НБУ курс:

USD

41,44

+0,12

EUR

43,47

+0,48

Наличный курс:

USD

41,76

41,70

EUR

44,10

43,93

Шок и трепет

Нацбанк отпустил национальную валюту "в свободное плавание". От того, каким будет курс, зависит состояние украинской экономики в 2014 году
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В пятницу, на прошлой неделе, Национальный банк официально объявил, что переходит к гибкому курсо-образованию. Как заявила директор Генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова, теперь курс может пересматриваться ежедневно — в зависимости от ситуации на рынке. Добавив, что это решение было болезненным шагом для Нацбанка, но рано или поздно его нужно было сделать.

За день до этого регулятор — впервые с лета 2012 года — понизил курс гривны, причем сразу почти на 9%: с 7,993 до 8,708 грн./$. Однако уже в пятницу официальный курс национальной валюты был повышен до 8,528 грн./$ (по итогам пятничных торгов на межбанке). Правда, этому предшествовала целая череда событий.

Предыстория

На прошлой неделе на межбанке продолжались курсовые качели, начавшиеся в 20-х числах января. В понедельник 3 февраля торги открылись с отметки 8,7 грн./$. Но уже в среду 5 февраля курс достиг максимального в этом году значения — при открытии торгов за доллар США давали 9,1-9,3 грн. Ажиотаж несколько угас после того, как НБУ вышел на рынок с долларом по цене 8,7 грн./$. Гривна укрепилась до уровня 8,9-9,1 — средний курс по итогам среды составил 9,02 грн./$. Официальный курс все это время оставался на уровне 7,993, установленном еще 9 июля 2012 года.

"Жесткого коридора не будет. Курс полностью будет соответствовать межбанку", — заявил глава Национального банка Украины Игорь Соркин

Поздним вечером в четверг в НБУ перестали игнорировать очевидное — официальный курс изменили на 8,7 грн./$. Это минимальный курс гривны по отношению к доллару США за всю историю его существования. "Жесткого коридора не будет. Курс полностью будет соответствовать межбанку", — заявил глава Национального банка Украины Игорь Соркин.

Решение регулятора было вынужденным. Объемы торгов по доллару на прошедшей неделе обновляли максимумы, превышая $4,7 млрд. в день. Чтобы "сбить" спрос на валюту, НБУ ввел временные ограничения на покупку иностранной валюты на межбанковском рынке по отдельным операциям. Однако окончательно это сработало только вместе с изменением курса — в четверг объем торгов уже снизился до вполне обычного уровня в $1,278 млрд. А изменение ситуации на межбанковском валютном рынке в пятницу даже позволило НБУ купить $84 млн. по 8,54 грн./$.

Наличный курс рос вслед за межбанковским. На протяжении недели стоимость гривны в обменниках достигала 9,1 грн./$. Несмотря на девальвацию, особой паники со стороны населения не наблюдалось. Хотя предпосылки для этого были: спрос все-таки вырос, а валюта в отдельных обменных пунктах все же отсутствовала.

Причины девальвации

Сергей Мамедов, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), главной причиной девальвации считает затянувшуюся политическую нестабильность, которая подрывает доверие к национальной валюте. "Колебания курса гривны мало связаны с экономическими причинами. Да, валюты развивающихся экономик сейчас "просели" — возьмите российский рубль, турецкую лиру и т.д. Да, экономические показатели у Украины не лучшие, но ведь не это стало причиной столь резкого скачка на межбанке! Политика — вот причина и одновременно решение проблемы колебаний курса", — заявил Мамедов "Инвестгазете".

Впрочем, политика хоть и весомый, но далеко не единственный фактор, повлиявший на гривну. По словам Юрия Товстенко, старшего специалиста по торговле облигациями Concorde Capital, непосредственное влияние на курс оказало критичное сокращение золотовалютных резервов. У НБУ просто не было средств, чтобы удержать курс. По оценкам аналитиков, только за три последних дня января Нацбанк потратил на интервенции $1 млрд. — при том, что по итогам первого месяца отрицательное сальдо валютных интервенций НБУ составило $1,7 млрд.

