- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Проблема зависимости
Такса по городу стандартна — 15 грн. Пассажиров мало, и таксист сразу же протягивает визитку с надеждой, что в следующий раз вы выберете именно его. Говорит неохотно. Сейчас у него, как и у любого другого жителя г. Пирятина Полтавской области, одна забота — что скажут россияне? От того, что решит делегация проверяющих из Москвы, которая в конце марта должна приехать на Пирятинский сырзавод (разрешить экспорт его сыра в Россию или нет), уровень заработков таксиста зависит не меньше, чем зарплаты рабочих самого предприятия. "Перестанет работать завод — денег в Пирятине совсем не будет, на такси ездить будет некому", — говорит он.
Подобные эмоции переживают жители по меньшей мере четырех украинских городов, ключевые предприятия которых в этом году оказались на грани закрытия. После введения в начале февраля запрета на экспорт сыров в Россию в Пирятине сырный цех простаивал две недели, на Менском (Черниговская обл.) и Гадячском (Полтавском обл.) заводах эти линии производства закрыты до сих пор.
1 марта, не выдержав конкуренции с более дешевым импортным топливом, на ремонт закрылся Лисичанский нефтеперерабатывающий завод "ЛИНИК".
Главное место работы
На Пирятинском заводе работает всего 5% населения города — 800 человек из 16 тысяч. Обычно градо-образующим называют предприятие, если на нем работает не меньше 25% экономически активного населения города. Но это только формальность.
Пирятинский сырзавод (принадлежит группе "Молочный альянс") расположен на окраине города, на трассе Киев — Полтава. Но впечатление такое, что центр жизни именно здесь. "Другой работы нет. Кроме завода, работать можно лишь в районной администрации, на почте или на рынке на трассе, где торгуют домашними пирожками", — говорит Тамара, которая как раз в день приезда "ИГ" в Пирятин уволилась с предприятия по состоянию здоровья после 30 лет работы.
На Менском сырзаводе, принадлежащем компании "Милкиленд", суммарно работают 800 человек, говорит Анатолий Соломко, глава Менской райгосадминистрации. Это 6,4% жителей города, не считая членов их семей. На "ЛИНИКе" — около трех тысяч человек. "По нашим подсчетам, "ЛИНИК" является источником дохода около 20 тысяч сотрудников, членов их семей и работников подрядных организаций (то есть пятой части населения города)", — говорит Дидье Казимиро, президент и главный управляющий директор "ТНК-ВР Коммерс", которому принадлежит этот завод.
Таких как Мена или Пирятин городов с населением до 50 тысяч человек, опорой которых является всего одно предприятие, по данным Минэкономики, в Украине около ста, это 21% всех городов страны. Лисичанск в это число не входит — слишком велик, но проблемы перед ним стоят те же самые. В России, которой также в наследство от общего советского прошлого досталась проблема моногородов, по оценке Института региональной политики, их насчитывается 460 — 40% от общего числа городских населенных пунктов. Но если в России существует специальная федеральная программа поддержки монопрофильных городов, то в Украине каждый из них выживает как может.
Кому-то повезло больше. На часть градообразующих предприятий пришел инвестор и теперь дает работу и средства к существованию. Еще часть, особенно в Ровенской, Николаевской, Запорожской областях, сосредоточены вокруг стратегических энергоактивов. "Экономика этих городов меньше поддается кризисным колебаниям из-за стратегического характера энергогенерирующих предприятий и стабильного спроса на их продукцию", — рассказали в Минэкономики. Хороший пример — г. Бурштын в Ивано-Франковской области. Дороги в нем куда хуже, чем в том же Пирятине, но благодаря Бурштынской ГРЭС (т.н. Бурштынскому острову) жители не бегут в другие города, а сами принимают гостей, желающих работать на предприятии.
Но еще часть не имеют ни первого, ни второго, и обречены на постепенное вымирание.
Смена категории
"На нашем сырзаводе средняя зарплата составляет около 2500 грн.", — говорит член профкома Пирятинского сырзавода, попросивший не называть его имени. Это выше, чем средняя зарплата по Украине, и не так уж и плохо для небольшого провинциального города. Средняя зарплата на "ЛИНИКе" — на 40% выше, чем в среднем по области, подсчитали на этом предприятии.
