Приватизационный профи

Уйдя полтора года назад с должности председателя Фонда госимущества, Александр Бондарь до сих пор оставался в тени. Он и сейчас не рвется к новым должностям, не делает попыток пристроиться к толпе сочувствующих новой власти. Однако мы о нем еще можем услы

Уйдя полтора года назад с должности председателя Фонда госимущества, Александр Бондарь до сих пор оставался в тени. Он и сейчас не рвется к новым должностям, не делает попыток пристроиться к толпе сочувствующих новой власти. Однако мы о нем еще можем услышать

Александр Бондарь — человек известный. Своей пятилетней деятельностью на посту главного кормчего приватизации он запомнился не только как долгожитель. За все время работы в Фонде его по большому счету не в чем упрекнуть. Он не продался ни левым, ни правым, не стал ни тупым бюрократом, ни ставленником каких-либо партийно-олигархических сил. Он сумел остаться своим как в разнородной среде народных депутатов, так и в кругу противоборствующих финансово-промышленных групп.

Хотя как раз последний находившийся у власти донецкий клан и сместил его, заменив более удобным "регионалом". При этом, правда, Бондарь все-таки остался в профессиональной среде, однако руку на приватизационном пульсе уже не держал. Может, и к лучшему: сегодня на нем лежит меньшая ответственность за то, что и как в последнее время было за бесценок спущено отечественным угольно-металлургическим королям.

Кстати, то, что при "донецких" Бондарь удержался в приватизации и остался вторым лицом, — его собственная заслуга. Этим он еще раз подтвердил свою репутацию человека, умеющего находить компромиссы. Однако сделать карьеру ему помогло не только это качество. Имея внешне мягкие манеры, Бондарь — достаточно принципиальный и умеющий отстаивать свою точку зрения руководитель.

Александр Бондарь пришел на невспаханное поле и сам прокладывал первые борозды на ниве приватизации. Он начинал малую приватизацию в Киеве, затем вел проект по всей Украине. Кстати, успешное проведение малой приватизации было отмечено Мировым банком — в 1998 году Бондарь был награжден грамотой МБ "За лучший мировой проект малой приватизации". За более чем десятилетний срок работы на всех уровнях, начиная с городского, Бондарь стал одним из главных экспертов по приватизации.

Именно в период правления Бондаря Фонд госимущества перешел от сертификатной приватизации к денежной и начал продажу стратегических промышленных объектов. Ликвидация Агентства по управлению государственными корпоративными правами, продажа ставшего притчей во языцех Николаевского глиноземного, старт приватизации "Укртелекома", а также продажа ЗАлКа — дело рук Бондаря. На его счету также показательные конкурсы в энергетике, проведенные по максимально прозрачным и конкурентным схемам.

И все же в 2003 году, понимая, куда дуют политические ветры, А. Бондарь предусмотрительно подал в отставку. Предпринятая еще за год до того попытка перейти на "легкие депутатские хлеба" для него закончилась неудачей — он стал заложником собственной то ли чрезмерно компромиссной, то ли излишне аполитичной позиции. И на парламентских выборах 2002 года вместе с Партией Зеленых оказался политическим аутсайдером.

Новый шанс перейти на выборную политическую должность представится уже через год и, по всей видимости, Бондарь его не упустит. Главное — правильно выбрать силу, с которой идти. До тех же пор А. Бондарь вполне может успеть провести еще один-другой показательный тендер по продаже какого-нибудь стратегического объекта, привлечь в Украину крупные зарубежные инвестиции и тем самым еще раз "отметиться в истории".

Кроме того, не исключено, что новая власть вспомнит об умении Александра Бондаря договариваться и находить компромиссы, а также о его неплохих контактах с представителями наиболее влиятельных финансово-промышленных групп. Бондарь может оказаться незаменимой фигурой при развязывании "приватизационных узлов", которые уже в ближайшее время встанут на повестке дня.

Если период правления в Фонде Бондаря прошел под знаком некоррумпированной приватизации, то в консервативной чиновничьей среде он всегда выглядел своеобразным неформалом. Прослыл интеллигентом, не умеющим стучать по столу кулаком, управленцем, накоротко общающимся с олигархами и интеллектуалом, интересы которого выходят далеко за переделы сугубо профессиональных. Еще он известен как столичный сноб и жуир, человек, умеющий получать удовольствие от жизни и считающий, что работа — всего лишь средство для ощущения полноценности жизни, а не наоборот.

Бондарь Александр Николаевич

Первый заместитель председателя Фонда госимущества Украины по связям с Верховной Радой

Родился в Киеве в 1955 году.

