- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Пост сдал
Здание на улице Командарма Каменева, где располагается Совет национальной безопасности, выглядит неожиданно просто. Пропускная система, металло-искатель на входе и красные дорожки здесь скорее играют роль формальных признаков власти. В просторных помещениях СНБО не покидает мысль, что сюда не "назначают", а "отправляют" в почетную ссылку, что бы при этом не утверждал новоназначенный секретарь Андрей Клюев.
Известно, что он — командный игрок. Даже став жертвой информационной кампании, организованной своими же однопартийцами, он не будет называть имен. С готовностью рассказывает о своих новых задачах, но переходит к односложным ответам и нервному смеху, как только речь заходит о нем и группе Хорошковского-Левочкина и причинах отставки с поста первого вице-премьера. Возможно, бойцовский характер и опыт Андрея Клюева действительно способны восстановить СНБО из пепла. По крайней мере, сам Клюев намерен продолжить отсюда свой бой за сферу влияния.
Ваш перевод в СНБО был очень неожиданным для всех в Украине. Когда вы узнали о назначении?
Я за пару недель до назначения уже знал, что пойду работать секретарем СНБО Украины.
Какие задачи поставил перед вами президент на этой должности?
Во-первых, передо мной поставлена задача восстановить работоспособность это органа. Он должен играть такую же серьезную роль, какую играют аналогичные структуры в других цивилизованных странах мира. Во-вторых, это реформа армии и ВПК, реформа правоохранительных органов. Третьим важнейшим вопросом является борьба с коррупцией. Наконец, речь идет о создании системы качественного анализа угроз и рисков для безопасности нашей страны — как внутренних, так и внешних. СНБО должен стать интеллектуальным центром государственной власти.
В Совбезе опять заработает аналитический центр?
Мы не просто его восстановим, но, думаю, даже разовьем. Часть аналитиков будут работать на постоянной основе. Помимо этого в рамках проектного подхода будем привлекать различных независимых экспертов, научные институты и экспертно-аналитические центры.
После ухода с должности секретаря СНБО Владимира Горбулина Украина 10 лет нормально жила фактически без этой структуры. Зачем восстанавливать ее сейчас?
Ручное управление страной, падение экономики на 15% в 2009 году, резкий рост государственного долга, одна из самых высоких в Европе цена на газ, значительное усиление коррупции за последние 10 лет... Все это ненормально!
СНБО, в отличие от ряда других, это конституционный, стратегический орган. Под председательством Президента Украины он должен играть ведущую роль в формировании и реализации государственной политики в сфере безопасности, заниматься реформами, которые не входят в сферу ответственности Комитета экономических реформ. При этом сейчас мы работаем над четким разграничением сферы ответственности с Кабинетом Министров и Администрацией Президента Украины. Я очень уважаю Владимира Горбулина, внимательно изучил его опыт организации работы Совета национальной безопасности и обороны. Я постараюсь его учесть и сделать немножко лучше.
В Кабмине был понятен механизм вашего влияния на ситуацию. В Совбезе этот механизм очень размыт…
Решения СНБО оформляются в виде президентских указов, которые, как известно, согласно Конституции Украины, являются обязательными к исполнению на всей ее территории. Я считаю, что любой нормальный здравомыслящий и законопослушный руководитель обязан выполнять решения, подписанные президентом нашей страны.
То есть других механизмов влияния на ситуацию в стране у вас, по сути, нет.
А какие еще механизмы нужны? Это самый существенный механизм влияния. Если кто-то не будет выполнять решения СНБО, мы имеем право обратиться к президенту с ходатайством о несоответствии этого человека занимаемой должности. Поверьте мне, это очень серьезный рычаг.
Это задача, которую поставил президент, или все же ваше желание возглавлять структуру, имеющую реальное влияние на ситуацию?
Во-первых, это задача, поставленная президентом, а во-вторых, это мое желание повлиять на ситуацию.
Хорошковский и выборы
Есть мнение, что вас "слила" группа Хорошковского-Левочкина, и что перед Хорошковским расчищают дорогу либо в премьеры, либо даже в президенты.
Это не соответствуют действительности.
И нам не стоит ожидать, что еще через месяц-два первый вице-премьер займет место Николая Яновича?
Президент Украины вправе кого угодно снять или назначить на должность. Поэтому с моей стороны некорректно делать какие-либо прогнозы.
Троих других ваших коллег в Кабмине сняли с их должностей, по сути, с формулировкой "не справился с поставленными задачами". Вы справились с теми задачами, которые ставил перед вами президент?
Во-первых, меня назначили на другую должность. Во-вторых, мне сложно судить о себе самом.
Есть мнение, что результаты вашей работы будут видны через год-полтора. Да и то, при одном условии — что не будет "отката назад".
Да, это проблема — особенно на местах. Скажем, мы сократили 35 тыс. местных регуляторных актов — причем сокращали совместно с Генеральной прокуратурой. Но как только завершили этот процесс, некоторые органы местной власти начали опять "плодить" решения, создающие проблемы для бизнеса.
Теперь курировать этот вопрос, как первый вице-премьер, будет Хорошковский.
