- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Сам создавай свой корпоративный имидж
Развитие рыночных отношений в Украине побудило компании начать управление своей корпоративной репутацией. В условиях жесткой конкуренции именно имидж и корпоративная репутация компании являются главными составляющими ее ценности в целом. И как свидетельствует мировой опыт, роль этих составляющих в условиях глобализации экономики со временем будет только возрастать
СЕГОДНЯ большинство крупных отечественных компаний имеют в своей организационной структуре самостоятельные отделы по связям с общественностью или содержат пресс-секретарей. А иногда даже прибегают к услугам самостоятельных PR-агентств.
Вместе с тем, у большинства руководителей предприятий не всегда есть правильное понимание, что такое PR-менеджмент. Часто его функции они ассоциируют только с размещением рекламных статей о своей компании в тех или иных деловых изданияхили проведении различных акций на TV.
Не редки также случаи, когда руководство компаний обвиняет своих пресс-секретарей, если те не сумели предотвратить вал негативных материалов о компании, которые публикуются. Не осознается при этом, что причина этого кроется не в самой работе пресс-секретаря, а в первую очередь, в проводимой руководством политике в отношении развития своей компании.
Часто бывают случаи, что из-за отсутствия PR-стратегии, компании своими действиями только вредят корпоративной репутации. Не являются редкостью и те факты, что "пиарщики" с целью зарабатывания денег идут на поводу у руководства компании и нарушают элементарные общепринятые технологии. А если эксклюзивная информация попала в руки издания, то нужно понимать, что предотвратить ее публикацию почти невозможно. Безусловно, что конфликтов избежать полностью нельзя. Но руководство компаний должно понимать, что всегда можно найти конструктивные решения.
Иметь или не иметь корпоративную репутацию (имидж) — это не выбор самой компании. Если компания сама не желает создавать имидж в глазах потребителей, своих партнеров или государственных органов и общественности, то он формируется стихийно под влиянием тех сведений, которые так или иначе становятся достоянием гласности. Компаниям лучше управлять своей репутацией, чем принимать свой имидж, сформированный стихийно, часто не без участия конкурентов.
Нужно определить свою целевую аудиторию
ДЛЯ УПРАВЛЕНИЕ корпоративной репутацией используется система паблик-рилейшнз (PR). Система менеджмента PR предусматривает систематическую деятельность компании, направленную на изменение убеждений, отношений, мнений и поведения разных групп людей по отношению к компании.
В то же время PR-менеджмент может быть достаточно оперативным инструментом коммуникационной стратегии предприятия. Он помогает реализовать общую стратегию компании.
Для этого определяются приоритетные целевые аудитории, на мнение которых будет осуществляться влияние. Как показывает отечественная и зарубежная практика, для этого не всегда нужны 'большие затраты и деньги. Большую часть необходимой информации можно собрать у тех же руководителей компаний, сотрудников отделов продаж, маркетинга, рекламы и т.д. Ведь именно они каждый день в рабочем порядке общаются с покупателями, партнерами, представителями государственных органов и других организаций. Но, как правило, в компаниях, где нет профессионального PR-менеджмента, некому систематизировать все эти сведения и сопоставить все впечатления сотрудников компании. Кроме того, ежемесячно многие общественные организации, средства массовой информации проводят разные исследования, которые могут касаться бизнеса той или компании и развития того или иного рынка. Таким образом, только объективный анализ позволит правильно поставить PR-цели, которые будут соответствовать общей стратегии компании. Главное в PR-менеджменте — это определение целевых аудиторий, то есть тех групп людей, которые положительно или отрицательно могут повлиять на имидж компании и на ее развитие в целом.
Специалисты Украинской консалтинговой сети, как впрочем и западные эксперты, выделяют несколько этапов определения целевых аудиторий (см. схему). Важно при этом определить максимальное количество людей, имеющих схожие оценки и отношения к продуктам компании. Целевые группы, как правило, существенно отличаются друг от друга.
В основном на корпоративную репутацию компании влияют такие факторы:
- качество товаров и услуг, производимых компанией;
- социальная ответственность компании(спонсорство, поддержка развития региона, в котором компания ведет свою деятельность, активное участие в социальной и культурной жизни региона);
- бизнес-окружение (внешний вид офисов, производственных и торговых помещений компании);
- деловая коммуникация компании.
Основные функции PR -менеджмента
ДЛЯ ВСЕХ отечественных компаний очень важно создать действенный механизм, который бы способствовал формированию их положительной корпоративной репутации. Необходимо определиться с функциями PR-менеджмента, который может быть создан в компании. По мнению специалистов компании Ward Howell International, можно выделить следующие должностные обязанности и функции PR-менеджмента.
