- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Терехин устал от НДС
Народный депутат СЕРГЕЙ ТЕРЕХИН — один из немногих, чьи законопроекты о налоге на добавленную стоимость не предполагали введения льгот. Мы попросили его прокомментировать текущее состояние дел с реформированием этого налога
— Сергей Анатольевич, почему, на ваш взгляд, НДС в Украине не работает?
— Главная проблема — это неправильное администрирование. В законе об НДС прописана бланковая норма — бюджетное возмещение через 30 дней при экспорте либо через 3 месяца, если возникает негативное сальдо внутреннее. Это не делается или, если делается, то за деньги. Раньше было очень просто. "Принцип гаишника": если он не соберет за смену 30 грн. и не отдаст по цепочке наверх, его завтра выгонят. Нечто подобное было в ГНАУ с возмещением НДС. Районные должны были делиться с территориальными, те — с областными, и так далее. Сейчас немного лучше, на уровне областей взятки брать перестали. Но, к сожалению, на местном уровне все осталось.
Процедуры сделаны сложными, чтобы якобы избежать злоупотреблений. Дескать, существует масса бандитских компаний, которые специально пытаются изъять из бюджета это возмещение. Однако треть налоговой службы — это налоговая милиция. Если есть какой-то подлог, именно она должна этим заниматься. В проекте бюджета-2005 финансирование ГНАУ предусмотрено на уровне
2 млрд. грн. — почти вдвое больше, чем в этом году. Зарплата среднего налогового милиционера приближается к зарплате народного депутата. Я не хочу сказать, что я ревную по этому поводу (смеется), но депутатов 450, а этих ребят — около 20 тысяч. Однако налоговая милиция используется, в первую очередь, для борьбы с политическими или экономическими конкурентами. Поэтому скверное администрирование этого налога приводит к странным решениям наподобие НДС-счетов.
— Но ведь это уже в прошлом… Что вы думаете о нынешнем проекте нового закона об НДС, разработанном ГНАУ и Минфином?
— Он очень коррупционный. Необходимо изолировать плательщика от налоговика, но проект этого не предусматривает. Более того, в случае, если в цепочке перепродажи товаров нашелся кто-то, кто не заплатил в бюджет, то по всей цепочке (как вниз, так и вверх) никаких кредитов не полагается (солидарная ответственность). Но ведь есть криминальная ответственность (212-я статья Уголовного кодекса о намеренной неуплате налогов), а есть ошибки административного либо финансового характера. Это следует разделить. Согласно вступившему в силу в начале года Гражданскому кодексу гражданская и публичная ответственность персонифицирована. Если некто лично нарушил закон, то только он должен отвечать. Его контрагенты (подрядчики/заказчики) невиновны, разве только, если суд установит факт сговора.
— Последние несколько лет правительство продвигает некие изменения к НДС в законе об очередном бюджете. Как с этим обстоят дела в проекте бюджета-2005?
— Здесь дежа вю прошлого года. Допустим, написано, что вы поставили на экспорт продукцию, но вы сможете получить возмещение только тогда, когда вы получите выручку. Однако в Украине есть масса заводов, которые не продают свою продукцию с немедленной либо предварительной оплатой. Так, в Запорожье есть завод, который производит турбины. Как правило, они оплачиваются в течение 5 — 10 лет. Есть военные заводы, которые поставляют самолеты, танки, стрелковое вооружение и т.д. Никто в мире не оплачивает такого рода продукцию немедленно, а всегда существует рассрочка по оплате, товарный кредит. Возникает вопрос: как можно на мелочах наполнять бюджет, ухудшая динамику роста украинского экспорта?
— А что тогда вы предлагаете сделать?
— Мой законопроект о "ремонте" НДС вводил "автомат" по возмещению. Он разводил тех, кто подает декларации, и тех, кто их принимает — налогоплательщиков и налоговиков — по разным углам. В июле, когда документ был подан на второе чтение, правительство его не поддержало. Сейчас мы будем подавать его вновь, и мы будем предлагать Кабмину не пытаться сорвать второе чтение этого закона. Я сейчас веду два налога — на прибыль и НДС (с подоходным уже разобрался). Налог на прибыль уже идеальный. В 1999 году в Анкаре состоялось собрание Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и все сказали, что самый лучший закон о налоге на прибыль предприятий — украинский. А вот пытаться реформировать НДС я устал. Все мои предложения принимаются в штыки, потом принимаются отраслевые законы, которые рушат всю идею. Поэтому без политической воли этот налог в этой стране работать не будет.
— Тогда почему бы не заменить НДС налогом с оборота?
— Позвольте задать вам встречный вопрос. Вы хотите жить в Габоне? Ведь чем отличается НДС от налога с оборота? Он не предусматривает увеличения налоговой нагрузки по мере увеличения степени переработки продукта, он рассчитывается от цены конечного продукта. То есть для сельского хозяйства налог с оборота подходит. Но для космической отрасли это было бы 60%. Какие еще нужны аргументы?