, исполнительный директор ассоциации "Укрлегпром", не знает, чего ждать больше — выгод или потерь. "С одной стороны, соглашение о ЗСТ расширит доступ украинских производителей к европейскому рынку, с другой — увеличится импорт европейской продукции", — говорит она.

Сейчас ввозить готовую одежду украинского производства в ЕС невыгодно: для пряжи или ткани импортная пошлина составляет 4-8%, для одежды — 13%. "Это приводит к удорожанию нашей продукции и для европейских потребителей", — объясняет Изовит. На высокие ввозные пошлины жалуются и кондитеры, и аграрии, и многие другие. "Заградительные пошлины на шоколадные изделия — 25-35% — лишают нас ценовых преимуществ перед европейскими кондитерами", — говорит Андрей Дикунов, заместитель генерального директора по развитию кондитерской компании "АВК". В этом — вся логика торговли ЕС с третьими странами. Таможенные тарифы еврозоны работают так, чтобы в нее было выгодно ввозить товары с низкой добавленной стоимостью, говорит Тарас Качка, директор департамента международных экономических отношений МинАПК и член украинской переговорной команды.

Создание ЗСТ все изменит. На 95% товаров торговые пошлины будут отменены. А на оставшиеся 5%, в которые попали в основном сельхозтовары, ставки ввозных пошлин будут существенно снижены.

"Конечно, это компромисс, но большинство наших позиций учтено", — говорит Владимир Лапа, генеральный директор Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса". Аграрии очень боялись, что первыми попадут под удар ввиду нового соглашения. Но не все так плохо. Хотя изначально европейцы не хотели идти ни на какие уступки в вопросе поставок в ЕС украинского зерна, Киев убедил их дать нам квоту на беспошлинный ввоз в ЕС 2 млн. тонн зерна, при том, что сейчас поставляет туда 3 млн. тонн. "Это меньше, чем мы надеялись, но в то же время у нас будет возможность поставлять зерно также в рамках глобальной квоты ЕС в ВТО", — говорит Лапа. Другая значительная уступка ЕС — по вопросу импорта украинского мяса. ЗСТ дает право на квоту в 40 тыс. тонн свинины и 12 тыс. тонн говядины в год. Сейчас объем поставок свинины из Украины — 80 тыс. тонн.

Но Татьяна Изовит не зря опасается, что последствия ЗСТ могут быть не такими уж однозначными. "До 70% украинской легкой промышленности находятся в тени, — говорит она. — Если украинский рынок будет открыт для беспошлинного доступа иностранной одежды и обуви, риск вытеснения отечественных товаров увеличится. А ведь мы даем 0,9% в бюджет".

Пришлось уступить

Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций, говорит, что даже сейчас барьеры на украинских границах довольно низки — в среднем 5%, поэтому цены на импорт после отмены пошлин никого не шокируют. На автомобили защитный барьер выше — 10%. Но для импорта автомобилей авторы соглашения предусмотрели внушительный переходной период — 15 лет, 10 из которых уровень защиты украинского рынка фактически не будет меняться, на чем так настаивал глава компании "Укравто" Тариэл Васадзе. Для большинства других чувствительных товаров также предусмотрены переходные периоды в 3,5 и 7 лет.

Размер квоты на беспошлинный импорт европейских авто, которой все же добились от Киева европейцы, также не предусматривает для украинского автопрома больших рисков. Елена Дунина, генеральный директор компании-импотера "Автоинтернешнл", считает, что если перераспределение рынка в пользу европейских производителей и произойдет, то лишь незначительно. "Квота на беспошлинную поставку европейских автомобилей в Украину составляет не более 45 тыс. машин в год и не более 20% от общего объема рынка новых автомобилей. Но уже сейчас европейцы имеют почти столько же — 17% рынка", — говорит она. Появление ЗСТ не означает масштабной экспансии европейских авто на украинский рынок.