Благодаря инвесторам пока оба города были в числе тех, кому повезло. Но сейчас каждый из них оказался перед угрозой скатиться из первой категории в третью, депрессивную.
Судьба сырзаводов решится довольно скоро. В Пирятине, Мене и Гадяче с 26 по 30 марта ждут гостей из Москвы — проверять качество производства сыров на заводах приедет делегация из России. В том, что растительных жиров в украинских сырах нет, уверены на всех предприятиях. Задача — преломить политическое сопротивление россиян. "Мы очень готовимся. Покупаем цветы, вытряхиваем ковры, — в общем, готовимся к визиту проверяющих очень тщательно", — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Анатолий Соломко, глава Менской районной госадминистрации.
Куда хуже перспективы у жителей Лисичанска. Руководство ТНК-ВР пока не определилось с финальным решением относительно дальнейших действий на украинском рынке, говорит Дидье Казимиро. А потому формально НПЗ еще работает и сейчас остановился на плановый ремонт, изначально намеченный на октябрь. Чтобы не сокращать сотрудников, завод стремится максимально привлекать к ремонту своих же рабочих, и частично, с согласия сотрудников, переводить их на 4-дневную рабочую неделю. Но больших перспектив, что правительство изменит свою политику, нет, а значит, остановка "ЛИНИКа" на ремонт вполне может стать "пожизненной".
При этом в Лисичанске стоит не только "ЛИНИК". В ноябре банкротом была признана "Лисичанская сода", на которой трудилось более 2,2 тысячи человек. На другом крупном производителе, "Лисичанском стекольном заводе "Пролетарий", работают три тысячи человек, но последние три года он стремительно идет ко дну. Айсбергом, на который напоролся этот лисичанский "Титаник", единственный в Украине производитель листового стекла, стал дешевый импорт и цены на газ. После их повышения до $500 для промпотребителей продукция предприятия резко стала неконкурентоспособной. Из-за невозможности сбыта она скопилась не только на складах, но и на территории завода. "Пролетарий" оказался на грани банкротства.
Руководство города и завода уже трижды подавало в Киев сигнал SOS. Последний, кажется, был услышан — Министерство экономики инициировало антидемпинговые расследования против импортеров стекла. Но пока "Пролетарий" ждал решения, ему пришлось остановить треть мощностей.
Наконец, город окружен кольцом шахт, состояние которых также далеко от идеального.
Нежелательные последствия
Что значит остановка производств, хорошо знают в каждом из таких городов. В прошлом году в Лисичанске уже уволилось вдвое больше людей, чем было принято на работу. В январе на "Пролетарии" 500 человек также попали под сокращение, а те, кого не уволили, из-за низких зарплат увольняются сами и ищут возможности заработка в других городах и в России. Один из собеседников, бывший "пролетарец" Александр, к примеру, уже купил билеты в Россию — поедет работать на электростанцию вахтовым методом, ведь дома на прокорм семьи ему теперь не заработать.
Если предприятия не справятся со своими проблемами, без работы окажутся не только рабочие, но и десятки подрядных организаций. В Пирятине и Мене пока пытаются не оставить их на произвол судьбы. "Молоко и от населения, и от сельхозпредприятий мы как принимали, так и принимаем — от 250 до 300 тонн в сутки", — заявил в конце февраля Владимир Бартошака, глава правления Пирятинского сырзавода. Но закупочные цены в этих городах снизились — в среднем с 2,50-3,0 грн. до 2,0 у крупных и до 1,8 грн. за литр у мелких производителей.
Следующими жертвами будут местные бюджеты. В прошлом году из-за корпоративного конфликта на полтора месяца остановился Немировский ликеро-водочный завод, на котором работают около 2 тысяч из 12 тысяч жителей этого городка. Тогда городской и районный бюджет недополучили 200 тыс. грн., говорит Александр Лесько, замглавы Немировской райгосадминистрации. Ведь большая часть местных бюджетов финансируется за счет поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть зарплат местных жителей, в том числе работников предприятий.