Я совмещал две должности, и должен сказать, это достаточно непросто. Обязанность первого вице-премьера — быть диспетчером, точнее — начальником штаба. Он отвечает за все: несет ответственность за то, чтобы нормально готовились документы на заседания Кабинета Министров, всегда должен быть в курсе всех событий в стране, чрезвычайных происшествий и т.д. Это круглосуточная оперативная работа.
Президент отстранил вас, по сути, от всех направлений, которыми вы занимались всегда, в том числе заявил, что вы не будете возглавлять избирательную кампанию. Но ваши однопартийцы надеются, что вы все же будете принимать в ней активное участие…
Я не буду заниматься предвыборной кампанией ни в какой форме — это нельзя совместить с моей нынешней должностью секретаря СНБО. Если я решу баллотироваться в парламент, я возьму отпуск для участия в избирательной кампании. Но вы знаете, я только третью неделю в Совбезе, и мне очень интересно этим заниматься — даже интереснее, чем было в Кабмине.
То есть вы готовы променять политические амбиции на работу в структуре, которую нужно восстанавливать из пепла?
А это тоже амбиции. Вы знаете, мне бы хотелось, чтобы через пару лет этот орган эффективно работал, обеспечивая решение многих стратегических государственных задач.
Решение, что вы не будете участвовать в избирательной кампании, принадлежит вам или президенту?
Это само собой разумеется, исходя из моего нынешнего статуса.
Кто может возглавить избирательный штаб ПР, на ваш взгляд?
Возможно — Александр Ефремов. Если Сергей Тигипко объединится с ПР, — возможно и он. Они оба уже имеют опыт в этом вопросе.
Газ, рейдерство и ЕС
Как вы оцениваете заявления неназванного источника, о том, что деньги ЕС в рамках программы по энергоэффективности были израсходованы не по назначению?
Еврокомиссия официально дала опровержение, что предоставление Украине технической помощи ЕС не останавливал, и что ни одной копейки тех средств, которые выделялись на программы энергоэффективности, вообще не было потрачено. Все деньги на счетах. Но, тем не менее, подобную историю "запустили" в информационное пространство, и все ее подхватили с радостью.
То есть это — информационная кампания против вас? Кто ее инициаторы?
Да, эта кампания идет и сейчас. Я никогда в жизни не занимался тем, чтобы заказывать против кого-либо какие-то информационные атаки. Но, к сожалению, в нашей стране есть люди, которые только этим и занимаются. Это своеобразное рейдерство от политики.
Инициаторы этой кампании — ваши однопартийцы?
Недоброжелателей у любого человека достаточно. Особенно — у того, кто работает.
Накануне Вашего назначения на эту должность Вы планировали разместить в FinancialTimes статью об инвестиционной привлекательности Украины. Но не так давно Американская торговая палата опубликовала обращение, суть которого сводится к тому, что работать в Украине становится тяжелее.
Сейчас у меня уже новый статус, а потому статья вряд ли выйдет от моего имени. Я хочу подчеркнуть, что за последний год наша страна начала неплохо развиваться. Об этом говорят все объективные показатели, на которые ориентируются международные эксперты и инвесторы: сокращение дефицита бюджета, реальное снижение инфляции, стабилизация госдолга, рост ВВП, изменение качества роста. Впервые за годы независимости Украины мы начали системно развивать инфраструктуру.
Есть ряд других аргументов — высокая инвестиционная привлекательность АПК, большое число очень интересных проектов в ТЭК — от добычи углеводородов до внедрения энергосберегающих технологий, в том числе в ЖКХ. Многие международные эксперты называют сферу энергоэффективности одной из самых перспективных для привлечения инвестиций в Украину. Простой пример: в прошлом году я поставил задачу во всех областях на предприятиях теплокоммунэнерго установить счетчики. Это сделали на 90% котельных, и мы сразу стали на 10% меньше потреблять газа в этой отрасли. Даже, несмотря на очень холодную зиму.
Вы всерьез думаете, что иностранный бизнес больше поверит вам и вашей статье, чем организации, представляющей интересы иностранного бизнеса?
Во-первых, вы привели один пример. Во-вторых, важно постоянно рассказывать о том, что реально делается, информировать о нововведениях, чтобы инвесторы могли реально пользоваться новыми преимуществами. Именно поэтому мы вели и ведем постоянную работу с международными бизнес-ассоциациями.
То, что у нас есть проблемы — это факт. Например, рейдерство — огромная проблема для страны. Но это — следствие. А бороться нужно с причиной: с пробелами в законодательстве, с коррупцией. Говоря упрощенно, существует 7 основных рейдерских схем, возможных из-за ряда лазеек в законодательстве. Когда я проводил последнее заседание комиссии по борьбе с рейдерством, мы договорились, что до середины марта наши юристы подготовят изменения к законам, чтобы ликвидировать эти схемы. Понятно, что придумают новые схемы, но и их нужно будет перекрывать.
Но, ведь, уйдя из Кабмина, вы ушли с руководства всех правительственных комиссий, в том числе и по борьбе с рейдерством, и теперь не сможете отследить выполнение вашего поручения?