Подстелили соломки авторы соглашения и для других отраслей. Например, переговорщики добились отмены экспортных субсидий для европейских аграриев. А значит, себестоимость их продукции значительно возрастет, что улучшит позиции украинских производителей. Так же "хитро" Украина договорилась и по вопросу экспортных пошлин на семена подсолнечника, лом цветных и черных металлов, шкуры животных. Снижаться они будут очень медленно, в течение 15 лет. К тому же на радость украинским производителям подсолнечного масла предусмотрены и компенсационные пошлины. Это те же заградительные ставки, только с другим названием — компромисс с требованиями ЕС хотя бы формально добиться от Украины моментальной отмены ввозных пошлин.

Впрочем, то, как быстро Украина и ЕС сведут пошлины к нулю, волнует не только производителей. Их отмена могла бы доставить много головной боли министру финансов Украины Федору Ярошенко. 35% доходов госбюджета сейчас обеспечивает Гостаможслужба. Но переговорщики и эксперты спокойны. По словам Вероники Мовчан, потеря доходов от ввозной пошлины с лихвой перекроется увеличением НДС от роста потока импорта. Тариф на импорт в Украину промышленных товаров составляет в среднем 4%, сельскохозяйственных — 10%, говорит эксперт.

Меньшего удалось достичь в вопросе взаимного доступа в сфере услуг. Брюссель не пустил Украину на рынок транспортных перевозок, но позволил работать в ЕС почтовым компаниям, таким как "Нова пошта", "Экспресс-почта".

Вопрос качества

Чтобы зайти на европейский ры­нок, украинским компаниям предстоит выполнить еще одно условие — принять стандарты качества ЕС. "Украинский автомобиль не попадает на европейский рынок не потому, что он дорогой или у него на ходу отпадают колеса, а потому, что он не соответствует определенным экологическим требованиям. В Британии по штрих-коду на яйце вы можете определить даже курицу, его снесшую", — говорил о стандартах Валерий Пятницкий, уполномоченный правительства Украины по вопросам европейской интеграции. Уже к моменту вступления ЗСТ в силу, отмечает Тарас Качка, в Украине должна появиться программа адаптации к европейским стандартам качества.

Сложнее всего адаптироваться к новым правилам будет агрокомпаниям, особенно производителям молока. Хотя молочные предприятия используют современные технологии, 60% сырья они берут у частных лиц. "В целом 80% молока в Украине собирается у частного населения, поэтому оно не соответствует каким-либо вменяемым нормам — не только европейским, но даже российским стандартам качества", — объясняет Мария Колесник, руководитель аналитического департамента консалтингового агентства "ААА".

Выживут не все

В октябре Кабмин объявил об очередном проекте Госпрограммы развития внутреннего производства. На следующий год для поддержки агросектора предусмотрена помощь в 17,9 млрд. грн., для ТЭК — 11 млрд. Но после создания ЗСТ такие программы помощи будут невозможны.

В странах ЕС основная часть прямой государственной помощи традиционно распределяется не по секторам, а между пострадавшими регионами или между проектами, способными значительно поднять уровень жизни для населения. Украина раздает госсредства конкретным секторам. Александра Бетлий, ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций, сообщила, что госпомощь для аграриев в прошлом году составила 1,7% ВВП, для угольной промышленности — 1% ВВП. В 2012 году на господдержку угольных предприятий планируется выделить из бюджета 7,8 млрд. грн.

Кроме того, в ЕС помощь предоставляется в виде субсидий, а в Украине распространены налоговые льготы. В 2009 году они "тянули" на 1,3% ВВП страны. Среди других непрямых видов помощи — госгарантии и компенсация процентов по кредитам. "Проблема такой помощи в том, что ее невозможно подсчитать в полной мере. То есть система предоставления господдержки в Украине полностью непрозрачна", — говорит Александра Бетлий.

Создав ЗСТ, руководству страны придется приучать "прикормленные" компании выживать в условиях очень низкой господдержки или же вовсе без нее. А самому правительству — раскошелиться на создание новой системы государственной помощи. Хотя уже через 5-7 лет, верят эксперты, за счет роста инвестиций эти шаги принесут значительную пользу экономике. Конечно, при условии, что саммит 19 декабря действительно станет историческим и Виктор Янукович договорится с европейцами.