НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Стационарные амбиции: новый глава "Укртелекома" перестал быть "мобильным"

Возглавивший в феврале "Укртелеком" Александр Баринов пояснил "Инвестгазете" причины своего перехода в компанию, описал планы модернизации монополиста и сценарии развития оператора "ТриМоб"

Александр Баринов дал "Инвестгазете" первое интервью после назначения на должность председателя компании "Укртелеком". За месяц работы он пополнил команду топ-менеджеров управленцами из "Астелита" и "Киевстара" – сейчас как раз есть повод проверить их в критической ситуации, когда у "Укртелекома" возникли проблемы со связью в Крыму. Рынок надеется, что акционер "Укртелекома" – корпорация СКМ – назначением Баринова сигнализирует о готовности развивать 3G в Украине. Сам Баринов не озвучивает конкретных планов по развитию "ТриМоба" – единственного владельца лицензии на эти услуги, ссылаясь на полную зависимость технологии от политики государства в этом вопросе.

В интервью "Инвестгазете" Александр Баринов рассказал о задачах, которые поставили перед ним собственники, и о своих планах по изменению такой консервативной структуры, как "Укртелеком".

Вы колебались, когда решили уйти из "Астелита" – компании, которая начала демонстрировать хорошие результаты?

Да, конечно. Но для ухода был целый ряд причин. Во-первых, у меня закончился контракт. Во-вторых, не было общего видения по поводу дальней-шего развития компании, ее места на рынке. Моя профессиональная жизнь не настолько длинная, чтобы тратить ее на задачи, которые не удовлетворяют амбиции. Я взял тайм-аут на два месяца. Но неожиданно поступило предложение от СКМ. Я согласился на него из-за личных амбиций.

"Укртелеком" – это настоящий вызов. По сути, единственный национальный оператор фиксированной связи в мире, который не прошел трансформацию. Это уникальная и последняя возможность попробовать свои силы в проекте такого масштаба.

Можно ли говорить, что вам дали карт-бланш?

Думаю, да. У меня есть очень четкое понимание желаний акционеров, правил взаимоотношений между менеджментом компании и членами наблюдательного совета, а также поле для новых подходов. Единственное условие – они должны соответствовать принципам здравого смысла и экономической целесообразности.

Что вас поразило в первый день работы?

Меня удивило, что в компании до сих пор присутствует существенный уровень консервативности. Например, часто для связи с нашими региональными подразделениями используется телеграф. Люди выполняют определенные действия только потому, что так было всегда, а не потому, что это эффективно и полезно для компании. Поэтому мы должны меняться как в подходах к работе, так и в своем отношении к ней. Важно наладить внутреннюю коммуникацию и донести до каждого сотрудника необходимость изменений. Другое дело, что не все к этому готовы.

Сейчас компания больше похожа на неповоротливого великана… Планируете ли менять восприятие абонентов?

К сожалению, большинство потребителей воспринимают "Укртелеком" именно так, не замечая, сколько положительных факторов есть в его работе. Например, последние события в Крыму показали, насколько оперативно и эффективно инженеры вместе со специалистами по прокла-дыванию и обслуживанию сетей могут восстановить обрывы и повреждения линий связи в экстремальных ситуациях.

Но есть и негативные факторы. Структура компании строилась настолько фундаментально, что она стала неповоротливой. Так, многие процедурные вопросы идут корнями в прошлое – процесс принятия решений занимает слишком много времени для эффективной компании.

Ставили ли собственники перед вами задачу по увеличению доходов?

Да. Но еще не утвержден годовой бюджет – согласован только первый квартал. Мы должны быть эффективнее, чем если бы инвестированные средства акционеры положили, условно говоря, на депозит (то есть выше 22% в гривне. — Ред.). Но здесь есть несколько сложностей. Исторически основной бизнес "Укртелекома" – это фиксированная связь, которая быстро теряет потребителей в крупных городах. Нам нужно возвращать клиентов, удерживать существующих абонентов, находить новые источники доходов.

