- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Танос Арванитис: Без реформ не будет и денег
Кабинет главы миссии Международного валютного Фонда в Украине обставлен просто, но в нем могут комфортно расположиться для переговоров не меньше четырех человек. Впрочем, весь вашингтонский офис МВФ отличается простотой и удобством, хотя не лишен и интернациональных ноток. К примеру, в зале для приемов можно увидеть персидский ковер ручной работы.
Хозяин кабинета Танос Арванитис избегает общения с прессой. Вообще-то он спокоен, тих, дружелюбен и с удовольствием идет на контакт — но лишь до тех пор, пока речь не заходит о выполнении условий для сотрудничества Фонда с Украиной. Говорить на эту тему с прессой Арванитис не желает. Доходит до смешного: на ежегодной Весенней встрече МВФ и Всемирного банка, состоявшейся в Вашингтоне в середине апреля, куда легче было подойти не к нему, а к Доминику Стросс-Кану, главе МВФ.
Такая труднодоступность, впрочем, легко объясняется. Танос Арванитис сейчас — едва ли не единственный, кто может заставить украинское правительство следовать курсом экономических реформ или отказаться от непрозрачных методов регулирования украинского рынка. Ведь именно от главы миссии МВФ во многом зависит, получит Украина средства Фонда по программе stand-by (в общей сложности $15,2 млрд.) или нет. Но вопрос предоставления кредита обусловлен большим количеством требований, и выполнять эти требования правительство Украины готово далеко не всегда.
Вот и сейчас от Таноса Арванитиса зависит, когда Украина получит третий транш кредита и получит ли его вообще. Первоначально запланированный на март, он был отложен из-за нежелания Кабмина провести очередной этап повышения тарифов на газ для украинского населения и начать, наконец, реализацию пенсионной реформы.
Миссию Фонда как дорогих гостей ждали в Киеве 10 мая. Визит так и не состоялся, но, в отличие от большинства украинцев, Танос Арванитис знал о том, что его, скорее всего, не будет, уже во время нашего разговора. В своем первом интервью украинской прессе, состоявшемся во время Весенних встреч в Вашингтоне, он рассказал, что для предоставления очередного транша Фонда принципиальным является не только проведение пенсионной реформы, но и три других условия — повышение цен на газ, соблюдение рамок дефицита бюджета и политика НБУ в вопросе покупки обязательств, выпущенных для рекапитализации банков. Поэтому на момент разговора даже дата прибытия миссии в Киев была не определена.
Более того: судя по всему, следующий транш Фонда мы вообще увидим не раньше середины лета. Хотя Весенние встречи проводятся в разных помещениях вашингтонского офиса Всемирного банка и двух зданий МВФ (занимают соседние кварталы и соединены подземными туннелями), "Инвестгазете" удалось пообщаться с обеими сторонами переговорного процесса Украина — МВФ. В том числе вице-премьер Сергей Тигипко рассказал, что ожидает средства МВФ сразу в виде двух траншей (более $3 млрд.), но лишь в июле-августе.
Впрочем, ни у г-на Тигипко, ни у посла Украины в США Александра Моцика этот факт не вызывал особой обеспокоенности. Тем более, не переживает по поводу даты предоставления транша г-н Арванитис. Куда больше его волнует то, чтобы правительство Украины в силу своей медлительности не пропустило момент, как нельзя более подходящий для реформ в государстве. Во время интервью с "Инвестгзетой" глава миссии Фонда призвал украинский Кабмин прилагать больше усилий для осуществления реформ, позитивно оценил Налоговый кодекс, а заодно пообещал проследить за тем, чтобы уже к концу 2011 года 60% НДС возмещалось работающим в Украине компаниям автоматически.
Г-н Арванитис, расскажите, пожалуйста, по какой причине было отложено предоставление Украине очередного транша кредита, который ожидался в марте?
Во время февральской миссии мы обсуждали с правительством те меры, которые были важны для нашего отчета, и определили четыре ключевых направления. Это пенсионная реформа, повышение цен на газ (для населения. — Ред.) и отопление, уровень доходов, чтобы быть уверенными в том, что дефицит госбюджета в 2011 году можно удержать в рамках целевого показателя 3,5%, а также законодательство, связанное с покупкой НБУ обязательств, выпущенных для рекапитализации банков. Именно по этим направлениям мы хотим видеть прогресс до того, как перейдем ко второму отчету по программе stand-by. Кое-какие подвижки уже есть, но правительству Украины нужно больше времени для реализации всех мер.
В Украине говорят, что камнем преткновения была пенсионная реформа, что именно промедление с этой реформой и послужило основной причиной приостановки очередного транша.
