НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Слон в посудной лавке

15 октября должно было завершиться подписание договоров с участниками негосударственного пенсионного фонда для работников бюджетных организаций. За пять дней до этого участники рынка выступили с заявлением, что создание единого НПФ для бюджетников может р

15 октября должно было завершиться подписание договоров с участниками негосударственного пенсионного фонда для работников бюджетных организаций. За пять дней до этого участники рынка выступили с заявлением, что создание единого НПФ для бюджетников может развалить рынок

Создание НПФ для работников бюджетных организаций было заложено в изменениях к бюджету-2004. Предполагалось, что на создание НПФ в текущем году из приватизационных поступлений будет выделено 307 млн. грн., а в следующем — 400 млн. Таким образом, сейчас правительство всего лишь выполняло то, что уже было запланировано. Постановление КМУ №1247 от 22 сентября предусматривает, что участниками НПФ станут все бюджетники, которых, по данным Мин-труда, ни много ни мало — свыше 3 млн. человек. Порядок создания фонда предполагает подписание договоров с участниками НПФ, проведение тендера для администратора, компании по управлению активами, хранителя и аудитора до 15 октября. И уже в конце месяца Минтруда должно будет отчитаться перед Кабмином о выполнении поставленных задач.

Действия правительства вызвали резонанс среди участников рынка, поскольку порядок создания фонда противоречит действующим нормам законодательства. Согласно Закону о негосударственном пенсионном обеспечении первым этапом создания НПФ должно быть формирование совета, деятельность которого может быть оспорена Госфинуслуг в течение 30 дней. Только по прошествии этого времени совет имеет право разработать инвестиционную декларацию и заключить договора с КУА, администратором и хранителем. "Очевидно, что постановление полностью игнорирует эти сроки. Речь идет об эксклюзивном в своем роде процессе создания НПФ, выходящем за рамки закона. Подобные действия должны быть легитимизированы специальным законом, а не постановлением правительства", — говорит Валерий Алешин, первый зампред парламентского комитета по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Наиболее вероятной причиной, заставившей действовать правительство в такой спешке, г-н Алешин считает законопроект о внесении изменений в бюджет-2004, который отменяет предыдущую норму о создании этого НПФ.

Существуют сомнения и относительно экономической целесообразности создания такого НПФ. Участие в накопительной системе менее 10 лет при незначительных взносах не является эффективным. Объем фонда (400 млн. грн.) и количество его участников (3 млн. человек), позволяют подсчитать, что месячный взнос одного участника не превысит 10 грн. По Закону об обязательном пенсионном страховании возраст, при котором можно осуществлять взносы в накопительную систему, ограничен (женщины — до 35, мужчины — до 40 лет), а ведь большинство бюджетников уже преодолели средний возрастной рубеж.

Концентрация выделенных правительством денег в одном фонде может, с одной стороны, способствовать формированию на рынке монополиста, а с другой — негативно повлияет на фондовый рынок. "Согласно законодательству КУА обязана разместить средства в течение двух недель. Среди существующих на сегодняшний день в Украине финансовых инструментов я бы выделил два самых привлекательных — депозиты в банках и ценные бумаги. Допустим, что на депозитах будет размещен установленный в законодательстве максимум — 40%. Тогда остаток — 180 млн. грн. — приходится на фондовый рынок. Сумма для Украины невероятная, учитывая, что общий объем предлагаемых на рынке бумаг составляет не более 60 млн. грн.", — объясняет Анатолий Федоренко, вице-президент компании "Кинто". Чрезмерный спрос будет провоцировать массовое увеличение предложения на фондовом рынке. Качество же ценных бумаг, выпущенных на скорую руку, явно будет оставлять желать лучшего.

Кроме того, воплощение правительственного проекта кажется экспертам малореальным, поскольку требует колоссальных денежных и человеческих ресурсов. "По самым скромным подсчетам, создание системы персонифицированного учета для 3 млн. участников требует около $1 млн., а ежемесячное обслуживание такой системы будет обходиться в $100 тыс. Один оператор может обслуживать до 10000 счетов, так что штат операторов для правительственного НПФ должен включать не менее 300 человек", — говорит Юрий Бурков, руководитель проектов компании "Квазар-Микро". В целом, по мнению оппонентов идеи создания этого фонда, такой процесс должен быть приостановлен. Единственным альтернативным вариантом может быть создание нескольких пенсионных фондов.

Как сообщили "Инвестгазете" в Минтруда, представители министерства присутствовали на пресс-конференции и знакомы со всеми доводами ее участников. Отвечать на критику в правительстве собираются только действиями, т.е. продолжением работы по созданию фонда. А пока информация о том, как ведется работа, остается тайной за семью печатями. Как стало известно из неофициальных источников, готовность выступить хранителем новоиспеченного НПФ выразил "Ощадбанк", который, к слову сказать, пока не имеет соответствующей лицензии.