Мы будем концентрироваться на продвижении широкополосного интернета. Что бы там мобильные операторы ни говорили о буме потребления и росте технологий, вызванным появлением в Украине 3G, реально он не может заменить фиксированный доступ ни по качеству сигнала, ни по емкости. Все уже пришли к пониманию, что мобильный интернет – это покрытие, а стационарный – скорость доступа и емкость канала. (Ранее Александр Баринов неоднократно говорил о важности запуска 3G для развития рынка телекома. В частности, в декабре 2013 года в интервью "ТОП-100" он сказал, что "запуск 3G – это неизбежно необходимое действие, от которого зависит дальнейшее развитие отрасли". – Ред.). Сейчас активных пользователей фиксированной связи около 9 млн., и только 1,6 млн. из них подключены к интернету. Нам нужно вернуть в компанию маркетинг – то, что является ключевым для любого игрока телеком-рынка. Это позволит донести до потребителя значимость фиксированной телефонии и помо-жет остановить отток абонентов. Абонент должен понимать, за что он платит и какую выгоду получит.

А зачем нужен домашний телефон? Ведь в основном его используют для заказа продуктов или для звонков по экстренным номерам.

Это единственный надежный канал связи. Как показали военные действия в Грузии и последние события в Украине, первое, что не выдерживает любых катаклизмов, – это мобильная связь. Банально – из-за перегруженности сети, чего не бывает со стационарной связью. Кроме того, фиксированная связь может предоставляться в кредит.

Какие у вас планы относительно "ТриМоба"?

Этот актив очень тяжело развивать отдельно от 2G – как бы ни развивалась технология 3G, это только приложение к голосовому трафику. На данный момент мы планируем развивать актив, но пока не выбрали один сценарий из множества возможных – поиска стратегического инвестора, продажи или единоличного интенсивного развития. Вопрос в том, как получить максимальный эффект. "ТриМоб" не настолько перспективен для того, чтобы увеличивать объем инвестирования в проект (по последним открытым данным, в него было инвестировано порядка 60 млн. грн. в 2012 году и около 100 млн. грн. – в 2011-м. – Ред.).

Планируете ли модернизацию оборудования?

Да, это будет точечный процесс и набор решений для каждого конкретного региона или даже района города. Будем проводить модернизацию там, где увидим большие перспективы дохода. Дать более подробный ответ я не готов – программа только формируется. "Укртелеком" настолько большая структура, что ждать результатов модернизации раньше, чем через три-пять лет, не стоит. Мы обязаны сделать компанию рыночной и конкурентной.

Компания готова повышать зарплату сотрудникам?

Если будут появляться новые задачи и люди готовы будут их выполнять – вознаграждение будет адекватным. Самое плохое, когда перед человеком задачу не ставят, ресурсов не выделяют и к тому же никак не мотивируют.

В "Укртелекоме" огромный штат – около 60 тыс. человек. Вы планируете сокращения?

Я собираюсь делать компанию максимально эффективной. Проблема не в том, что нам нужно сократить расходы, а в том, чтобы понять, как увеличить доходы. В статье расходов компании доля затрат на персонал не соответствует никаким бенчмаркам. Если посмотреть на такие параметры, как доход на сотрудника и количество линий, которые приходятся на одного человека, то окажется, что мы позади всего мира. Показатели "Укртелекома" на 30-40% ниже, чем у аналогичных зарубежных компаний.

Сколько специалистов вы пригласили со стороны?

Около 15 человек. Они пришли не только из "Астелита", но и из "Киевстара" и других компаний. В первую очередь оценивались их готовность к личным вызовам и к тому, чтобы трансформировать компанию.

Что бы вам хотелось изменить в компании и на рынке?

Отношение к рынку у меня не изменилось. Я бы хотел, чтобы была прозрачная регуляторная политика, государство должно определиться, что ему нужно – деньги, технологии или покрытие. Я хочу помочь всему рынку развиваться, как бы пафосно это ни звучало. "Укртелеком" всегда стоял немного выше остальных игроков за счет размера и статуса монополиста, и это позволяет ему играть особую роль в отношениях с регулятором. Это компания с исторически сложившимися традициями и такими же проблемами. Она обладает фантастическими ресурсами и навыками, но не прошла модернизацию и не пригласила новый менеджмент.

Это вызов, который я надеюсь преодолеть. Моя основная задача – сделать "Укртелеком" более эффективной, современной и гибкой компанией.