- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Татнефть" против… чего?
Нынешнюю политическую смуту финансово-промышленные группы могут использовать с выгодой для себя. Нестабильность в стране и отсутствие эффективного государственного управления уже дали возможность группам "Континиум" и "ЛУКОЙЛ" временно заблокировать консолидацию в составе национальной вертикально интегрированной нефтяной компании государственных пакетов акций дрогобычского НПК "Галичина" и калушского "Лукора". Российская "Татнефть" предпринимает последнюю отчаянную попытку вернуть себе контроль над "Укртатнафтой". Однако многочисленные нарушения законодательства в предыдущие годы сводят шансы россиян к минимуму при любом окончательном раскладе выборов
В стабилизации рынка нефтепродуктов с помощью ВИНК, как оказалось, заинтересованы далеко не все имеющие отношение к нефти компании. Резкое неприятие ВИНК поближе к выборам продемонстрировали финансово-промышленные группы, имеющие в "нефтянке" собственные интересы. Например, "Континиум" и "ЛУКОЙЛ" мотивируют свое недовольство тем, что нет смысла перекраивать в целом сложившийся топливный рынок. Правда, при этом предпочитают не вспоминать, что топливный кризис на нем обусловило их нежелание уменьшить рентабельность в розничной продаже, в то время как государство еще не имело действенных рычагов влияния на отрасль.
Наиболее громкие скандалы на фоне не менее шумного обсуждения имени следующего президента организовывает российская нефтедобывающая компания "Татнефть". Месяц назад ее представители заявили о том, что передача госпакета "Укртатнафты" в уставный фонд "Нафтогаза Украины" нанесла непоправимый ущерб… украинскому государству. Что именно потеряла Украина — не уточнялось. НАК ответила на обвинение символично, увеличив загрузку Кременчугского НПЗ в полтора раза.
Не достигнув успеха в обмене заявлениями, "Татнефть" попыталась сорвать намеченное на 12 ноября собрание акционеров "Укртатнафты". Как водится в Украине, была заготовлена небольшая стопочка судебных решений, в которых по иску разных "господ пупкиных" проведение собрания категорически запрещалось. Ситуацию разрядил глава "Нафтогаза" Юрий Бойко, слетав в Татарстан и получив гарантии от президента республики Минтимера Шаймиева. Решения судов были отменены.
После этого конфликт из экономической перешел в политическую фазу, апогеем которой стала пресс-конференция украинских и российских экспертов, единодушно раскритиковавших "многочисленные случаи теневой приватизации" в Украине, а также поставивших под сомнение сам факт существования НАКов в принципе. Событие заурядное, если не учитывать тот факт, что эксперты продемонстрировали полную неосведомленность в вопросах нефтегазового комплекса, а само мероприятие прошло под знаменами организации "Молодежь — надежда Украины". Руководитель этой структуры Вадим Гладчук известен тем, что не имеет четкой политической ориентации, поочередно критикуя представителей как власти, так и оппозиции.
Нельзя не вспомнить и участие в критике ВИНК народного депутата, главы спецкомиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Валентины Семенюк. Представительница Соцпартии в парламенте последовательно критиковала НАК и "Укртатнафту" до тех пор, пока лично не побывала на собрании акционеров последней и не убедилась, что интересы государства никто не ущемлял.
Непоследовательность и отчаянность действий "Татнефти" свидетельствуют о том, что противостояние акционеров Кременчуга, начало которому было положено еще при первом руководителе завода Матыцине, будет продолжаться и после оглашения окончательных результатов президентских выборов в Украине. Однако непонятно, чего татары добиваются в принципе. Решение об установлении государственного управления "Укртатнафтой" принималось президентом Украины лично, и никто из его возможных преемников на попятную не пойдет. Скорее всего, не сделают этого и представители оппозиции: отказ от контроля над финансами компании с ежегодным оборотом в 7 млрд. грн. в условиях дефицита бюджетных средств не поприветствует ни одно правительство.
Не исключено, что, инициировав кампанию по ослаблению позиций ВИНК (а не исключено и то, что вслед за политическим фарсом и материалами в СМИ последует чреда судебных исков), "Татнефть" таким образом пытается защитить себя от дальнейших посягательств Украины на долю в "Укртатнафте". Ведь не секрет, что многие годы эта компания не выполняла своих инвестиционных обязательств. А большинство татарстанских акционеров в структуре акционеров и управляющих органах компании достигнуто благодаря акциям двух офшорных компаний — AmRuz Trading (Швейцария, 8,336%) и Sea Group International (США, 9,96%), которые были приобретены в 2001 году с многочисленными нарушениями законодательства, а затем, по неофициальной информации, их выкупила "Татнефть".
Тогда восстановить статус-кво помешала откровенно вялая позиция украинских госорганов, и в первую очередь — Фонда госимущества. Однако, как точно отметил вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, НАК — это не ФГИУ. Так что, помимо привлечения дополнительных объемов нефти и модернизации кременчугского завода, "Нафогаз Украины" вполне может вернуться к рассмотрению вопроса об обоснованности присутствия в составе акционеров так называемых "иностранных инвесторов". Кстати, в случае позитивного исхода доля государства в "Укртатнафте" увеличится до 61,35%. Скорее всего, этот факт и вызвал нервозную реакцию компании из Татарстана.