Еще одной причиной понижения международных резервов в НБУ называют выплату в январе более $1,1 млрд. по государственным долговым обязательствам, включая платежи Международному валютному фонду ($650 млн. грн.).

В итоге золотовалютные резервы с начала года уменьшились почти на $2,5 млрд. — до $17,8 млрд. Этот показатель ниже критического уровня ($23 млрд.), установленного стандартами МВФ. Нормальный уровень резервов для Украины, по оценкам фонда, — $40-45 млрд.

Дальнейшие выплаты по внешним заимствованиям на фоне плачевного состояния дел в экономике только усугубляют ситуацию.

Спад по плану

Вечером в пятницу Fitch Ratings снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Украины по обязательствам в иностранной валюте с "B-" до "ССС", или "чрезвычайно спекулятивного" уровня.

Реакция Fitch неудивительна — дела в экономике действительно обстоят не лучшим образом. Так, на прошлой неделе и.о. министра доходов и сборов Украины Александр Клименко сообщил, что налоговые и таможенные поступления в госбюджет в январе 2014 года не превышают прошлогодние показатели — 23,8 млрд. грн. А это значит, что рассчитывать на увеличение доходной части, как это предусмотрено законом о госбюджете на 2014 год, пока не приходится. Напомним, в бюджете заложен рост доходов почти на 6%, до 395,3 млрд. грн.

Возникают сомнения и в достижении других плановых показателей. Например, роста ВВП в 3% — международные эксперты ожидают максимум 1-2%. Все это приведет к очередному витку роста бюджетного дефицита, который и без того в прошлом году вырос на 21,2%, до 64,7 млрд. грн.

Кроме того, до 12 февраля Украина должна отдать МВФ $1 млрд., а за весь год — $3,72 млрд. грн. Но фонд — не единственный кредитор. При этом более половины госдолга страны номинировано в иностранной валюте, и на его обслуживание до конца 2014 года потребуется около $10 млрд. В целом прогнозные выплаты Украины по кредитам и займам в текущем году составляют 125,5 млрд. грн., а в 2015 году вырастут на 5,3%, до 132,2 млрд. грн. — такие данные обнародовало Министерство финансов в четверг вечером. С учетом того, что девальвация увеличит "вес" госдолга, а также с учетом роста бюджетного дефицита — сделать это без внешних заимствований будет практически невозможно.

Правда, по словам Тантели Ратувухери, главного экономиста отдела стратегического планирования UniCredit Bank, выплаты по внешним долгам обычно сопровождаются встречными поступлениями: от внутренних валютных облигаций, размещения евробондов и привлечения иностранных кредитов. Эксперт делает оговорку, что это правило "работает" в стабильной политической обстановке и при нормально функционирующей экономике. Однако нынешнее повышение суверенных рисков и усложнение условий заимствований на международных рынках могут лишить страну этой поддержки. Соответственно, Юрий Товстенко уверен, что с учетом запланированных выплат Украине необходимо в срочном порядке искать системные источники внешнего фондирования, такие как МВФ или Россия — иначе стране грозит дефолт.

Кто проиграет

Больше всего девальвация ударит по импортерам и госструктурам. Первые столкнутся с подорожанием товаров на внутреннем рынке и падением спроса. Вторые весь год будут вынуждены корректировать макропоказатели и бюджет. Руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Александр Вальчишен напоминает, что даже нынешний официальный курс, не говоря уж о рекордных 8,7 грн./$, выше прогноза, на котором построен бюджет этого года — 8,5 грн. И не исключено, что дальше курс будет стремиться к 9 грн./$. Поэтому необходим пересмотр бюджетных показателей, в частности, расходов на обслуживание госдолга и прогнозного уровня инфляции.

Казалось бы, падение курса гривны должно благоприятствовать экспортоориентированным отраслям. Однако и здесь не все так просто. В продукции отечественных экспортеров зачастую присутствует импортная составляющая. Например, по оценкам гендиректора Украинской аграрной конфедерации Сергея Стоянова, за последние две недели стоимость зерновых культур на внутреннем рынке повысилась в среднем на 100-150 грн. за тонну, однако этот эффект будет нивелирован подорожанием импортируемых минудобрений, семян, нефтепродуктов и газа. Кроме того, курсовая нестабильность способна вообще остановить рынок. К примеру, на прошлой неделе многие контракты были отложены как раз из-за того, что компании ожидали стабилизации курса хоть на каком-нибудь уровне.


