НБУ курс:

USD

41,99

+0,11

EUR

43,65

+0,13

Наличный курс:

USD

42,28

42,20

EUR

44,21

44,00

Старое на новое. Украинские автодилеры все чаще берутся за б/у авто

На фоне падения автопродаж дилеры ищут новые источники заработка. Одним из них в 2013-м станут б/у авто, которые все чаще встречаются в автосалонах



Украинский авторынок снова в минусе — по итогам 2012 года он сократился на 1,3- 1,4% — до 217, 5 тыс. авто. На первый взгляд, падение невелико. Но если сравнивать нынешние двести с небольшим тысяч с рекордом 2008-го, когда в стране было продано более 600 тыс. новых автомобилей, итог выглядит крайне печально. Хотя мы и сумели остаться на 13-м месте в общеевропейском рейтинге автопродаж, по сравнению с остальными странами наш авторынок остается в числе наиболее пострадавших от кризиса.

При этом перспективы и в ЕС, и в Украине крайне нерадужные. Так, по словам Карлоса Гона, CEO Renault-Nissan, в компании не ждут изменений к лучшему как минимум до 2020 года. В 2013-м глава альянса ожидает сокращения европейских продаж на 3%. Украинские автодилеры настроены чуть оптимистичнее. По их консенсус-прогнозу, в нынешнем году продажи должны остаться на уровне предыдущего, то есть составят чуть более 200 тыс. автомобилей. Если, конечно, не случится потрясений, сопоставимых с падением курса гривны образца 2008-го.

Из-за крайне низкого уровня автопродаж дилеры все чаще посматривают в сторону вторичного рынка, объем которого даже больше первичного. Так или иначе, практически все крупные продавцы работают по программам трейд-ин — выкупу авто с пробегом у владельца с последующим зачетом этой суммы в счет нового автомобиля. Подобные программы есть практически у всех крупных компаний. Правда, большинство выкупали в рамках трейд-ин в основном свои же автомобили. Но, похоже, ситуация меняется — в феврале программу трейд-ин запустила "АИС". Причем в отличие от многих других, здесь принимают автомобили не только когда-то проданные через собственные салоны.

"Рынок автомобилей с пробегом в Украине объемен и достаточно перспективен", — говорит директор по маркетингу группы "АИС" Сергей Боровик. По его подсчетам, в 2012 году в стране сменили владельца более 242 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию компании "Атлант-М", называет еще большую цифру: по его данным, продажи б/у авто в прошлом году превысили 280 тыс. А в Renault Ukraine "Инвестгазете" назвали цифру почти в 340 тыс. машин, правда, уточнив, что речь идет не только о легковушках, но и о сегменте LCV — малых коммерческих авто.

Зато все эксперты примерно одинаково оценивают долю сегмента трейд-ин: его объем не превышает 1-2%. Хотя теоретически официальные дилеры могут рассчитывать на треть этого сегмента — примерно столько в годовом объеме продаж приходится на самые ходовые автомобили в возрасте до семи-восьми лет. Работать с более "пожилыми" машинами нецелесообразно — ближе к 10 годам авто сильно теряют в цене.

Кстати, о цене. Практически все опрошенные "Инвестгазетой" дилеры (за исключением Renault Ukraine, где отказались назвать наценку) говорят, что маржа на машины с пробегом составляет от 0 до 8%. Причем нулевые наценки — это вовсе не рекламная акция. Дело в том, что продавая б/у авто "в ноль", салон все равно зарабатывает деньги, поскольку экс-владелец машины с пробегом покупает здесь же новый автомобиль, принося салону стандартные 3-7% маржи. Причем от стоимости более дорогого, нового авто.

Упомянутая выше "АИС" в нынешнем году планирует вдвое увеличить долю трейд-ин: с 5% общих продаж примерно до 10%. В Renault Ukraine говорят, что процент "обменных" машин в отдельных салонах уже доходит до 7-8%. С учетом всего этого к 2014 году доля проданных по программам трейд-ин автомобилей может вырасти до 7-8% всех официальных продаж. Что, кстати, вполне может поднять общий объем первичного рынка хотя бы до уровня прошлого года. Или частично компенсировать падение продаж, если события в автопроме станут развиваться не по оптимистичному варианту.