НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Региональный фаворит

Генеральный директор торговой сети "Фаворит" Надежда Новикова о "тонкостях" развития региональных ритейлеров.

Генеральный директор торговой сети "Фаворит" Надежда Новикова о "тонкостях" развития региональных ритейлеров.

Согласно рейтингу компании А.T.Kearney, Украина сегодня занимает пятую позицию в мире по уровню инвестиционной привлекательности в сфере ритейла. В то же время по сравнению с западными торговыми сетями отечественный сегмент розничной торговли еще далек от насыщения, особенно ощущается нехватка супермаркетов в регионах. Едва насытив столицу, фокус отечественных ритейлеров сместился в сторону регионов. Один из путей региональной экспансии — покупка локальных операторов. Однако не все "регионалы" спешат продавать свои сети столичным и западным ритейлерам. Вкладывая средства в развитие сетей, они набивают себе цену, чтобы в перспективе выручить при продаже привлекательную сумму. О стратегии ведения розничного бизнеса в регионах рассказала генеральный директор торговой сети "Фаворит" Надежда Новикова.

- Как вы охарактеризуете ситуацию, которая сложилась сегодня на рынке ритейла в Украине?

- Рынок ритейла в Украине динамично развивается. О положительных изменениях свидетельствует также и то, что им активнее начали интересоваться иностранцы. Еще несколько лет назад развитие ритейла происходило довольно медленными темпами, но уже два года, как ситуация кардинально изменилась. У ритейла очень хорошие перспективы, поскольку его инвестиционная привлекательность довольно высока.

Если же говорить языком цифр, то оборот розничной торговли (в который включен розничный товарооборот предприятий розничной торговли) за январь-август 2007 года составлял 189,7 млрд. грн., что на 28,4% превышает показатели аналогичного периода 2006 года.

В настоящее время, как свидетельствуют результаты маркетинговых исследований, в Киеве рынок розничной торговли заполнен на 50%, в регионах — всего на 30%.

То, что супермаркет — это наиболее удобное место для закупки товаров, покупатели осознали еще в конце 90-х. Они привыкли к цивилизованному приобретению необходимого, к удобному магазину с широким ассортиментом. В то же время сегодня рынок подобных форматов торговли окончательно еще не сформирован, и это дает пространство для развития.

- Когда начали развитие сети?

- Наша торговая сеть "Фаворит" начала работать в Ивано-Франковской области в то время, когда региональный рынок ритейла был, в отличие от столичного, практически неразвитым, потому у нас были хорошие перспективы. В марте 2004 года открылся первый супермаркет "Фаворит". Постепенно мы подыскивали новые торговые площади. Велась активная работа по реконструкции и переформатированию старых советских универсамов в уютные европейские супермаркеты. Сеть росла довольно динамично: если в 2005 году у нас работали 16 новых супермаркетов, то до конца 2006 года — уже 21 магазин. Сейчас мы продолжаем динамично развивать и расширять сеть.

- С какими проблемами сталкивались в процессе создания и развития сети?

- Нас не обошли проблемы, с которыми наверняка довелось столкнуться и другим игрокам рынка. Прежде всего, это недостаток торговых и складских помещений и неудовлетворительное состояние тех, которые были в наличии. Ведь вначале мы не открывали супермаркеты "с нуля", реконструировали и модернизировали старые советские магазины. Также определенные проблемы возникали с подбором квалифицированного персонала. Однако сейчас мы научились успешно преодолевать эти трудности.

- Какое количество супермаркетов насчитывает сеть сегодня и где они расположены?

- В настоящее время сеть насчитывает около 70 супермаркетов, из которых 45 — действующие, остальные готовятся к открытию. Мы занимаем 60% розничного рынка в Ивано-Франковской области и 8% — рынка Западной Украины. Сеть активно развивается, и торговые точки присутствуют по всей стране.

В текущем и следующем году мы планируем открыть новые магазины в Киевской, Херсонской, Хмельницкой, Луганской, Ривненской, Тернопольской и Кировоградской областях.

- Какой оборот сети "Фаворит" в год?

- В текущем году оборот компании составит около $60 млн.

- Какие форматы торговых точек вы считаете наиболее перспективными? В частности, для вашей торговой сети?

- На данном этапе стратегия сети нацелена на магазины формата супермаркета, площади которых составляют от 500 кв. м до 4 тыс. кв. м. На рынке наблюдается также тенденция развития основными игроками сетей магазинов "возле дома" (до 500 кв. м), поскольку эта ниша практически еще не развита.

Сейчас общая площадь наших торговых точек составляет 120 тыс. кв. м.

В ближайших планах — приобретение под супермаркеты 100 тыс. кв. м площадей и их реконструкция. На протяжении 2008 года намереваемся приобрести еще 300 тыс. кв. м площадей. В планах — увеличить количество торговых точек до пятисот.

В дальнейшем мы будем развивать магазины разного формата — гипермаркеты, торговые центры и так далее.

- За счет каких средств будете финансировать расширение сети и развитие направлений? Будете привлекать иностранных партнеров или кредитные ресурсы?

- Расширение сети и развитие направлений мы планируем финансировать за счет собственных средств и за счет привлечения банковских кредитов. Сегодня работаем над расчетом необходимых инвестиций.

- С какой валовой маржой работает сеть?

- Наши супермаркеты работают со ставками наценки в среднем 18-22%.

- Поступали ли вам предложения о продаже компании?

- Да, предложения относительно продажи были. Но, как уже отмечалось, мы активно работаем над развитием сети. И хотя уже сегодня "Фаворит" представляет интерес для потенциальных покупателей, однако намерений "продаваться" у нас нет. По крайней мере, в ближайшей перспективе не планируем.

- Почему решили назвать сеть супермаркетов "Фаворит"? Как говорится, "положение обязывает", в вашем случае — название обязывает.

- Название "Фаворит" было выбрано не случайно. Рассматривались, конечно, и другие названия. Мы думали, анализировали, рассматривали разные варианты, заказали исследования, задействовали также и фокус-группы покупателей. В результате пришли к заключению, что название "Фаворит" будет воссоздавать и подчеркивать достоинства нашей сети. С таким названием нужно всегда "держать марку".

- Как удается удерживать свои позиции в столь высоко конкурентной среде?

- Мы работаем для того, чтобы удовлетворить потребности покупателя, а это для нас главное. Поэтому, не считаясь с конкуренцией, продолжаем укреплять свои позиции на рынке. Мы уважаем конкурентов, это наши коллеги по бизнесу, но не соревнуемся с ними. Постоянно улучшая обслуживание и расширяя ассортимент, мы работаем для клиентов.

- Для покупателей одним из основных факторов является качество. Каким образом вы контролируете качество товаров в ваших супермаркетах?

- В каждой торговой точке этим занимается управляющий торгового зала, ответственный за качество. Мы проверяем качество каждой партии товара. И вдобавок руководители высшего звена специально ездят по супермаркетам и тестируют продукцию. Существует также "горячая линия", куда может позвонить по телефону каждый и высказать свои предложения и жалобы. Мы реагируем оперативно.

- По вашему мнению, по какому пути будет развиваться украинский ритейл в дальнейшем?

- Думаю, что одним из дальнейших путей развития ритейла станет инвестирование в диверсификацию бизнеса. Это будет покупка производственных объектов, собственное производство, которое разрешит увеличить объемы продаж и предоставит возможность влиять и контролировать уровень маржи. Будущее — за созданием современных логистических центров, которые позволят достичь большей независимости от поставщиков, оптимизировать снабжение товаром торговых точек, а также за созданием собственных торговых марок.