- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Торговое вымогательство
Крупные ритейлеры требуют от банков комиссионные за размещение агентов в торговых точках.
Мы отказываемся давать "откат" сетям в тех размерах, в которых они запрашивают. Это проблема новых игроков рынка потребительского кредитования, которые входят и разрушают этот рынок, предоставляя "откаты" на уровне 10-15%. Мы готовы работать с сетями, но на разумных условиях, удобных для обеих сторон", — такова реакция члена правления ЗАО "Догмат Украина" (ТМ "Еврокредит") Ярослава Копецкого на требование ритейлеров получать "дополнительные комиссионные" с операторов рынка потребительского кредитования.
Финансистов поднапрягли
После того как торговые сети приучили производителей платить не только за реализацию продукции, но и за выгодное размещение товара, за "входной билет", за рекламу и продвижение необходимого бренда, ритейлеры взялись за кредитно-финансовые структуры. В данном случае речь идет о сетях по продаже бытовой техники и электроники, продукция которых попадает в "сферу интересов" рынка потребительского кредитования. "Торговые сети начинают требовать от банков комиссионные с данного вида бизнеса (плату за размещение своих агентов в торговом центре. — Ред.). Раньше такого рода комиссионных не было", — говорят банкиры.
Размер откатов зависит от объе-мов продаж торговой сети, ее разветвленности, известности и колеблется от 1-2% у небольших ритейлеров до 5-10% от суммы кредита для таких сетей, как, например, "Фокстрот", "Эльдорадо" и т. п. Данные издержки финансисты, в свою очередь, переложат на плечи заемщиков. В результате удорожание потребкредитов может составить еще 3-5%. Правда, откатами дело заканчивается не всегда. Некоторые сетевики выдвигают дополнительные требования. Например, количество отказов в выдаче кредита также может регламентироваться — кредиторы вправе отказать 3-5% потенциальных заемщиков, не более.
Результат известен заранее
Исход противостояния ясен. Финансистам придется пойти на уступки. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, на рынке потребкредитования нет ни монополиста (со стороны кредитных учреждений), ни лоббистской организации, которая могла бы помочь банкам действовать сообща. Скорее наоборот, наблюдается постоянно растущая конкуренция, которую дополнительно подогревают вновь пришедшие игроки. "Несколько лет назад, когда игроков рынка потребительского кредитования можно было пересчитать по пальцам одной руки, тогда еще можно было говорить о каких-то скоординированных действиях операторов. Сейчас конкуренция существенно выросла, и появились игроки, которые готовы платить высокую цену "за вход" на рынок. В ситуации сегодняшнего дня договориться не получится, потому что как только один из участников рынка соглашается на условия розничных сетей, все договоренности теряют свой смысл", — говорит заместитель руководителя розничного бизнеса ПриватБанка Роман Негинский.
Во-вторых, сетевики сегодня являются основным каналом сбыта потребительских кредитов. Непринятие условий ритейлеров "светит" банку потерей существенной доли рынка, высокий потенциал развития которого ни у кого не вызывает сомнений. По прогнозам экспертов, к концу 2006 года объем рынка потребительского кредитования (не включая ипотеку и автокредитование) составит 12-13 млрд. грн., к концу 2007 года — около 20 млрд.
По словам же самих финансистов, вступать в открытую конфронтацию с сетями никто не будет. На второй международной конференции Retail Banking, организованной компанией "Приват Консалтинг", где проблема откатов ритейлерам активно обсуждалась, финансисты отзывались по данному вопросу довольно аккуратно. А самые смелые в своих высказываниях, в конце концов, делали небольшие ремарки: мол, "мы, как и все операторы рынка, заинтересованы работать с ритейлерами и никого обидеть не хотим". В итоге результат противостояния известен — участники рынка потребительского кредитования, возможно, с небольшими оговорками, но согласятся с условиями торговых сетей.
Зарубежный опыт
В странах Западной Европы такого рода проблема отсутствует по двум причинам. Во-первых, крупные розничные сети имеют свои финансовые учреждения, которые успешно справляются с задачей потребительского кредитования, поэтому впускать "к себе в дом" конкурента им попросту нет смысла. Во-вторых, в данном сегменте рынка эффективно применяются кредитные карты.
К примеру, в Англии при кредитовании физлиц довольно успешно используются возобновляемые кредитные линии, которые банки открывают под зарплатные проекты. Правда, Украина — не Англия, и официальные зарплаты на большинстве предприятий у нас составляют меньше половины, да и кредитоваться таким способом наших людей еще не приучили. Поэтому пока банки только подумывают о подобной перспективе.
ТОП-5 торговых сетей по продаже бытовой техники и электроники
Торговая сеть |
Охват городов |
Кол-во торговых точек |
Фокстрот |
72 |
148 |
Эльдорадо |
53 |
95 |
АБВ-Техника |
22 |
38 |
МегаМакс (в т. ч. Шельф, Пионер) |
8 |
22 |
Домотехника |
9 |
17 |
Источник: данные компаний