- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Сколько стоит сеть построить
Чтобы стать крупным ритейлером, банку нужно владеть филиальной сетью в размере 500, а то и 1000 филиалов и отделений. Расходы на создание розничной сети банка достигают $500 млн.
Стоимость филиала — от $200 тыс. Чтобы выйти на окупаемость, в прошлом году требовалось 12 месяцев. Сегодня срок выхода на нулевую рентабельность увеличился до 18 и более месяцев .
Банковский сектор Украины по-прежнему остается одним из самых привлекательных в Восточной Европе. Темпы развития и потенциал отечественного рынка банковского ритейла вынуждает крупные иностранные банковские группы выкупать все что продается, начиная от больших финучреждений с высококачественными активами и заканчивая просто банковскими лицензиями.
Наибольшим спросом поначалу пользовались крупные банки первой десятки, раскупив которые, стратегические инвесторы переключились на "крепких середняков" и на мелкие банки. Покупая банк с развитой филиальной сетью, стратегический инвестор лишает себя головной боли, связанной с построением сети продаж. Наряду с этим переформатирование корпоративной культуры на европейский лад и всякого рода неприятные неожиданности (связанные с темным прошлым банка) могут доставить немало проблем. В связи с чем в последние полгода на банковском рынке слияний-поглощений можно наблюдать активную скупку мелких банков, по сути — банковских лицензий. Как пример, в июле, когда замедление активности экономических агентов достигает своего апогея, о выходе на банковский рынок Украины заявили сразу три крупных зарубежных ритейлера — австрийский Erste Bank (приобрел 50,5% акций банка "Престиж"), чешская PPF Group (100% "Агробанка") и банк "Русский Стандарт" (100% "АИС-банка"). Примечательно, что все три финучреждения "вошли в рынок" через покупку небольших банков, ни один из которых не обладает необходимой сетью продаж (у "Агробанка" 23 отделения, а филиальная сеть банка "Престиж" и "АИС-банка" ограничивается наличием только головного офиса). Такие действия зарубежных инвесторов обусловлены несколькими факторами. Во-первых, отсутствием "на прилавках" крупных банков. Во-вторых, покупая банковскую лицензию, необходимость в переоборудовании, переучивании персонала и тому подобных вещах отпадает. Правда, крупные банковские ритейлеры, избравшие своей стратегией выход на рынок через приобретение небольшого финучреждения, свою филиальную сеть вынуждены развивать самостоятельно.
Сегодня есть две альтернативы — или в прямом смысле строить филиальную сеть, или сотрудничать с уже развитыми сетями продаж. Как пример последнего можно привести ДельтаБанк, который подписал с "Укрпочтой" генеральное соглашение о предоставлении кредитов через отделения почтовой связи (пока что потребительские кредиты ДельтаБанка доступны лишь в 50 почтовых отделениях Киева, хотя в дальнейших планах — экспансия на районные центры и села). Правда, полноценной филиальной сетью десятки тысяч почтовых отделений назвать сложно. Даже для выдачи потребительских кредитов почтовые отделения можно назвать пригодными с натяжкой (да и то только столичные), а говорить о продаже хотя бы половины из ассортимента банковских услуг не приходится и вовсе. В итоге банки, имеющие серьезные планы по развитию ритейла, вынуждены прибегать к построению собственной филиальной сети.
Недешевое удовольствие Развитие сети продаж — занятие довольно длительное и дорогостоящее. На создание приемлемой филиальной сети банку необходимо истратить около полумиллиарда долларов. Аккумулировать такую сумму в краткосрочной перспективе проблематично даже для крупных финучреждений. Да и сам процесс обустройства отделения или филиала нельзя назвать быстротекущим.
Структура расходов на открытие структурного подразделения зависит в первую очередь от того, будет ли банк арендовать или приобретать необходимое помещение. И в первом и во втором случае есть свои преимущества и недостатки. При покупке недвижимости "замораживается" приличная сумма средств, которая могла бы приносить определенный доход. В то же время, учитывая постоянный рост цен на недвижимость, такой шаг можно назвать еще одной удачной инвестицией финучреждения с дополнительной дифференциацией рисков.
Наряду с этим банк не всегда может себе позволить купить нужное помещение. Например, в столице стоимость одного квадратного метра коммерческой недвижимости начинается с $2 тыс. (окраина города). Для филиала площадью в 400-500 кв. м необходимо будет истратить около $1 млн., для безбалансового отделения (100-150 кв. м) — $200-300 тыс. По мере приближения к центру цены увеличиваются в несколько раз. Поэтому приобрести помещение может себе позволить далеко не каждый банк.
В регионах стоимость недвижимости, конечно же, ниже столичной, но и ликвидность таких вложений падает. В Симферополе за 1 кв. м продавцы просят от $1-1,2 тыс. (окраина) до $1,8-2 тыс. (центр). В еще более мелких городах, например Скадовске, банку за высококлассное помещение придется выложить максимум $1 тыс./кв. м.
Из-за больших сумм, требуемых на приобретение недвижимости, многие банки арендуют помещения. Стоимость аренды в столице Украины колеблется от $10 в месяц за 1 кв. м на окраине и до $50 и выше — в центре Киева. В городах поменьше, областных центрах затраты на арендуемые помещения ниже в 1,5-2 раза. Например, в Виннице стоимость 1 кв. м коммерческой недвижимости в центре города составляет $20, максимум $25 в месяц, на окраине — $5-10. В пригороде Херсона арендные ставки будут колебаться в аналогичных пределах — $5-8. Так или иначе, банк не всегда может приобрести необходимую коммерческую недвижимость. Здесь могут проявиться факторы, на которые банк повлиять не в силах, начиная от нежелания теперешнего собственника расставаться с постоянно приносящим высокую прибыль активом и заканчивая "историческим статусом" здания, когда на его продажу наложен запрет.