Почему же. Я могу — и даже обязан — контролировать этот вопрос с точки зрения национальной безопасности, это входит в компетенцию СНБО.
Вы говорите скорее о частном рейдерстве. Но проблемой сейчас является уже рейдерство со стороны государства. Вы читали интервью Владимира Немировского, владельца одесского завода "Стальканат-Силур", который детально рассказал о схеме отбора бизнеса государством?
Я могу ответить на этот вопрос, но абстрагировано от "Стальканата", чтобы никого ни в чем не обвинить. К сожалению, очень многие предприятия в свое время были приватизированы или изменили форму собственности не совсем законным методом. Из-за этого позднее у них стали возникать проблемы с госорганами. И очень часто люди, у которых нечиста совесть, начинают уходить в политику, для того, чтобы защититься. Это с одной стороны. А с другой — рейдеры обычно лишь прикрываются государством, используя коррумпированных чиновников и судей. Причем в большинстве случаев у этих людей нет никакой политической окраски. Это хамелеоны, которые пытаются прикрыться любой властью.
Все понимают, что сейчас бизнес в Украине уходит от налогов…
Я сторонник того, чтобы наши предприниматели платили небольшие налоги, но платить налоги должны все, без исключения. Например, в 2002 годумы сБорисом Колесниковым и еще рядом депутатов инициировали уменьшение подоходного налога до 13%. Мы доказывали, что это приведет лишь к увеличению налоговых поступлений. Тогда в правительстве нам не поверили. Когда к руководству Кабинетом Министров пришел Виктор Янукович, он дал добро на этот закон. В результате, через год налоговые поступления значительно возросли. Логику уменьшения налогового давления мы продолжаем и сегодня. Напомню, что с начала 2012 года ставка налога на прибыль снижена до 21%. И продолжит снижаться. С начала 2014 - до 16%, а НДС — до 17%.
Но если по сути вопроса — все понимают, что львиная доля бизнеса в Украине в прошлом имела проблемы с законом или уплатой налогов. Они все должны расплачиваться за это, отдавая по 50% в бизнесе "за очищение"?
Я бы провел амнистию для всех этих бизнесменов. Амнистия капиталов, конечно, не решит всех проблем, в том числе и с уплатой в прошлом налогов. Но по этому пути шли многие страны. Поэтому нужно внимательно и очень взвешенно посчитать, как именно это сделать. Если для вывода капиталов из тени попросить их владельцев уплатить, например, 5% от суммы заработка в прошлом, я думаю, правительство могло бы пойти на такой шаг.
Другой важной сферой вашей ответственности в Кабмине были переговоры с МВФ и ЕС. Какие "установки" вы бы дали своим преемникам на этих переговорах?
Я не занимался переговорами с МВФ — один раз ездил, чтобы подготовить встречу Премьер-министра Украины Николая Азарова и главы МВФ Кристин Лагард. За переговоры с Международным валютным фондом всегда отвечал Сергей Тигипко. Переговорами с ЕС теперь будет заниматься Валерий Хорошковский. Мы специально 27 февраля ездили с ним и Петром Порошенко в Брюссель, так сказать, передавать дела.
У Валерия Хорошковского — очень неоднозначный имидж в глазах Европы. Регулярные скандалы с "масками-шоу", когда он был главой СБУ, организация обеда для депутатов Европарламента в одном из дорогих ресторанов Брюсселя в 2010 году — все это плохо ассоциируется с образом человека, который способен вести Украину в ЕС. Вы не боитесь, что он лишь ухудшит ситуацию в переговорном процессе?
Я не знаю о ситуации с рестораном. Но Валерий Иванович — достаточно опытный и политик, и менеджер. Надеюсь, что он справится. По крайней мере, когда он был со мной в Брюсселе, он достаточно хорошо коммуницировал с европейскими коллегами.
Сейчас началась оценка украинкой ГТС для того, чтобы затем создавать консорциум по управлению ею. С точки зрения нацбезопасности, за которую теперь "отвечаете" вы — насколько приемлем консорциум с участием только России и без ЕС?
Приведу в пример нефтепровод "Одесса-Броды", который мне в свое время приходилось запускать в аверсном режиме. Если бы мы до начала строительства правильно подошли к процессу, и создали консорциум или СП с участием стран или компаний, имеющих сырье, транзитные мощности (Украина), и компаний, которые потребляют это сырье, нефтепровод бы эффективно работал. А так мы получили нефтепровод "из ниоткуда в никуда".
Поэтому сегодня я считаю, что трехсторонний консорциум по модернизации украинской ГТС лучше.
Если вопрос о двустороннем консорциуме все же встанет — вы будете выступать против его создания?
Всегда нужно анализировать все условия и риски. Если на двусторонней основе последуют однозначно выгодные для Украины предложения, то все может быть. Самое важное — наши национальные интересы. А они состоят в том, чтобы транзит российского газа в Европу гарантированно осуществлялся именно через Украину (а не в обход) и в дальней перспективе, и как можно в больших объемах. Мы очень последовательно отстаиваем интересы Украины и украинского народа.