Образование

Закончил Киевский госуниверситет им. Т. Г. Шевченко (1977 г.), экономист-математик. Кандидат экономических наук (2001 г.).

Карьера

1977-1978 гг. — инженер-экономист ВТО "Укрглавпостачсистема".

1978-1990 гг. — инженер Центрального НВО "Каскад".

1990-1991 гг. — главный консультант по вопросам экономики Московского райсовета г. Киева.

1990-1992 гг. — депутат Московского райсовета г. Киева.

1991-1992 гг. — заместитель председателя по вопросам экономики Московского райисполкома г. Киева

1992-1993 гг. — начальник управления приватизации Киевской городской госадминистрации.

1993-1994 гг. — заместитель председателя по вопросам приватизации Фонда коммунального имущества г. Киева.

1994-1998 гг. — заместитель, первый заместитель председателя Фонда госимущества Украины.

1998-2003 гг. — председатель ФГИУ.

С 2003 г. — первый заместитель председателя ФГИУ по связям с Верховной Радой.

Заслуженный экономист Украины.

Награжден орденом "За заслуги" III степени.

Родители

Мать (1922-1994 гг.) — историк, преподаватель политэкономии и истории.

Отец (1921-2001 гг.) — профессор, археолог, завкафедрой археологии Киевского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко.

Семья

Супруга — экономист, работает в ФГИУ.

Сын Артем (1978 г. р.) — юрист, занимается бизнесом.

Сын Гена (1990 г. р.) — школьник.

Внучка Алиса (2003 г. р.).

Стиль жизни

Доходы

Считаю себя среднеобеспеченным человеком. Моя зарплата как чиновника составляет около 5 тыс. грн. Сам на бирже не играю, но если есть свободные деньги, даю друзьям, которые их вкладывают. Читаю лекции по приватизации. Дважды получал наследство. Все эти доходы декларирую. Наша семейная годовая декларация — в пределах 100-300 тыс. грн. Это абсолютно легальные деньги. Ничего не украл и о своих доходах могу говорить открыто.

Недвижимость

Небольшая трехкомнатная квартира на Заньковецкой. Специально выбрали место возле Театра им. И. Франко. В 2002 году построил загородный дом по Одесской трассе. Вначале был участок земли в Конче-Заспе. Когда там взвинтили цены, продал его.

Автомобиль

Lexus — водит жена. Сам не вожу, привык ездить с водителем, так чувствую себя гораздо комфортнее. Служебный Opel.

Часы

Часов много, в основном — подарки. Последние — Vacheron Constantin — подарок на 50-летие от моего сводного брата Игоря Литовченко. До этого мне дарили Cartier, Omega. Сам купил спортивные часы Jorg Hysek.

Одежда

Одеваюсь сам и доверяю только своему вкусу. В советские времена часто ездил в командировки в Москву и Ленинград. Благодаря этому у меня сложился вкус. Сейчас одеваюсь в Киеве. Есть магазины, где меня знают и, если что-то появляется, звонят. За брендами не гонюсь. Ношу Pal Zileri, Zeigna. Стараюсь одеваться со вкусом, дорого, но не особенно броско.

Кухня. Блюда.

Люблю украинскую кухню. Любимые блюда — деруны, зеленый борщ, вареники с картофелем, грибами, мясом. В последние годы стала нравиться японская кухня. Немного — французская. Но вообще я — не гурман. По состоянию здоровья не употребляю алкоголь. Бросил курить.

Отдых

Раньше традиционно отдыхал в Крыму. После инфаркта в основном езжу за рубеж, преимущественно в Европу. Очень люблю северную Италию — Милан, Флоренцию. С детства люблю экскурсии и путешествия. Иногда приглашает Игорь Литовченко, и мы вместе ездим куда-нибудь в Индийский океан, например, на Маврикий.

Хобби

Меломан с пятнадцати лет. Уже 35 лет каждую субботу хожу на рынок компакт-дисков "Балка". Интересуюсь арт-роком и прогрессивным роком. Коллекционирую компакт-диски. В моей коллекции уже более двух тысяч экземпляров, она одна из лучших в Украине и лучшая в Киеве. По-прежнему отслеживаю все новинки. Под моим влиянием формировались вкусы старшего сына, сейчас за советами обращается младший. Увлекаюсь живописью, импрессионизмом. У меня в кабинете висит копия одного из моих любимых художников — Ван Гога. Дома есть много картин современных украинских художников, стиль живописи которых мне близок.