Обязанности PR-менеджера:
1. УЧАСТВУЕТ вместе с высшим руководством компании в разработке корпоративных задач и доведении их до сведения лиц как внутри, так и вне организации для создания благоприятного корпоративного имиджа.
2. Занимается определением, разработкой и осуществлением стратегии в области связей с общественностью.
3. Участвует в решении вопросов, имеющих отношение к связям с общественностью.
4. Дает ответы на жалобы, запросы и требования по информации, укрепляющие или поддерживающие имидж компании.
5. Контролирует предоставление информации о компании средствам массовой информации.
6. Принимает участие в совещаниях по утверждению бюджета на проведение рекламных акций.
7.Разрабатывает концепцию проведения рекламных мероприятий и контактирует с заинтересованными сторонами.
Должностные обязанности директора по PR:
1. СОВМЕСТНО с высшим руководством разрабатывает задачи в области связей с общественностью и стратегии по созданию благоприятного корпоративного имиджа компании.
2. Формирует концепцию деятельности по планированию, разработке и применению корпоративной политики.
3. Разрабатывает методы и программы осуществления связей с общественностью.
4. Осуществляет анализ информации о позиции инвесторов, тенденциях в области акционерной собственности.
5. Отслеживает основные тенденции в области информационных ресурсов.
6. Следит за распространением внутренней и внешней информации.
7. Совершенствует и контролирует исполнение бюджета.
Имидж — все
ДАЖЕ ТЕ монстры, чьи бренды известны еще со времен СССР, такие как компания "Аэрофлот", пекутся о своем имидже. Недавно стало известно, что эта авиакомпания наняла британское PR-агентство Identica для разработки нового имиджа компании. Крупнейшая российская авиакомпания ежегодно теряет десятки миллионов долларов из-за репутации "совкового авиаперевозчика". Как сказал один иностранец: "Я никогда не полечу самолетом авиакомпании, у которой серп и молот на логотипе". Действительно, пассажиров мало волнуют собственники, корпоративное управление и прозрачность. Их интересует только репутация и имидж.
С точки зрения потребителя, летать самолетами "Аэрофлота" хоть и дешево, но "скучно" и "немодно". Во-вторых, "Аэрофлот" слишком ассоциируется с российской государственной машиной и присущими ей бюрократизмом и закрытостью. Другие ассоциации, которые вызывает у иностранцев упоминание об "Аэрофлоте": "старые самолеты", "отсутствие безопасности".
Identica планирует изменить не только логотип компании, но и корпоративную культуру. Британские консультанты уверены, что центром корпоративной культуры должны стать "люди, а не самолеты". А еще Identica попытается стереть из памяти авиапассажиров историю "Аэрофлота": это как раз тот случай, когда ностальгии по СССР целевая аудитория не испытывает.
В свое время одна из известнейших в области разработки брэндов британская фирма Identica работала над имиджем таких марок, как Chivas Regal, Johnnie Walker, а также крупных компаний вроде BASF и британского банка Natwest. В России британцы помогали зарождающейся московской сети интернет-кафе Cafemax. Сейчас они работают с российскими водочными компаниями. Для украинских производителей услуги ведущих мировых PR-агентств практически недоступны. По словам представителей этих агентств, обосновавшихся в Украине, комплексных "имиджевых" заказов от украинских компаний к ним фактически не поступает
Мнение эксперта
Ольга КУЦЕНКО, менеджер по корпоративным вопросам и PR " COMILFO — HR Solutions "
В ПОСЛЕДНЕЕ десятилетие корпоративные коммуникации признаны на Западе одним из наиболее ценных стратегических инструментов ведения бизнеса. То, что интерес к PR-стратегиям у украинских бизнесменов на сегодняшний день заметно вырос, не вызывает сомнения. Другое дело, что многие отечественные компании занимаются этими вопросами на уровне сиюминутных решений, а не на уровне стратегического планирования. Эти функции возлагаются чаще всего на маркетологов и рекламистов, а не на PR-специалистов. В 4 случаях из 10 при подборе персонала маркетингового или рекламного отдела в перечне обязанностей указывают на разработку PR-стратегии. Для небольших компаний, возможно, это и оправдано. Но необходимо учитывать, что эти специалисты должны быть включены в процесс принятия корпоративных решений, а не выполнять вспомогательную функцию.
Учитывая, что PR-менеджер должен глубоко осознавать суть и политику своей компании, корпоративную философию, стиль и структуру организации, вполне логично, что эти функции часто берет на себя один из руководителей.