Руководство нынешней проблемной "четверки" также опасается худшего из сценариев. "Пока предприятие платит все местные налоги, и никаких оценок давать я не буду. Но если сырзавод начнет сокращать производство и увольнять часть сотрудников, то уменьшится доход физических лиц. А значит, мы ощутим проблемы с наполнением бюджета. Это предприятие дает 37-40% дохода района по НДФЛ", — прогнозирует Николай Лимар, первый замглавы Пирятинской райгосадминистрации. В бюджете Лисичанска платежи "ЛИНИК" составляют 14% — 1,5-1,8 млн. грн. в месяц, говорит заместитель мэра этого города Андрей Шальнев.
Все вместе это ударит по финансированию зарплат, потребностей ЖКХ и социальной инфраструктуры городов, тем более что часто предприятия инвестировали не только в свои производства, но и в школы, больницы, детские сады.
Украинские власти — и в Киеве, и на местном уровне — пытаются не допустить социальной катастрофы. Если цветы и чистые ковры в качестве "метода убеждения" россиян не помогут, глава МинАПК Анатолий Присяжнюк пообещал бороться за права украинских производителей на рынке России при помощи ВТО. Полноправным членом этой организации Москва должна стать уже летом.
Заодно Кабмин пытается решать проблемы более комплексно. В бюджете-2012 заложены средства на создание Фонда регионального развития объемом 1,14 млрд. грн. Он должен стать дополнительным финансовым источником решения проблемы инфраструктуры украинских регионов, в том числе и моногородов (правда, принципы работы этого фонда пока прописаны довольно размыто).
Радикальный метод решения проблемы в свое время "придумали" в США. Американское правительство приступило к реализации программы "Сокращение ради выживания". Согласно этой концепции, беднейшие города подлежат сносу, а жители переселению в другие города. Попытка сделать такое была предпринята и в РФ. По словам Александра Васильева, директора Союза городов Центра и Северо-Запада России, жителей ряда неблагополучных северных городов пытались переселять в более оживленные южные, на Поволжье. Но чем закончится этот эксперимент, пока неизвестно. И пока правительство соседней страны пытается разработать единый подход к решению данной проблемы, "тушит" существующие проблемы дотациями проблемным предприятиям.
Хотя самый верный способ помочь небольшим, заточенным под одно-два предприятия городам — привлекать новые инвестиции и диверсифицировать их производства. Это позволило бы не бояться угрозы стать городом-призраком вне зависимости от политических настроений в Москве, цен на стекло и нефтепродукты.
Города-призраки
По всему миру насчитываются сотни брошенных поселений, жизнь в которых угасла после закрытия фабрик или заводов, вокруг которых они были построены
Валь-Жальбер
Канада
Покинут в 1927 году
Возведение городка Валь-Жальбер в канадском Квебеке началось в 1901 году, одновременно со строительством целлюлозно-бумажной фабрики. Валь-Жальбер процветал почти 20 лет, пока производство не стало убыточным из-за падения спроса во время Великой депрессии. В 1927 году фабрика была остановлена, а Валь-Жальбер оставлен жителями.
Детройт
США
Покинут в 1970-х годах
Столица автомобилестроения США пережила экономический бум в 1950-х — тогда Детройт по праву считался одним из богатейших индустриальных городов Северной Америки. Но в 1973-м, во время первого нефтяного кризиса, спрос на автомобили упал. Ford, General Motors и Chrysler понесли убытки и закрыли заводы в окрестностях города. С 1973-го по 1980 год Детройт потерял свыше 208 тыс. рабочих мест, превратившись в город-призрак.
Колманскоп
Намибия
Покинут в 1954 году
Строительство на краю пустыни Намиб было начато в 1908 году немцами, открывшими богатейшие залежи алмазов. За два года Колманскоп превратился в процветающий город со школами, больницами, театром и первой на Черном континенте трамвайной линией. После Первой мировой войны промышленная добыча алмазов была существенно сокращена из-за падения цен на мировом рынке. Окончательно город был покинут в 1950-е, после исто
Бразилия
Покинут в 1934 годуФордланд — один из самых неудачных проектов Генри Форда. Поселение на побережье Бразилии возникло в 1928 году как спутник крупнейшего в Латинской Америке завода по производству каучука. Как выяснилось впоследствии, место было выбрано неудачно: климат побережья не подходил для выращивания каучуковых деревьев, местное население, на которое рассчитывал Форд, категорически не хотело работать на фабрике. Из-за высоких издержек в 1934 году проект был закрыт, а город — оставлен его жителями.