- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Shellмовской альянс
Не успел украинский премьер-министр вернуться из Москвы, где провел безрезультатные газовые переговоры, как англо-голландский нефтяной концерн Shell возобновил свои подзабытые "концептуальные предложения" по взятию украинской газотранспортной системы в концессию. Что ж, теперь все карты открыты — украинцы уже не возражают против "перемены судьбы" своей газовой трубы, россияне готовы заполучить контроль над транзитом газа в Европу, а Shell — инвестировать деньги в модернизацию украинской ГТС взамен прибылей от транзита
ВПЕРВЫЕ свои предложения правительству Украины Shell сделала в 1997 году. Предлагалось создать совместное предприятие, которому в управление должна была быть передана ГТС. Компания Shell оценила свои претензии на участие в будущем СП на уровне $1,5 млрд. Тогда ведущий менеджер компании Тодд Стейли в письме на имя вице-премьера Анатолия Голубченко писал, что готов получить 49% акций будущего СП на условиях инвестирования $1 млрд. в реконструкцию газопроводов и выделения правительству Украины еще $500 млн. как компенсацию за долю Shell в будущих прибылях.
С новыми концессионными предложениями Shell обратилась к украинскому правительству еще в феврале этого года. Тогда чиновники и специалисты "Нефтегаза Украины" тихо саботировали переговоры и дальнейшее их продвижение. Если активность и наблюдалась, то она тщательно скрывалась от общественности. В прошлую среду директор по странам СНГ компании Ганс Восс, прибыв в Киев, сразу же посвятил журналистов в планы его компании относительно газотранспортной системы Украины. Компания Shell, как и ранее, намеревается заполучить украинские газопроводы в концессию сроком на 40 лет, однако доля государства в концессии снижена с 51% до 25 %. При передаче в концессию Shell обязуется инвестировать в модернизацию ГТС $600 млн. Кроме того, если в 1997 году Shell давала согласие уплатить Украине разовый бонус в размере $500 млн., то в 2000 г. компания исключила это условие из пакета концессионных предложений. Основной причиной снижения инвестиционной привлекательности украинской транзитной газотранспортной системы, по мнению Г. Восса, является нарастающий ее износ. Кроме того, в своих предложениях компания настаивает на том, чтобы штаб-квартира созданного под концессионный договор СП находилась за пределами Украины — скорее всего это будет главный офис Shell.
Фактически, под давлением россиян и готовности европейцев строить трубопровод в обход нашей страны, нам ничего не остается, как принять решение, если не о приватизации, то о передаче ГТС в концессию. Главное теперь — не продешевить. Обычно в концессию берут месторождения газа, нефти или еще чего-то. В принципе, концессия действующего трубопровода — вещь редкостная. Поэтому цена сделки может быть весьма умозрительной. Но основывается она на тех возможных прибылях, которые концессионер получит в результате эксплуатации "трубы" и расходах, которые ему предстоит понести в ходе ее эксплуатации.
В февральском "Концептуальном предложении" Shell приводит метод оценки украинской ГТС, основанный на дисконтировании газовых потоков, проходящих через систему. Этот метод видится наиболее справедливым с точки зрения того, для чего эта система вообще кому-либо нужна. В то же время он достаточно умозрительный, так как приходится делать значительные допущения, касающиеся будущих тарифов транспортировки газа, ежегодных его объемов, ставок налогообложения и предлагаемых дисконтов. Shell, например, исходит из ныне действующей тарифной ставки в $1,09 за 1000 куб. м газа на 100 км и объема в 120 млрд. куб. м ежегодно транспортируемого газа. Предлагаемая ею дисконтная ставка в 25% и вычитание из цены газотранспортной системы предложенной суммы инвестиций приводит к нулевой ее стоимости. То есть нам предлагается временно — на 40 лет — "подарить" газотранспортную систему Shell. Взамен компания обязуется вложить в нее упомянутые инвестиции, из которых непосредственно на ремонты и необходимые испытания предполагается истратить $500 млн. Еще $100 млн. — расходы на изменение внутренней финансовой системы и другие управленческие задачи. Ни о каком расширении транспортных возможностей и пропускной мощности системы речь не идет. В то же время, по данным Немецкой консультативной группы, проводившей свою оценку стоимости концессии по методу дисконтирования газовых потоков, стоимость концессии при ставке 25% на 40 лет составит $1,615 млрд. Хотя они пришли к выводу, что если и передавать ГТС в концессию, то на 20 лет и со ставкой дисконта в 20%. В этом случае Украина получит наибольшую выгоду — они оценили стоимость концессии в этом случае на уровне $1,966 млрд. Причем при сроке действия ее на 40 лет эта цифра незначительно увеличивается до $2,018 млрд.