Плюс удорожание импортных нефтепродуктов непременно скажется на стоимости всей остальной продукции в стране. По оценке директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, курс в 8,8 грн./$ создает предпосылки для увеличения розничных цен на бензин до 50 коп./литр. Ведь 90% в цене топлива приходится на валютную составляющую.

Неизбежно пострадает от девальвации НАК "Нафтогаз". При существующих тарифах, которые были снижены после получения льготной цены от "Газпрома" в $268,5 за тысячу кубометров, убытки госкомпании при курсе 8,5-8,6 увеличиваются примерно на 100 грн. на каждой тысяче "кубов". А при курсе 10 грн./$ — вырастают почти до 500 грн.

Плюсы

Зато большинство экспертов считают, что переход к гибкому курсу (который означает неизбежную девальвацию от уровня 8,1-8,2 грн./$) пойдет на пользу экономике в целом.

Падение курса гривны может существенно улучшить торговый баланс Украины, который с 2005 года является отрицательным, то есть импорт товаров превышает их экспорт. По оценкам Dragon Capital, каждые 10% девальвации сокращают дефицит текущего счета торгового баланса на 1,0-1,5 п.п. ВВП (то есть на миллиарды гривен). Для справки: в 2013 году дефицит составил 8,3% ВВП.

"Если у страны ухудшается платежный баланс, национальная валюта должна на это реагировать. Наши торговые партнеры дали своей валюте такую гибкость, а Украина нет", — еще в декабре 2013 года сообщила в интервью журналу "ТОП-100" Валерия Гонтарева, председатель совета директоров группы "Инвестиционный Капитал Украина". По оценкам эксперта, обоснованный курс, который убрал бы дисбалансы, накопленные за последние два года, составляет 9-9,3 грн./$.

Некоторые аналитики предполагают, что гривна вполне может достичь такого уровня и даже преодолеть его уже в ближайшее время. "Курс гривны по отношению к доллару на межбанке в условиях нарастания политического кризиса может продолжить ослабление до уровня 9,5-9,8 грн./$", — прогнозирует Владислав Антонов, аналитик компании "Альпари".

Тантели Ратувухери также предрекает значительную девальвацию национальной валюты в первом полугодии, но во второй половине года курс будет последовательно укрепляться. Более оптимистичны прогнозы Сергея Мамедова, который считает, что курс гривны вернется к уровню 8,4 грн. /$, а резкие колебания останутся в прошлом. Но только после достижения политического компромисса, формирования нового правительства и четкого определения направления, в котором будет двигаться и развиваться украинская экономика.

Все аналитики сходятся во мнении, что в кратко- и среднесрочной перспективе дальнейшее поведение экономики во многом будет определять именно курс.

Не все так просто

Однако всего этого может и не произойти. Несмотря на заявления первых лиц НБУ, что гривна отправлена в "свободное плавание", у регулятора остается достаточно рычагов влияния на курсообразование. Достаточно вспомнить ряд ограничений по валютным операциям, принятых на прошлой неделе, или до сих пор действующий механизм о продаже 50% валютной выручки на межбанке в течение 90 дней. Манипулируя этими инструментами, Нацбанк вполне может "стабилизировать" курс на том или ином уровне.

По прогнозу Александра Вальчишена, если курс гривны будет стабилизирован на уровне 8,5 грн./$, то экономику ждет стагнация. При 8,8-9,10 грн./$ у нее появляются некоторые шансы на рост, поскольку такой курс исправляет некоторые дисбалансы, но не устраняет их кардинально. Наконец, 10 грн./$ и выше дают больше предпосылок для экономического роста.

"Никакой фиксации курса не должно быть, это не нужно экономике и будет лишь вредить", — уверен Вальчишен. Добавляя, что процесс стабилизации по своей сути является негативным: он говорит о том, что власть не извлекла уроков и пытается решать будущие проблемы старыми методами.