Все четыре направления для нас важны. Пенсионная реформа одна из ключевых, мы обсуждаем ее уже достаточно длительное время — два или три года. Люди должны чувствовать, что они защищены, что в будущем им будут выплачиваться пенсии. Как раз поэтому пенсионная система должна быть устойчивой. Эта реформа нужна Украине вне зависимости от программы Фонда. Мы поддерживаем план, который правительство предложило в конце декабря парламенту, и ожидаем, что он будет одобрен.
Эта реформа представляется не столько дающей уверенность в завтрашнем дне, сколько позволяющей залатать дыры в Пенсионном фонде. Думаю, правительство опасается негативного ее восприятия населением после недавней налоговой реформы. Ситуация может оказаться взрывоопасной…
За то время, в течение которого обсуждается реформа, Украина получила значительную помощь от МВФ, Всемирного банка и других международных организаций. Как вы отметили, при нынешней системе у Украины возник большой дефицит. В прошлом году бюджетные трансферты и займы на покрытие разницы между взносами, уплачиваемыми работниками, и выплатами нынешним пенсионерам приблизились к 7% ВВП. Это большая утечка для бюджета. С учетом демографической ситуации финансовое состояние Пенсионного фонда не улучшится. Люди выходят на пенсию рано. Рождаемость низкая. Пенсионеров на одного работника с каждым годом все больше. Потому очень важно изменить структуру пенсионной системы.
В то же время ставки налогов и сборов с фонда оплаты труда, а также отчисления с зарплат очень высокие, а сам размер пенсии в сравнении с заработной платой очень низкий. Надо понимать, что если большее число работающих не будут платить пенсионный сбор, система никогда не сможет обеспечить выплаты пенсионерам, численность которых растет. Для устойчивости системы, для возможности увеличения пенсий в будущем правительству необходимо поднять пенсионный возраст. Это вполне логично. Люди теперь живут дольше. В Европе пенсионный возраст выше. Мы считаем, что очень важно поднять пенсионный возраст для женщин. Я понимаю, это очень непростое решение, и переход этот должен быть плавным — увеличение на шесть месяцев ежегодно в течение десятилетнего периода. И даже после этого пенсионный возраст в Украине останется одним из самых низких в Европе.
Но у нас нет работы для этих людей. По крайней мере, пока нет. Нет рабочих мест ни для молодежи, ни для людей предпенсионного возраста. Кроме того, часть работающих получают зарплату "в конвертах" и не платят ни налогов, ни пенсионного сбора (теперь в составе единого социального взноса). Может быть, именно этими проблемами следует заняться в первую очередь, а не поднимать пенсионный возраст для женщин, для которых все равно нет работы?
Вы затронули два очень важных вопроса. Ясно, что очень важно создавать рабочие места, но это независимый процесс. Нельзя откладывать реформу, которую давно следовало внедрить.
Создание рабочих мест должно быть экономически обосновано, что, в том числе, зависит от инвестиционного климата, дружественной бизнесу налоговой системы, прозрачной и справедливой. Правительство должно быть сильным с точки зрения государственных финансов, банковской системы, чтобы обеспечить бизнесу доступ к кредитным ресурсам. Рост и рабочие места очень важны. Люди должны ощутить, что для них созданы хорошие возможности в Украине.
Пенсионная реформа — совершенно другое дело. Она нужна для устойчивости Пенсионного фонда.
Что касается налогов, как вы считаете, Налоговый кодекс упрощает ведение бизнеса в Украине, способствует привлечению инвесторов?
Думаю, следует посмотреть на это как на процесс снижения налоговой нагрузки и расширения базы налогообложения. Это только начало. Уже в ближайшие месяцы нужно будет предпринять следующие шаги. Думаю, правительство продолжает над этим работать. В частности, ожидаются изменения в Налоговый и Таможенный кодексы.
То есть в целом вы оцениваете налоговую реформу положительно?
Положительно, но важно и дальше улучшать налоговую систему.
Вы встречались с вице-премьером Сергеем Тигипко?
Да, мы провели несколько встреч (в Вашингтоне. — Ред.) в выходные дни.
Вице-премьер что-то пообещал от лица украинского правительства?
Он передал позицию украинского правительства, которая заключается в том, что продолжение программы Фонда является очень важным фактором. С нашей стороны мы хотели бы помочь Украине, и мы хотели бы иметь успешную программу. Цели, которые мы поставили совместно с правительством, должны быть достигнуты. А это, в частности, стабилизация экономики и экономический рост.
Какие шаги вы ожидаете со стороны Украины до вашего следующего визита?
