- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Практика переработки. Как в Украине зарабатывают на отходах
За новогоднюю ночь 2014 года украинцы выбросили 30,1 тонны салата "Оливье". Всего за новогодние праздники, по данным агентства AgriSurvey, было выброшено продуктов на 1 млрд. грн. Если бы отходы этим и ограничились, особой проблемы для окружающей среды не возникло бы. Но по состоянию на сентябрь 2013-го в Украине было накоплено уже 35 млрд. тонн отходов, при том, что утилизируется всего 30% промышленных и 4% бытовых отходов.
В начале 2014 года в стране была принята Общегосударственная программа обращения с отходами на 2013-2020 годы, направленная на сокращение объемов отходов, а также их сбор, перевозку, хранение, обработку и утилизацию. Из бюджета на эту программу должны были выделить около 5 млрд. грн. Но будет ли она воплощаться в рамках нового курса тотальной экономии, пока неизвестно.
Проблема переработки отходов существует во всем мире. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ежегодно производители продуктов питания теряют до $750 млрд. в виде отходов, при этом треть продовольствия выбрасывается в процессе производства. В отчете "Последствия пищевых отходов: воздействие на природные ресурсы" ФАО подсчитала, что "ежегодно производимое, но не потребляемое продовольствие сравнимо с объемом ежегодного потока Волги и является источником 3,3 гигатонны выбросов парниковых газов в атмосферу". Промышленных отходов получается примерно в 100 раз больше.
"Инвестгазета" выбрала две компании, которые стараются сделать Украину чище. Одной из них удается на этом еще и заработать.
Не просто сжечь
В Украине переработкой шин в резиновую крошку, металлокорд и мазут занимаются больше сотни компаний. Но большинство из них работают без разрешительных документов и нарушают экологическое законодательство. Одна из немногих, у кого есть все необходимые лицензии и заключения комиссий по экологии, — днепропетровская компания "Металл" (на фото вверху). Она уже почти 20 лет утилизирует разные типы промышленных отходов, но только два года назад решила открыть направление переработки шин.
новости Украины
Для компании пока это неприбыльный бизнес — он дотируется за счет других направлений. Отсутствие заработков на шинах у "Металла" объясняется просто: основные их покупатели — асфальтные заводы и метпредприятия — приостановили работу из-за событий в Украине. Но отказываться от переработки шин в "Металле" не планируют. Для компании это социально ответственный проект.
Пока "Металл" помогает снизить негативное влияние отходов на окружающую среду, конкуренты, которые не утруждают себя ведением документации, считают утилизацию шин прибыльным бизнесом. По словам источника в одной из киевских компаний, стартовые вложения в сумме около $100 тыс. можно окупить за 15-18 месяцев. Главное — правильно выбрать рынок сбыта, например, отопительную отрасль или АПК. Проблема только в том, что если продолжать использовать для отопления мазут, образовавшийся в результате пиролиза шин, утилизация перестает быть экологичной.
Заработать на пластике
Александр и Роксана Чернявские окончили киевский "Политех" в 1991 году. Александр три года проработал на заводе в цехе, где производились товары широкого потребления из полимеров, а Роксана за это время переквалифицировалась в бухгалтера. В тот период инженеры были не самыми востребованными специалистами, и супруги решили создать собственный бизнес.
Они начали с переработки пищевой пленки и пластиковых отходов в гранулы, которые пользовались спросом у производителей пластмассовых изделий. С оборудованием проблем не возникло — многие предприятия распродавали его как металлолом — на вес. Чернявским удалось быстро наладить производство. В середине 1990-х они вложили $20 тыс. в станки для производства готовых изделий — всевозможных пластиковых строительных и хозяйственных товаров. Начав с 5 тонн в месяц на двух станках, через три-четыре года Чернявские достигли объемов в 120 тонн в месяц на восьми термопластавтоматах.
Первые конкуренты стали появляться в 2003 году. Этот рынок привлекал многих предпринимателей: рентабельность достигала 70%, и покупатели переработанного сырья не переводились. Причина спроса проста: готовые изделия из вторсырья стоят столько же, сколько из первичного, но вторсырье дешевле на 50-60%. Например, тонна вторичных полимерных гранул обойдется в 12 грн., а первичных — в 25 грн. Чтобы не потерять рынок, семья Чернявских придумала новое направление для своей компании "Роксана" — производство пресс-форм для изготовления необходимых заказчику товаров. "Сами пресс-формы стоят дорого — цена может превышать $50 тыс., но мы предлагаем их клиентам по льготным ценам. Выгода очевидна: себестоимость товара для заказчика ниже, а у нас загружены производственные мощности", — рассказывает Роксана Чернявская.
Многие конкуренты семьи предпринимателей ушли из бизнеса с наступлением кризиса, когда рентабельность производства снизилась до 15%, но "Роксана", благодаря диверсификации бизнеса, смогла удержаться на плаву. Сейчас компания выпускает около 30 тонн переработанного сырья и столько же готовых пластиковых изделий в месяц. Сырье покупает у предприятий-заготовителей (например, "Вторресурс") и завода "Блиц-Пак". Александр Чернявский занимается технологической составляющей бизнеса, а его жена Роксана — экономической. Через посредников — торговую компанию — "Роксана" поставляет свои товары в крупные строительные магазины ("Эпицентр" и "Новую Линию"), выполняет заказы для супермаркетов, изготавливает детскую бижутерию и прочие товары из пластика. Владельцы планируют в ближайшее время вложить около $100 тыс. в обновление оборудования. Годовой оборот компании с такими объемами производства, как у "Роксаны", может достигать 5-6 млн. грн.