Смысл жизни

О нас, интеллигентах

Я — из обеспеченной интеллигентной семьи. Отношусь к той категории людей, которые сформировались глубоко аполитичными. Мы уже все имели, и нам не нужно было бороться за место в жизни. Мы играли в преферанс, ходили на дискотеки и жили в свое удовольствие. Никогда не хотели каким-либо образом участвовать во власти. Никогда не занимались ни комсомольской, ни какой-то другой идеологической работой. Мы не делали карьеру, у нас были совсем другие интересы, другие критерии и ценности. Быть во власти в нашем кругу — не престижно.

О жизнелюбии

Не понимаю, зачем работать, если некуда и некогда тратить деньги. Не люблю работать по ночам и не понимаю этого. Вообще считаю, что работа — это обеспечение хобби. Она должна обеспечивать те удовольствия, которые человек хочет получить в жизни.

О романе

Со второй женой познакомился в Фонде. У нас был что называется "служебный роман". Но это было достаточно интеллигентно, мы старались не афишировать наши отношения, и многие были удивлены, когда узнали.

О жизненном пути

Все, чего достиг, давалось довольно тяжело. Но поступки, которые совершал, в принципе всегда были своевременными и впоследствии оказывались верными. Умею чувствовать ситуацию и предвидеть ход событий. Многие мои шаги могут выглядеть так, как будто мне везет. На самом деле у меня определенный склад ума, и я просчитываю в голове все варианты перед тем, как принять решение. Мои решения не эмоциональные и не спонтанные. Когда меня вызвал к себе Азаров и совершенно неожиданно сказал, что есть решение о том, что мне нужно написать заявление об отставке, я задавал ему вопросы и в это время просчитывал варианты, как лучше поступить.

Об украинском роке

Со Славой Вакарчуком познакомился в 2000 году, когда вместе с младшим сыном после концерта зашел к нему за кулисы. После этого мы дружим, созваниваемся. Бываю на его концертах, он был в этом году у меня на дне рождения. "Океан Эльзы" открыл для меня украинский рок. Считаю, в Украине есть много оригинальных, продвинутых групп. Не говоря о "Воплях Видоплясова", это — "Мандры", "Пiвень", "Танок на майдане Конго".

О нас, коренных киевлянах

Нас, коренных киевлян, в органах центральной исполнительной власти единицы, поэтому происхождение для нас имеет значение. Во всех западных странах центральные посты занимают в основном выходцы из столицы, поскольку столица — место средоточения элиты. Там интеллигенция не считает для себя зазорным служить во власти. Мы же никогда не стремились к этому, поскольку та власть, которая была у нас, не вызывала уважения. Нам, киевской интеллигенции, не свойственно применять те приемы, которые нужны для того, чтобы попасть во власть.

Общественная позиция

Если бы те, кто поддерживал Януковича, лучше знали украинскую историю, они бы поняли, что украинский народ никогда подавить нельзя. Он не признает над собой силу. Национальной чертой украинца всегда была дуля в кармане. Настоящий украинец никогда не подчинится русской власти и русским наместникам.

Знаком практически со всеми олигархами, кроме, может быть, Рината Ахметова. Были контакты со всеми ними, и со всеми я — на "ты". Из людей, занимающихся крупным бизнесом, более всего мне импонирует Сергей Тарута. Интеллигентный, культурный человек. Приятен в общении Константин Григоришин, хотя мы уже давно не виделись. Он образованный, интеллигентный человек. Из молодого поколения — Константин Жеваго. У меня хорошие, дружеские отношения с Григорием Суркисом, Виктором Пинчуком. Знаю их давно. Суркис каждый год поздравляет меня с днем рождения. Хорошо знаком с Александром Волковым, Виктором Медведчуком, хотя тоже уже давно не виделись. Думаю, причина доброжелательных отношений заключается в том, что я всегда знал, насколько близко можно подходить к этим людям, чтобы не попасть в зависимость.

Плохо "вписываюсь" в выполнение команд, которые не надо обсуждать. Это раздражает некоторых олигархов, они вообще не понимают слова "нет". Олигархи — это отдельная категория людей. Когда решаются серьезные вопросы, простому смертному лучше не стоять у них на дороге.

Могу откровенно сказать: то, что делал Чечетов, я бы не смог. Но он находился на своем месте и выполнял задачу, стоящую перед ним.

Нахожусь в эйфории от того, что произошло со страной и народом. Сейчас у меня радикальные настроения, вернулся к тому состоянию, которое было в конце 80-х. Контактирую с националистически настроенными политиками, может быть, пойду с ними в парламент. У меня с ними много общего и в прошлом, и в настоящем. Имею в виду таких политиков, как Андрей Шкиль и другие, с которыми дружу и имею близкие взгляды.

