- Категория
- Экономика
- Дата публикации
С миру — по нитке
Чтобы граждане доверяли подобным организациям, необходимо несколько условий: стабильность денежной единицы, гарантии вкладов населения, контроль со стороны государства и общества за деятельностью финансовых структур. Только одновременное наличие этих трех составляющих позволит возродить утраченное доверие общества, прежде всего, к государству, а затем уже и к частным структурам подобного рода. Если стабильность денежной единицы, благодаря жесткой монетарной политике Нацбанка, государству удается поддерживать, то гарантировать защиту частной собственности граждан — нет. Яркий тому пример — банкротство банка "Украина", вкладчики которого до сих пор требуют возвращения своих средств
В книге доктора Дина Блэка "Как добиться успеха в МЛМ" пирамида описывается следующим образом: "Достигнув определенной стадии развития, любая организация, занимающаяся распространением товаров и услуг, приобретает форму пирамиды, образуя много уровней. Их становится все больше и больше, если идти сверху вниз. Любая организация, построенная на выборной основе — пирамида. Наше правительство — пирамида, церковь — пирамида, школы — пирамида. Сила любой пирамидальной структуры идет с ее основания".
За время своего существования трасты привлекли у населения $ 132 млн.
То есть развитие пирамиды сначала зависит от источника поступления средств, а потом от верхушки, то есть количества желающих вернуть средства. Поэтому вопрос даже не в том, как устроена любая организация — в виде пирамиды или нет, а с какой целью она используется. Только финансовая пирамида действует по определенной мошеннической схеме, часто маскируясь под легальный бизнес. Чтобы каждый участник мог получить прибыль, число вкладчиков должно быть бесконечно большим, чего, в принципе, не может быть. Поэтому финансовые пирамиды быстро рушатся.
Как и размер теневого сектора в экономике страны, количество финансовых пирамид зависит от государственной политики, то есть четкого законодательства. Число пирамид уменьшается в силу изменения психологии ранее обманутых граждан. Это влияет на остальных членов общества, и в итоге доверие к пирамидам восстановить трудно.
Так, лишь сейчас, спустя семь лет после расцвета трастов и пирамид иного рода, украинцы стали потихоньку вкладывать средства в банки — но и то, как правило, на короткий срок. Меньше доверяют граждане страховым компаниям, но и здесь наблюдаются первые признаки положительной тенденции. А вот, скажем, вложить средства в пенсионный фонд сроком на двадцать лет, по моему мнению, сегодня мало кто решится. Поэтому та же пенсионная реформа будет осуществляться нелегко. В конечном счете, все зависит от государственной политики в сфере регулирования деятельности новых пирамид, доверия населения к ним и стабильности экономики, в первую очередь — отечественной валюты.
История финансовых пирамид в Украине
Март 1993 г. Кабинет Министров издал Декрет "О доверительных обществах", давший старт развитию трастового движения. Данный документ был довольно пространным и не оговаривал необходимость лицензирования валютных и доверительных операций. Кроме того, согласно декрету трасты необоснованно получили право принимать от вкладчиков иностранную валюту, что дало им возможность "выкачать" с населения $33,5 млн. и DM 287 тыс.
Государственные ведомства — ФГИУ, Минфин, Минэкономики — практически не контролировали деятельность доверительных обществ. В декрете была заложена еще одна существенная норма: коммерческие банки, в которых обслуживались трасты, обязаны были следить за паритетом средств, находящихся в работе, и уставным фондом общества. Поскольку это положение не соблюдалось, вернуть вкладчикам их деньги после краха финансовых пирамид стало практически нереально.
Июнь 1995 г. Выходит постановление Кабмина "О недостатках в работе доверительных обществ". Органам власти всех уровней поручено проверить деятельность трастовых компаний.
1994-1996 гг. Пик возбуждения уголовных дел в отношении руководителей трастов. Правоохранители возбудили 144 уголовных дела, пострадавшими по которым проходили в общей сложности 975 тыс. обманутых вкладчиков. Судами Украины по делам трастов было осуждено всего 17 лиц. Каждое четвертое дело по трастам возвращалось судами на дорасследование.
Декабрь 1998 г. Зарегистрирована Ассоциация негосударственных пенсионных фондов. На сегодняшний день в Украине создано около 110 НПФ.
2001 г. Верховная Рада приняла Закон "Об институтах совместного инвестирования (паевых и корпоративных инвестиционных фондах)". По словам его инициаторов, закон полностью учел недостатки "трастовой эпопеи" и направлен на привлечение инвестиций в экономику. Дабы избежать мошенничества, закон предусматривает следующие моменты: деятельность институтов совместного инвестирования (ИСИ) жестко контролируется и лицензируется государством; обязательным является создание резервного фонда, который хранится на отдельном счете; в случае ликвидации ИСИ деньги возвращаются в первую очередь вкладчикам.
Апрель-май 2003 г. может быть принят Закон "О негосударственном пенсионном обеспечении", который легализирует деятельность НПФ.