НБУ курс:

USD

42,23

+0,03

EUR

43,88

--0,03

Наличный курс:

USD

42,75

42,70

EUR

44,50

44,25

Прогнозирование с большой вероятностью

В дискуссии вокруг выбора направления прокачки нефти по трубопроводу "Одесса — Броды" уже все средства хороши. Об этом свидетельствует недавнее обещание американской компании ShevronTexaco помочь с запуском "трубы", о котором сообщил Спецуполномоченный по

В дискуссии вокруг выбора направления прокачки нефти по трубопроводу "Одесса — Броды" уже все средства хороши. Об этом свидетельствует недавнее обещание американской компании ShevronTexaco помочь с запуском "трубы", о котором сообщил Спецуполномоченный по ЕАНТК Александр Тодийчук. Имел ли место такой факт на самом деле, станет известно позже. Но даже сегодня можно понять, что с точки зрения экономической выгоды этот вариант вызывает большие сомнения

Особенностью ситуации вокруг нефтепровода "Одесса — Броды" является огромное количество заявлений казахских, азербайджанских и европейских нефтяных компаний об их готовности поставлять каспийскую нефть для украинской "трубы". Правда, эти заявления, как правило, "озвучиваются" устами доморощенных украинских нефтяников. Для примера можно привести заявление Дика Чейни, о котором заявил сотрудник МИДа Ельченко. А недавно порадовало изобретательностью сообщение о том, что "в самолете, во время перелета украинской делегации из Вашингтона в Киев Александр Тодийчук спрогнозировал с большой долей вероятности подписание контракта с американской компанией ShevronTexaco".
На опровержения этих самых зарубежных компаний уже внимания, как правило, не обращают — к ним привыкли. Нам же, со своей стороны, остается только подсчитать, насколько реально участие американцев в работе отечественного нефтепровода.
Начнем с геополитики. По инициативе Билла Клинтона, поддержанной нефтяными компаниями США, в начале 90-х началось строительство нефтепровода "Баку — Джейхан". Несмотря на опасения относительно реальности проекта (без этого, как свидетельствует и пример проекта "Одесса — Броды", не обходится строительство ни одного нефтепровода), работы продвигаются, и "труба" мощностью 50 млн. тонн в год будет сдана в эксплуатацию уже в следующем году.
В отличие от украинского нефтепровода, американский проект изначально был подкреплен контрактами на прокачку нефти. Ведь в данном случае угроза смешения легкой каспийской нефти с российским Юралсом, полностью исключена, чего не скажешь о нашем проекте. Поставщиками сырья станут компании США, работающие в Казахстане и Азербайджане, а потребителями — сами Штаты.
Подтверждаются эти факты и в выступлениях официальных лиц. Как заявил исполнительный директор компании "КазМунайгаз" Каиргелди Кабылдин, "Казахстан рассматривает "Актау — Баку" с последующим подключением к нефтепроводу "Баку — Джейхан" как основной экспортный маршрут своей нефти. Поэтому Казахстан рассматривает все соглашения как часть проекта "Баку — Джейхан". А посол Украины в Казахстане Василий Цыбенко был более прямолинеен: "Американцы уже неоднократно подтверждали, что для них основным экспортным маршрутом является "Баку — Джейхан", поэтому прокачка каспийской нефти, которая практически полностью принадлежит американским компаниям, по нефтепроводу "Одесса — Броды" маловероятна".
Не является исключением и ShevronTexaco. Компания активно участвует в разработке шельфа Каспия и реализации проектов "Атырау — Баку" и "Баку — Джейхан". Зачем американцам, которые планируют экспортировать каспийскую нефть в США, нефтепровод "Одесса — Броды" — по крайней мере, непонятно. Но даже если и предположить, что резон для этого у них есть, возможности осуществить затею попросту отсутствуют.
Для того чтобы доставить казахскую каспийскую нефть к терминалу "Пивденный", необходимо для начала прокачать ее из Каспийского бассейна в Черноморский. Однако свободных мощностей в нефтепроводах, которые ведут к восточным портам Черного моря, нет и в ближайшее время не предвидится, поскольку в нефтетранспортном бизнесе, учитывая ограниченную пропускную способность труб, предпочитают долгосрочные контракты.
Единственным возможным маршрутом для поставки каспийской нефти в Украину является нефтепровод КТК ("Тенгиз — Новороссийск"), после того как его мощности будут расширены до 67 млн. тонн. В том, что это случится, сомнений нет: объемы добычи на Каспии будут увеличиваться. Вопрос только в том, когда? Возможно, через три года, но не исключено, что и через десять. Все зависит от тех же американских компаний, которые не очень-то спешат вкладывать обещанные миллиарды долларов в каспийский проект (например, на сегодняшний день КТК остается недогруженным). Получается, Украине все это время придется ждать? Но тогда "Одесса — Броды" превратится в груду металлолома. Антикоррозийная смесь, которой заполнена труба сейчас, и электрохимзащита рассчитаны максимум на 8 лет, из которых два уже прошло.
Теперь о возможностях самой ShevronTexaco. Как известно, эта компания является крупнейшим акционером СП "Тенгизшевройл" (ShevronTexaco — 50%, ExxonMobil — 25%, правительство Казахстана — 20%, LUKArco — 5%), которая занимается нефтедобычей на Каспии. Объемы добычи "Тегизшевройла" в первом полугодии 2003 года составили 6,731 млн. тонн, что на целых 8% выше уровня прошлого года. Соответственно вопрос: как сможет поставлять эта компания Украине 5 млн. тонн в год, если такими свободными объемами она не располагает?
Не лучше прогноз и на будущее. Программа инвестиций в каспийскую нефтедобычу ShevronTexaco предусматривает увеличение объемов в 2006 — 2012 гг. Однако не так давно компания заморозила планы по увеличению добычи нефти на крупнейшем в Казахстане месторождении "Тенгиз". Аналитик Petroleum Argus Сергей Лукьянов считает, что "Тенгизшевройл" сворачивает свои инвестпроекты из-за разногласий, возникших у ChevronTexaco с правительством Казахстана, интересы которого представляет государственная нефтекомпания "Казмунайгаз".
Таким образом, в ближайшие 3 — 5 а то и больше лет нашей стране каспийское сырье, принадлежащее американцам, не светит. Поэтому, может, отечественным чиновникам пора оставить практику создания ненужных информповодов и наконец принять российский, реальный вариант прокачки нефти по отечественному нефтепроводу? Все-таки $90,9 млн. годового дохода для "Укртранснафты" и государства — деньги немалые.