- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Предвыборная жертва
В Украине есть две традиции, связанные с бюджетом. Одна — принимать его в канун Нового года. Вторая — пересматривать в преддверии выборов. Бюджет-2012 не стал исключением. Хотя готовился он как сани — с лета, принят был только 22 декабря. А 12 апреля, ровно за полгода до парламентских выборов, получил положенную порцию правок. Естественно, с социальным подтекстом.
В новой редакции госбюджет "потолстел" на 33 млрд. грн. Из них 8 млрд. грн. предназначены на повышение пенсий, 6 млрд. грн. — на компенсацию сбережений вкладчикам "Ощадбанка", 1 млрд. грн. — на удешевление ипотечных кредитов и еще около 3 млрд. грн. — на различные социальные выплаты. У этой традиции приносить бюджет в жертву популизму есть не менее предсказуемые последствия — дыра в главной смете и, как результат, разбалансирование всей системы государственных финансов.
Опыт поколений
Первый опыт раздувания бюджета перед выборами украинский президент получил еще во время премьерства в 2003-2004 годах. Правда, тогда Виктор Янукович практиковал другие методы. Чтобы профинансировать избирательную кампанию 2004-го, он два года сильно экономил. Все сверхплановые доходы, как и деньги, сэкономленные на расходах, правительство собирало на счетах Госказначейства. К 1 октября 2004 года остатки на казначейских счетах достигли 9,5 млрд. грн. — 15% годового бюджета. "Это дало правительству дополнительную степень свободы в том, чтобы тратить деньги по своему усмотрению", — бил тогда тревогу Валентин Симоненко, глава Счетной палаты. Тратить собранную сумму начали лишь за месяц до исторических выборов.
Преемники Януковича на посту премьера, как и президент Виктор Ющенко, подобными методами тоже не брезговали. Предыдущая жертва — бюджет 2009 года. Тогда Виктор Ющенко потребовал от парламента поднять соцстандарты. Парламент послушался. По расчетам президента, эта инициатива обходилась бюджету в 19,7 млрд. грн. в течение полутора лет.
Блеснуть щедростью перед избирателями Виктор Ющенко рискнул, несмотря на экономический кризис и падение ВВП в 2009 году на 15%. Александр Шлапак, тогда первый замглавы Секретариата президента, назвал этот шаг опасным, директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан пригрозил остановить кредитную линию в $16,2 млрд., а Standard & Poor"s пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам Украины в худшую сторону.
Впрочем, сейчас ситуация существенно отличается от всех предыдущих. И, к сожалению для Виктора Януковича, в худшую сторону. Если в 2003 году Валентин Симоненко сетовал, что показатели ВВП слишком скромны, теперь они — излишне амбициозны.
По белорусским стопам
На прошлой неделе МВФ предупредил, что в мире закончился цикл роста цен на сырье, начавшийся в начале 2000-х. Когда такое случилось в начале 1980-х, это сильно повлияло на экономику экспортоориентированных стран. К примеру, в странах-экспортерах металлов темпы роста снизились с 5,6% в конце 1970-х до 2,2% в 1980-1990-х. Сейчас эксперты фонда предлагают сырьевым экономикам — в том числе и Украине — готовиться к тому же: к долгосрочному замедлению экономики, росту инфляции и госдолга.
Международные организации уже переполнены пессимизмом относительно украинского будущего. В бюджет заложен рост ВВП на 3,9%, премьер Николай Азаров надеется на 5-6%, но Всемирный банк и ЕБРР обещают не более 2,5%. Чуть оптимистичнее МВФ — снизив на прошлой неделе свой прогноз на 1,8 п.п., он оставил его на уровне 3%.
Это значит, планы по наполнению бюджета могут оказаться излишне оптимистичными.
По оценкам Ирины Пионтковской, экономиста ИК "Тройка Диалог Украина", разрыв в доходах и расходах составит 13 млрд. грн. (0,9% ВВП). Бывший и.о. министра финансов Игорь Уманский считает, что цифра будет вдвое больше — 40,5 млрд. грн.
Авторы изменений, видимо, надеются обыграть всех. В вопросе наполнения бюджета ставка делается не на экспортеров продукции, чьи доходы снижаются, а на тех, кто ввозит ее. Экономист Эрсте Банка Марьян Заблоцкий подсчитал, что физический объем импорта с 2000 года вырос в 2,5 раза, в то время как объем экспорта за 12 лет не изменился. Похожие расчеты есть в запасе и у правительства. Ссылаясь на рост импорта по итогам первого квартала, Кабмин решил повысить план по поступлениям НДС от ввезенных товаров на 14 млрд. грн. (до 116 млрд. грн.). Так он, видимо, надеется убить двух зайцев — не только наполнить бюджет, но и снизить динамику импорта в Украину. Но Всемирный банк предостерегает, что по итогам года рост импорта составит лишь 1,8%. А потому таможня поставленный план может и не выполнить.
Еще один источник денег для правительства — детенизация. На Грушевского рассчитывают, что она принесет в бюджет дополнительные 3,4 млрд. грн. за счет налога на прибыль предприятий и 2,6 млрд. грн. — за счет НДС на товары отечественного производства. Эти цифры реалистичны, но директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук говорит, что детенизацией это назвать нельзя. "Если растут только поступления в бюджет, а темпы роста ВВП замедляются, то в мире такой процесс принято называть усилением налогового давления", — говорит он.
В способности украинских налоговиков выжать даже из убыточного бизнеса налоги сегодня мало кто сомневается. Но если Кабмин не сумеет сбалансировать бюджет, то предвыборный популизм может стоить Украине стабильности всей системы госфинансов. За примером далеко идти не надо. В конце 2010-го президент Беларуси Александр Лукашенко решил резко поднять соцрасходы перед президентскими выборами. Закончилось это стремительным ростом торгового дефицита, острой нехваткой иностранной валюты и девальвацией белорусского рубля. Полгода в таком состоянии, и у Минска не оставалось иного выбора, кроме как согласиться на кредит от Москвы в обмен на продажу ряда своих активов. Судя по нежеланию России снижать цены на газ для Украины, Москва рассчитывает повторить этот "трюк" и с Украиной.
Правда, у Киева есть план "Б", которого не было у Минска. В начале года давление на гривну несколько снизилось, и у НБУ появился неплохой шанс продержать ее стабильной до октября. "Если сразу после выборов правительство проведет небольшую (10%) девальвацию и поднимет тарифы на газ, то сможет вернуть в страну МВФ, считает Дмитрий Боярчук. Тогда, говорит он, белорусский сценарий должен обойти нас стороной.