После того как банк определится с помещением, начинается процесс обустройства структурного подразделения. Здесь также придется потратиться. Правда, расходы будут в несколько раз ниже. Обустройство филиала обойдется в $150-200 тыс., отделения — в 2-3 раза меньше. При этом банк дополнительно может столкнуться с целым рядом трудностей. Получение достаточного количества телефонных линий, необходимость согласования не только перепланировок, но и входной группы, вывески, козырька и т. п. вещей, противодействие и жалобы жильцов на ремонтные работы — только небольшая часть тех проблем, которые необходимо решить "на местах".
Отдельной графой можно отметить работу с "разрешительными" органами. Речь совсем не о Нацбанке. По словам банкиров, если документы на открытие отделения/филиала поданы в соответствии с нормативными требованиями, проблем с регистрацией не возникает. Другое дело — пожарная служба. По словам сотрудника департамента развития филиальной сети одного из крупных банков, иногда "пожарники" под разными предлогами просят перечислить небольшую сумму средств "в помощь", например, на День пожарника или на закупку канцтоваров. Размер "добровольной помощи" может быть разным — от 1 до 5 тыс. грн.
Но главное, в чем заинтересован любой бизнес, в том числе и банковский — это доходность того или иного проекта. Требования к сроку окупаемости у разных банков разные. В среднем, на выведение нового отделения "из минусов" дается от шести месяцев до года. Для филиалов постоянный плюс в графе "финансовый результат" должен стоять не позже 1-1,5 года от начала деятельности. Если в течение нескольких лет работы структурное подразделение не показывает положительных результатов, его закроют.
Мнение
Феделе Ди Маджио, заместитель председателя правления UniCredit Bank
Мы не оцениваем, что выгоднее — приобретение или аренда. Но как и большинство международных банковских групп, которые фокусируют свою деятельность на основном бизнесе и не стремятся брать на себя риски и ограничивать капитал, становясь собственниками, мы предпочитаем арендовать помещения для отделений.
Владислав Кравец, председатель правления "Банка НРБ"
Необходима разумная комбинация аренды и покупки. Не всегда стоит сразу же замораживать средства в недвижимости, которые формально не будут работать на банк. Иногда — наоборот, необходимо покупать помещение, которое завтра будет стоить еще дороже, и банк понимает, что дальнейшая работа в этом месте, с этой площадки будет эффективной.
Павел Крапивин, заместитель председателя правления ТФБ "Контракт"
В связи с постоянным ростом цен на недвижимость, безусловно, банку выгоднее выкупить помещение. Кроме того, условно постоянные затраты на подготовку помещения под отделение банка весьма высоки. Соответственно, быть заложником арендодателя очень не хочется. Однако далеко не всегда у банка есть возможность приобрести помещение. Причины могут быть самые разные. Нпример, собственник не желает продавать помещение, здание является архитектурным или историческим памятником и не подлежит приватизации, нет уверенности в перспективности дальнейшей работы филиала (отделения) и т. д.
Из-за больших сумм, требуемых на приобретение недвижимости, многие банки арендуют помещения. Стоимость аренды в столице Украины достигает $50 и выше за 1 кв. М
Цена вопроса
Расходы банка на открытие филиала/отделения
Покупка помещения (300-600 кв. м): Киев (центр)** — $5 тыс./кв. м, окраина — $1,8 тыс./кв. м.
Аренда помещения Киев (центр): $35-50 за 1 кв. м в центре, $15-20 за 1 кв. м на окраине.
Ремонт (легкий адаптивно-косметический ремонт, поскольку цена покупки или аренды помещений включала основные ремонтные работы): от $150 за 1 кв. м.
Организация хранилища: от $7 тыс. до $30 тыс. (цены определены в зависимости от класса хранилища).
Организация депозитария (если есть намерение предоставлять услуги аренды депозитарных ячеек): от $50 тыс.
Охранно-пожарная сигнализация: $20-80 тыс.
Затраты на разводку внутренних сетей: $50 на одно рабочее место.
Меблировка: от $200 на 1 рабочее место.
IT-оборудование: от $1 тыс. на 1 рабочее место.
Телефонные линии (не менее 15): — от $2 тыс.
Организация серверной: от $3 тыс.
Система видеонаблюдения: от $3 тыс.
Итого для филиала с количеством работающих 40 человек суммарные начальные затраты (без учета аренды или покупки помещений, получения разрешительных документов) составят $130-200 тыс. и выше.
* Статьи затрат на организацию безбалансового отделения такие же, как и на создание филиала. Разница заключается только в занимаемых площадях, хранилище и количестве рабочих мест. Ориентировочная площадь безбалансового отделения составляет
75-200 кв. м, количество сотрудников — 5-20 человек.
** Что касается организации филиала в областных
центрах, то затраты будут отличаться исключительно на разницу в стоимости покупки/аренды помещений. Остальные статьи затрат если и уменьшатся,
то не более чем на 10%, ремонт — до 20%.
ТОП-10 банков с наиболее развитой филиальной сетью
Банк |
Количество филиалов и отделений |
Ощадбанк |
более 6000 |
ПриватБанк |
2017 |
Аваль |
1400 |
УкрСиббанк |
952 |
Проминвестбанк |
791 |
Надра |
более 550 |
Правэкс-банк |
более 450 |
Финансы и Кредит |
242 |
Укрпромбанк |
более 230 |
Индекс-банк |
более 200 |
Источник: данные банков