- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
С Луцка на Харьков
Луцкая компания "Вопак-Трейд" скупает небольшие региональные торговые сети по всей Украине. Последняя сделка по покупке харьковской сбытовой сети "Пятый элемент" оценивается в $20 млн.
В последнее время количество торговых сетей заметно возросло. В конкурентной борьбе за клиента компании снижают торговые надбавки, постоянно увеличивают ассортимент. Впрочем, не всегда такие подходы являются достаточными для того, чтобы удержаться на плаву и не быть поглощенным более крупными сетями. Некоторые ритейлеры, вместо того, чтобы быть проданными более удачливым конкурентам, сами скупают небольшие региональные торговые сети. По такому пути — покупки сети супермаркетов — пошла компания "Вопак-Трейд". Недавно Антимонопольный комитет Украины разрешил ей купить харьковскую сбытовую сеть "Пятый элемент", работающую под брендом "Продукты" и насчитывающую 23 магазина.Луцкое ООО "Вопак-Трейд", входящее в состав корпорации "ПАККО Холдинг", располагает 45 магазинами в девяти областях Западной и Центральной Украины. В частности, 38 супермаркетов работают под вывеской "Вопак", семь — cash & carry "ПАККО". Корпорация "ПАККО Холдинг" была основана в 2003 году в Луцке и на сегодня входит в десятку крупнейших предприятий розничной торговли. Общая площадь магазинов — 50 тыс. кв. м, оборот в прошлом году составил $170 млн. Приобретенное "Вопаком" ООО "Сбытовая сеть "Пятый элемент" находится в Харькове. Все его 23 магазина приносили владельцам в общей сложности $30 млн. в год. С 2004 года компания работала по франчайзинговому договору с российской X5 Retail Group, однако в начале нынешнего года договор был расторгнут по инициативе франчайзера, тогда же было объявлено, что сеть выставлена на продажу. Россияне мотивировали свой отказ ее убыточностью, неэффективным менеджментом и бесперспективностью для X5 Retail Group дальнейшего сотрудничества.
Путем развития
На вопрос о том, с какой целью корпорация столь активно скупает сети, вице-президент по развитию "ПАККО" Олег Крыжанивский ответил, что главная цель компании — завоевание рынка. "Продаваться мы не собираемся, основная наша идея состоит в том, чтобы развивать собственную сеть и занять как можно большую долю рынка", — подчеркнул он.Аналитик финансово-аналитической группы "Про-Консалтинг" Александр Соколов также считает, что на данном этапе для "ПАККО" главное — расширение сети и выход в новые регионы, однако он отметил: "Я не исключаю и того, что через два-три года они продадут сеть, но пока об этом говорить рано". Сейчас многие иностранные операторы заинтересованы в выходе на украинский рынок, но они согласны приобретать только крупные национальные сети с годовой выручкой не менее $400 млн. и отлаженной логистикой. "Сегодня стало все труднее отыскать свободную площадку для строительства супермаркета, гораздо проще купить уже готовые торговые точки и переделать их под свой формат", — говорит Соколов. Выход в новые регионы позволит компании повысить капитализацию, чтобы в дальнейшем торговую сеть можно было выгоднее продать. А поскольку сейчас большинство зарубежных сетевиков заинтересовано в выходе на украинский рынок, "Вопак" может воспользоваться ситуацией. Безусловно, выход в новый, еще неизведанный регион — серьезный шаг для ритейлера. По мнению аналитиков, работа в другом регионе еще локальной "ПАККО" значительно повысит ее капитализацию, к тому же эксперты отмечают, что Харьков достаточно сложный для развития торговых сетей город, но вместе с тем этот регион входит в пятерку самых перспективных. И хотя здесь уже присутствуют немало достаточно сильных игроков, таких как сети "Таргет", "Класс" и "Рост", расти есть куда. Что же касается возможного обострения конкуренции на рынке, то, по мнению аналитиков, покупка сети "Пятый элемент", так же, как и все остальные приобретения "ПАККО", на расстановку сил в первой пятерке не повлияет. "Основных игроков рынка это вряд ли заденет, группа лидеров уже сформировалась, и догнать их довольно сложно", — утверждают эксперты. Судя по всему, волыняне настроены достаточно серьезно, особенно если принять во внимание, что это уже пятое приобретение корпорацией региональных операторов за последний год. Так, в прошлом году "ПАККО Холдинг" купила житомирские сети "Миромаркет" (пять магазинов) и "Каньон". В январе этого года приобрела еще две сети в Хмельницком — "АВС", состоящую из пяти магазинов, и "Дигму", в которую входит двенадцать магазинов. А в конце прошлого года "Вопак" открыл три новых магазина во Львове.По словам Крыжанивского, "ПАККО" намерена развиваться и дальше. "Мы планируем приобретать небольшие сети, арендовать торговые площади и строить собственные магазины в городах-миллионниках, а также других крупных городах, население которых составляет 200-300 тысяч жителей", — рассказал он и добавил, что в данный момент специалисты компании рассматривают более 200 объектов недвижимости, в которых потенциально могут разместиться их магазины. "Возможно, к концу года около 20% сделок будут завершены", — сказал Олег Крыжанивский. Входящие в "Пятый элемент" магазины будут переименованы в "Вопак", а большинство вновь приобретенных торговых предприятий — переведены в формат супермаркетов. По словам вице-президента компании, на переформатирование и ребрендинг магазинов компания планирует потратить около $10 млн., на все развитие сети до конца года будет направлено $40 млн. а в течение двух-трех лет на эти цели планируется выделить до $50-100 млн. Сумма сделки пока не разглашается. Согласно предположениям экспертов — от $10 млн. до $30 млн. Но по оценке Александра Соколова, цена вопроса составила порядка $20 млн. Это вполне реальная цена за региональную сеть, которая, как правило, оценивается несколько ниже, чем ее годовой объем продаж.