НБУ курс:

USD

41,30

-0,00

EUR

43,99

--0,49

Наличный курс:

USD

41,70

41,63

EUR

44,70

44,54

Преодолевая импортозависимость

На ближайшее время украинские фармацевтические компании ставят перед собой две главные цели: сохранить объемы производства и постепенно вытеснить импортные препараты с рынка. Удастся ли?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Чтобы реализовать задуманное, отечественным фармацевтам придется хорошо поработать. Благо конъюнктура рынка пока позволяет двигаться к намеченным целям. Украинский фармацевтический рынок сегодня занимает вторую строчку по объему среди всех стран СНГ. Его пока опережает только российский рынок. По итогам 2011 года объем украинского фармрынка составил 27,2 млрд. грн., что на 16% больше, чем в 2010 году. По подсчетам экспертов, ежегодный прирост рынка составляет 17-20%, и даже в кризисное для экономики время он продолжал расти. При этом в денежном выражении рынок вырос на целых 18%, хотя объем производства сократился на 2%. Основным фактором роста по-прежнему остается повышение цен на лекарственные препараты.

Если оценивать структуру продаж фармацевтической продукции, то на лекарственные препараты приходится 60-65%, изделия медицинского назначения — 30%, а остальное — косметические средства. Что касается соотношения украинских и иностранных препаратов, то 65% всех лекарственных средств приходятся на локальных производителей, 35% — на иностранные компании, работающие в Украине. Лучший результат среди иностранных фармкомпаний показала "Санофи-Авентис Украина", заработавшая в прошлом году свыше 1 млрд. грн. Жан-Поль Шоер, генеральный директор компании, рассказал, что достичь подобных результатов удалось за счет удачно выбранной стратегии, а также за счет продажи безрецептурных препаратов, которые заняли 50% продаж "Санофи-Авентис Украина". По итогам ІІ квартала 2012 года украинский фармацевтический производитель компания "Фармак" заняла первое место по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Маленькими шагами

Эксперты отмечают, что импорт фармпродукции увеличивается постепенно, и препараты завозятся из таких стран, как Германия, Индия, Франция, Словения и др. Рост импорта фармацевтической продукции в Украину происходит за счет активизации иностранных игроков рынка и увеличения цен на лекарственные препараты. По данным Госкомстата, в прошлом году в Украину было завезено фармацевтической продукции на общую сумму в $2,9 млрд., что на 16% больше, чем в 2010 году. Несмотря на пока доминирующий импорт, экспортный потенциал украинской фармацевтической отрасли увеличивается из года в год, а локальные игроки наращивают объемы экспортных поставок. Так, в 2011 году годовой объем экспорта лекарственных средств составил 1,6 млрд. грн. Поставки в основном осуществлялись в такие страны СНГ, как Узбекистан, Россия, Казахстан, Беларусь и Азербайджан. Украинские производители концентрируются на рынках СНГ из-за отсутствия жесткой системы контроля качества лекарственных средств. Именно поэтому европейские рынки пока закрыты для отечественных фармкомпаний, а выход на них требует больших капитальных вложений. Впрочем, эти инвестиции могут окупиться с лихвой. Внедряя стандарты GMP, украинские компании фактически открывают себе двери на европейский и американский рынки. В Украине фармацевтические компании "Фармак" и "Дарница" были одними из первых, кто начал вводить нормы GMP, когда эта аббревиатура была мало употребляема в отечественном фармацевтическом лексиконе. Стандарты качества фармацевтических препаратов, введенные ЕС, с одной стороны, повышают конкурентоспособность украинских лекарств, однако с другой, могут способствовать увеличению стоимости препаратов для украинских потребителей. При этом основу сырьевой базы отечественных производителей составляет именно импортное сырье. Если происходит локализация какого-то препарата, то в большинстве случаев это локализация производства исключительно упаковки, а сырье для этого лекарственного средства по-прежнему импортируется.

Пилюля в минус

Успех начинаний украинских фармацевтических компаний будет в первую очередь зависеть от решений государственных органов. Государственное регулирование в последнее время можно охарактеризовать как жесткое, говорят игроки рынка. Заявления чиновников о создании государственного монополиста на фармацевтическом рынке, закрытие аптечных киосков или запрет рекламы на лекарственные препараты пока не дают реальных результатов, однако отражаются на рынке.

Положительным эффектом государственной политики в сфере фармацевтики может стать введение государственной целевой программы по развитию производства лекарственных препаратов, направленной на то, чтобы со временем полностью заместить импортную продукцию. По подсчетам чиновников, уже к 2021 году программа позволит обеспечить внутренний спрос в медикаментах украинского производства на 50% в денежном выражении и на 85% в натуральном.

Дистрибуция медпрепаратов

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

БАДМ

7469,3

5718,0

30,6

4,0

101,9

2

Оптима Фарм, ЛТД

6286,1

4519,0

39,1

86,5

403,5

3

Альба Украина

4747,5

3296,9

44,0

13,9

2,2

4

Медицина

4588,1

4,9

92615,1

0,0

0,1

5

ФРА-М

1959,8

1407,6

39,2

-18,0

25,8

6

Вента. ЛТД

1942,6

1362,0

42,6

8,0

10,4

7

Санофи-Авентис Украина

1248,2

1378,0

-9,4

-45,1

-11,0

8

Никомед Украина

803,9

433,8

85,3

0,0

4,2

9

Тева Украина

638,9

251,8

153,7

-9,6

5,2

10

Эдельвейс

553,9

277,9

99,3

1,9

0,6

11

Сервье Украина

521,1

460,2

13,2

26,8

54,4

12

Фармацевтическая компания "Максима"

515,2

668,5

-22,9

8,2

33,6

13

Фалби

505,7

429,5

17,8

-20,4

-13,3

14

Глаксосмиткляйн Фармасьютикалс Украина

494,4

439,6

12,5

-61,2

-63,6

Производство медпрепаратов

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Фармак

1477,2

1230,0

20,1

247,0

207,6

2

Корпорация "Артериум"1

939,4

852,3

10,2

62,3

120,7

3

Фармацевтическая фирма "Дарница"

738,6

683,2

8,1

44,3

54,5

4

Киевский витаминный з-д

676,0

263,7

156,4

1,5

1,1

5

Фармацевтическая компания "Здоровье"

495,3

571,3

-13,3

-10,7

26,5

6

Борщаговский химико-фармацевтический з-д

471,9

502,5

-6,1

57,0

59,5

7

ЛЕКХИМ1

416,1

350,2

18,8

26,4

29,9

8

Юрия-Фарм

362,0

364,3

-0,6

21,1

46,8

9

Интерхим

353,8

333,9

6,0

49,6

35,9

10

Биофарма

251,5

229,5

9,6

12,1

14,1

11

Фитофарм

229,6

187,8

22,3

3,0

0,1

12

Фарма Старт

201,4

153,9

30,8

3,4

1,3

13

Фармекс груп

179,8

0,8

21122,2

0,0

-13,1

14

Виола

165,8

71,7

131,2

2,1

1,6

15

Фарма Лайф

156,2

170,6

-8,4

-0,9

4,6

16

Фармстандарт-Биолек

147,3

145,9

1,0

11,8

18,4

17

Опытный з-д "ГНЦЛС"

144,5

128,2

12,8

-2,3

1,7

18

Витамины

138,9

63,7

117,9

6,3

-3,7

19

ХФП "Здоровье народу"

134,4

93,0

44,5

9,6

-5,1