У нас был очень открытый, конструктивный диалог с господином Тигипко, г-ном Арбузовым (глава НБУ), г-ном Мирковским (представитель Минфина) и г-ном Максютой (представитель Минэкономики) по целому ряду вопросов, которые остались невыясненными во время февральской миссии. Мы договорились, что будем продолжать этот диалог в течение ближайших недель. У нас на данный момент нет сроков прибытия миссии.
То есть миссия МВФ может и не прибыть в Украину?
Конкретная дата не определена. В соответствии с нашей обычной практикой наше представительство в Киеве объявит сроки работы миссии, когда это будет согласованно с украинскими властями.
Просматривая прогнозы развития мировой экономики, составляемые МВФ, и отчет под названием "Фискальный монитор", у меня вызвали вопросы некоторые цифры, касающиеся Украины. Например, дефицит государственного бюджета в прошлом и позапрошлом году был на уровне 6% ВВП. По мнению МВФ, в 2011 году Украина сможет выйти на 2,8%. Вы считаете, Киев на самом деле способен сделать такой рывок?
Страны не могут накапливать долги в течение многих лет. На определенном этапе, особенно когда экономика укрепляется, они должны двигаться в сторону бюджетной консолидации. Я думаю, для Украины сейчас самое время приступить к укреплению государственных финансов, для того чтобы начать сокращать долги, пока это не стало серьезной проблемой. Мы считаем, что снижение дефицита госбюджета позволит улучшить кредитоспособность Украины, уменьшить процентные ставки, причем не только для правительства, но и для частного сектора. Снижение стоимости заимствований очень важно для увеличения инвестиций, наращивания потребления и поддержания роста экономики.
Как вы контролируете выполнение обязательств Украиной, которые заключаются не в принятии законов, а в достижении конкретных показателей? Например, что касается возврата НДС. Доверяете цифрам, которые украинское правительство предоставляет вам, или у Фонда есть свои методы проверки?
Все члены Фонда имеют обязательство предоставлять достоверную информацию. Задолженность по НДС важный вопрос в этой связи. Президент Украины недавно заявил, что ситуация пока неудовлетворительная. Я думаю, что он прав, и ситуацию нужно улучшать. Мы обсуждаем с правительством меры по быстрой ликвидации всей задолженности по НДС и по улучшению налоговой системы. Не менее 60% НДС должно возмещаться автоматически и без задержек.
Насколько я знаю, компаний, получивших добро на автоматическое возмещение, не так и много...
Думаю, что-то около 35 компаний в настоящее время уже в автоматической системе возврата. Со временем будет 60% — это задача на этот год.
Как много сотрудников МВФ отслеживают ситуацию в Украине?
Очень трудно дать ответ на этот вопрос. Мы задействуем наших экспертов из различных департаментов, будь то финансовые вопросы, банковская сфера, курс валюты. У нас есть юристы, которые работают в Украине. В целом у Фонда достаточно ресурсов, чтобы ориентироваться в происходящем и быть в состоянии предоставить властям консультации как в вопросах правильной экономической политики, так и технические консультации в сфере компетенций МВФ.
Как вы оцениваете эффективность пакета президентских реформ?
Наша программа является частью того, что предусмотрено планом президента и что подпадает под мандат МВФ. Это те шаги, которые должны быть предприняты несмотря ни на что. Вне зависимости от того, есть программа МВФ или нет. Я хотел бы подчеркнуть, что Украина прошла долгий путь, но и многое еще надо сделать для того, чтобы создать базу для сильной экономики, устойчивой к внутренним и внешним потрясениям. Нужно укрепить финансовые институты, сформировать условия для экономического роста, который все мы, безусловно, хотим видеть в Украине. Программой президента взят правильный курс на реформирование экономики. Однако это только первый год реформ.
Необходимо постоянно прилагать усилия, чтобы все цели были достигнуты, и чем скорее, тем лучше. Зачастую у стран имеется не так много времени для успешного продвижения реформ. Сейчас для Украины самое подходящее время, чтобы реструктуризировать экономику, заложить фундамент процветания на годы вперед.
Мы считаем, что Украина имеет огромный потенциал. Очень важно, чтобы страна сама сделала решительные шаги на пути к его реализации. Для этого нужны реформы и эффективная политика.
Последний вопрос. Исходя из вашего опыта, какое правительство показало себя более открытым и честным: нынешнее под руководством Николая Азарова или предыдущее Юлии Тимошенко (при президенте Викторе Ющенко)?
Фонд работает с правительствами, признанными международным сообществом (нашими учредителями), с целью поддержки экономической политики, направленной на укрепление и продвижение стабильности экономик отдельных стран и мировой экономики в целом. Наша конечная цель — рост уровня жизни. Мы не поддерживаем конкретных людей или политические партии.