Однако существующая реальность такова, что ежегодно транспортируя в Западную Европу до 120 млрд. куб. м газа мы зарабатываем около 30 млрд. куб. м для собственных нужд. Из которых система расходует на свое обслуживание около 7-7,5 млрд. куб. м газа. Таким образом, прибыль, которую ежегодно приносит система, составляет 23 млрд. куб. м — если реализовывать газ в Украине даже по цене в $35/1000 куб. м газа, то в денежном выражении можно иметь $800 млн. дохода.
А судьи кто?
Интересно, что российские масс-медиа с воодушевлением комментируют заявления Shell. Например, газета "Известия" так и пишет: "Новость о решении Shell позитивна для российских газовиков, которые к 2010 году должны значительно увеличить поставки своего газа в страны Европы". Россияне прозрели — оказывается украинская ГТС имеет неиспользованный потенциал порядка 100 миллиардов кубометров газа в год. Его использование является лучшей альтернативой строительству нового газопровода в обход Украины — считают российские "Известия". Впрочем, признавая сей факт, соседи тут же входят в противоречие с собой, заявляя, что украинские трубы до такой степени изношены, что не стоят и цента. Оживление в России по поводу предложений Shell наблюдается не только среди журналистов. "Газпром", кажется, тоже доволен. Как сообщил источник в "Газпроме", для России аренда Shell труб, по которым российский газ поступает в Европу, означает переход на принципиально другие бизнес-отношения. "Мы будем иметь дело не с абстрактным государством Украина, которое не может наладить работу своей газовой системы, а с реальным партнером, с компанией, которую мы знаем. К тому же будет с кого спросить за воровство газа", — заявил источник.
Справка
Общая протяженность украинских газопроводов — 34,1 тыс. км, протяженность труб высокого давления составляет 5,5 тыс. км. Их суммарная пропускная способность — 266,5 млрд. куб. м в год. Ежегодно в Европу через Украину транспортируется 100-120 млрд. куб. м газа. Годовой доход от транзита газа составляет около $1,5 млрд.
Около трети магистралей эксплуатируется от 23 до 48 лет; 45% трубопроводов имеют несовершенное антикоррозионное покрытие, что приводит к частым авариям. На реконструкцию газопроводов требуется свыше $500 млн. с темпом капремонта — 500 км в год.
Для перекачки газопотоков используются 804 агрегата общей мощностью 5,4 МВт, что в 1,5 раза превышает мощность компрессорных станций всех стран Европы. 60% агрегатов отработали свой ресурс, 75% — не укладываются в экологические нормы. В течение 4 лет необходимо заменить 194 агрегата на более совершенные, что позволит в год экономить 1 млрд. куб. м газа.
Продажная цена
Многие в Украине считают, что продать ГТС было бы честнее. Во всяком случае с экономической точки зрения. Однако пока что официально свою позицию по этому вопросу высказал лишь премьер Ющенко, заявив, что приемлемый вариант — концессия. Однако даже это промежуточное решение стоит много времени и неизвестно, где на тот момент будет Виктор Андреевич и какое мнение будет у его преемника по этому вопросу. Впрочем, своего слова еще не сказал глава государства. Поэтому лучше заодно с концессионной стоимостью прикинуть продажную. Хотя бы для сравнения
Первые подсчеты стоимости украинских трубо- и нефтепроводов относятся к 1994-1995 годам. Тогда в рамках корпоратизации компания "Укргазпром" силами собственной бухгалтерии провела оценку стоимости своих основных фондов. Полученный результат впечатлял — $33 млн. Параллельно проводились три независимые оценки по западным методам и с использованием международных стандартов бухучета. Первый подход был основан на оценке стоимости установления новой газотранспортной системы, аналогичной украинской с поправкой на износ основных фондов. По данным международной консалтинговой компании "Артур Д. Литл", такая оценка дала результат в $26 млрд. Второй подход, основанный на оценке аналогичных компаний западного образца, дал результат в $20,5 млрд. Третий вариант базировался на расчете возможной прибыли, которую принесут газотранспортные магистрали в случае определенных тарифов транспортировки и объемов газа, эксплуатационных издержек и налогов. В этом случае фонды "Укргазпрома" были оценены в $29 млрд. Естественно, что за это время в стране на энергетическом рынке прошли большие изменения. Фактически из общей системы транспортировки газа были вычленены внутренние газопроводы, поставляющие газ внутренним потребителям. Кроме того, система за это время еще более морально и физически устарела — следует отметить, что общепринятый срок эксплуатации труб высокого давления составляет около 33 лет. В Украине на сегодняшний день по оценкам специалистов возраст около трети труб превышает 24 года, причем 17% из них отслужили свои положенные 33 года. Средний срок эксплуатации — от 14 до 24 лет — имеют 28% украинских труб. И практически новыми являются около 40% труб газотранспортной системы. Нынешняя оценка, проводимая Артуром Андерсеном по данным "Нефтегаза Украины" будет скромнее, но все же составит порядка $10 млрд.