Несмотря на то, что в конце 80-х боролся за независимость в одних рядах с теми, кто сейчас пришел к власти, считаю, что не имею морального права стоять на сцене Майдана. Поскольку десять лет служил "той" власти, и на мне тоже лежит ответственность за то, что происходило в приватизации в последние годы.

Никогда не был коммунистом, и после ухода коммунистов у меня не было необходимости доказывать, что я демократ. По этой же причине сейчас идти в окружение Ющенко и доказывать, что являюсь демократом и национально сознательной личностью, мне тоже незачем — это и так известно. Это другим нужно демонстрировать.

То, как Анатолий Кинах вел себя во время предвыборной кампании и революции, для меня стало откровением. Его поступок можно назвать моральным и бесстрашным. Знаю, что значит человеку, который был у власти, занять такую позицию. В какой-то мере даже позавидовал ему, потому что сам на такое, скорее всего, не способен. Очень уважаю, считаю себя обязанным и до сих пор не разочаровался в Анатолии Матвиенко. Нахожу его высокопорядочным, интеллигентным и перспективным политиком. Он — мой друг.

Я — один из немногих чиновников, которых уволили после встречи с президентом. Обычно те, кого увольняют, узнают об этом по радио. Вопрос о моем увольнении тянулся месяц, пока президент не встретился со мной, и я не объяснил ему, почему не хочу оставаться председателем.

Пять лет работал в тесном контакте с президентом. Мы виделись, как минимум, раз в месяц и раз в неделю созванивались. В 1998 году, когда я был назначен исполняющим обязанности председателя Фонда, и со мной случился инфаркт, ни один человек не верил в то, что я смогу возглавить Фонд. Премьер Пустовойтенко, например, сказал, что в моем случае нужно говорить не о руководстве, а об инвалидности. Единственный, кто поверил в меня и понял, что мне это нужно — Леонид Данилович. Он дважды подавал мою кандидатуру в парламент, хотя я не был его доверенным лицом. Такие вещи не забываются. Поэтому у меня субъективное положительное отношение к Кучме как к человеку.

Думаю, в последние годы многие из тех, кто знал и доверял Кучме, испытали разочарование от его президентства. Особенно в последние дни — все ожидали от него иного поведения. Он мог повести себя иначе и достойно закончить свой срок. Ведь в итоге результат получился тот же, но в глазах общественности Леонид Данилович много потерял. Видимо, в данном случае Кучма-преферансист не до конца просчитал все возможные варианты.

О Фонде госимущества

Думаю, какой-то объект в этом году должен быть продан красиво. Во-первых, для того, чтобы наполнить бюджет. А, во-вторых, чтобы продемонстрировать западным инвесторам планы и намерения новой власти. Хотел бы, чтобы это был "Укртелеком". Он более всего подходит для этой цели, так как это должен быть объект, который заинтересует всех. С удовольствием взял бы на себя ответственность по его продаже.

В окружении Ющенко есть определенные силы, которые не хотят приватизации вообще, не хотят продажи стратегических объектов либо не хотят продажи конкретно "Укртелекома". Сейчас они перешли на сторону Ющенко и будут играть в его команде определенную роль.

Если продавать только неликвиды, 5 млрд. грн. в бюджет собрать не удастся. Кроме того, на неликвиды нельзя привлечь западных инвесторов. А это значит, что инвесторы будут обмануты в своих ожиданиях, ведь до выборов для "своих" продавались суперприбыльные объекты, такие как "Криворожсталь", "Павлоградуголь", "Краснодонуголь", "Ривнеазот".

С "Криворожсталью" однозначно что-то будет. Об этом уже столько раз сказал новый Президент и его окружение, что уже неприлично, чтобы это закончилось ничем. Поэтому, исходя из политических заявлений, что-то делать придется. Что именно, пока не может сказать ни один профессионал, потому что пока не принято никакого конкретного решения. Названо много вариантов, но каждый из них имеет определенные сложности с реализацией в отношении действующего законодательства.

Скорее всего, при назначении людей в новом коалиционном правительстве, в том числе на пост председателя Фонда госимущества, профессиональные качества не будут учитываться в первую очередь. Думаю, это будут политические назначения.

С профессиональной точки зрения хотел бы, чтобы председателем Фонда был человек, настроенный не только на реванш, а на то, чтобы вернуть приватизации доверие населения и в первую очередь — инвесторов. А для этого нужно не только вернуть то, что было не совсем законно приватизировано, а провести действительно прозрачную процедуру приватизации. В частности, хотел бы провести показательный конкурс, чтобы продемонстрировать, прежде всего, западным инвесторам, что в Украине возможна честная и прозрачная приватизация.