- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Трехсторонний диалог
Председатель ФПУ Александр Юркин о путях развития социального диалога в Украине.
Вопрос активизации социального диалога в Украине с недавнего времени стал более актуальным для государства. Основные проблемы, препятствующие ведению конструктивного и цивилизованного социального диалога между профсоюзами и государством, стали темой встречи представителей профсоюзов Украины и президента Украины Виктора Ющенко. О возможных путях развития социального диалога в стране рассказывает Александр Юркин, председатель ФПУ.
Что такое "социальный диалог" в вашем понимании? И какова роль в этом вопросе Федерации профсоюзов?
В любом социуме всегда существуют центробежные процессы интересов. У рабочих, у владельцев предприятий, у государства и его представителей. У каждого из них своя направленность и своя заинтересованность. Несбалансированность, нескоординированность этих интересов приводит к росту социальной напряженности и, в конце концов, к революции. Но тем и отличается цивилизованное общество, что в нем стороны могут и должны договариваться. Это и есть социальный диалог.
А роль Федерации в этом процессе и простая, и сложная. Мы по сути единственные, кто может и должен выступать посредниками между работниками, владельцами и государством. Наша команда подготовила основные направления сотрудничества профсоюзов и правительства и подала конкретные предложения к проекту Программы действий. Сейчас они на рассмотрении Кабинета Министров.
Вопрос заключения Генерального соглашения был основным камнем преткновения между ФПУ и правительством на протяжении более года. Возобновлен ли сейчас диалог?
Да. На сегодня возобновлена подготовительная работа по заключению Генерального соглашения, основной задачей которого будет урегулирование отношений в сфере труда. Если раньше мы не находили точек соприкосновения, понимания со стороны правительства важности наших инициатив, то сейчас и министр труда, и работодатели понимают важность заключения такого Соглашения с профсоюзами. Более того, мы достигли включения в Соглашение тех положений, которые категорически не воспринимались ни предыдущим правительством, ни стороной работодателей.
Можно конкретизировать и назвать эти положения?
В первую очередь речь идет о согласовании с профсоюзами решений об изменении уровня цен и тарифов, которые принимаются центральными органами исполнительной власти. Немаловажным является и сохранение на 2008 год тарифной ставки рабочего первого разряда на уровне 120% от законодательно установленного размера минимальной заработной платы.
Согласование и включение наших инициатив, подобных этим, в принципе позволяют говорить о возможности заключения Генерального соглашения на новый срок в ближайшее время.
Говоря об инициативах Федерации профсоюзов, хотелось бы узнать вашу позицию в отношении принятого Государственного бюджета Украины на 2008 год и о ваших требованиях по внесению изменений в главный финансовый документ страны. ФПУ направила Министерству финансов Украины свои предложения по внесению изменений в Закон "О Государственном бюджете на 2008 год".
Мы выступаем за возобновление социальной защищенности работников бюджетной сферы, это около четырех миллионов людей — врачей, учителей, госслужащих, работников сферы культуры, которые новым бюджетом лишены социальных гарантий и льгот. С целью решения данной проблемы в середине февраля мы проведем совместное заседание президиумов четырех профсоюзов бюджетной сферы. На это заседание приглашены президент Украины, члены правительства, представители Секретариата президента.
На встрече с президентом вы говорили о законодательном оформлении социального диалога в Украине. В чем он состоит?
В первую очередь речь идет о скорейшем принятии закона о социальном диалоге. Во-вторых, для обеспечения цивилизованного социального диалога необходимо принятие Трудового кодекса Украины, разработчиком которого является и наша Федерация.
В-третьих, мы выступаем за отображение позиции профсоюзов в Законе "О Кабинете Министров Украины". На наш взгляд, в нем необходимо существенно усилить положение о социальном диалоге правительства с всеукраинскими профсоюзами, профобъединениями и всеукраинскими объединениями работодателей.
Кроме того, мы считаем, что еще одним реальным подтверждением признания профсоюзов в качестве наиболее влиятельной составляющей гражданского общества станет включение наших представителей в состав Конституционного совета. Свои предложения по этому поводу мы предо-
ставили.
Каковы задачи Национального социально-экономического совета и кто в него входит?
Данный Совет является трехсторонним, в котором пропорционально представлены профсоюзы, работодатели и правительство. Мы выступаем за увеличение полномочий и влияния Совета, который должен анализировать, готовить согласованные предложения трех сторон социального диалога по широкому спектру социально-экономической политики государства. В каждой области существуют региональные трехсторонние социально-экономические советы, но так сложилось, что они работают автономно, сами по себе. В результате их работа является малоэффективной. Мы предлагаем объединить наши усилия и во втором квартале этого года при участии президента Украины провести координационное совещание глав региональных советов, на котором планируется выработать систему наших согласованных действий.
Вообще, создание Национального социально-экономического совета не является нашим ноу-хау. В большинстве стран подобные советы существуют и принимают активное участие в жизни страны. Существует и активно работает Международная ассоциация национальных социально-экономических советов, в которую входят 53 страны мира.
Недавно Украина получила возможность стать членом этой международной ассоциации. В чем, без ложной скромности, я вижу заслугу нашей команды ФПУ. Кроме того, реальным видится сотрудничество с Европейским социально-экономическим комитетом.
Андрей Кашпур, директор Киевского агентства стратегических коммуникаций
Сегодняшняя проблема Украины не нова. Речь идет о социальном балансе в стране и о той системе, которая должна поддерживать этот баланс. Сегодня противоречия между наемными рабочими, их работодателями и государственными чиновниками достигают уже вполне измеримых в финансовом плане величин. Парадокс, но факт, чем стабильнее работает промышленное предприятие, тем больше на нем предпосылок для социального кризиса.
Есть спрос — есть и предложение. Поэтому и наблюдается такой активный рост новообразованных "социальных модераторов" — различных Конфедераций, Форумов и т.п. новых профобъединений. Профсоюзная работа для многих уже стала хорошим бизнесом и многие промышленники это почувствовали на себе.
Но вот вопрос — имеется ли в стране реальный социальный модератор, не тот кто выбивает деньги из владельцев заводов под предлогом защиты прав рабочих или выполняет политический госзаказ, "подвигая массы" на правое дело?
Хочется надеяться, что им может стать ФПУ. Но при условии, что найдет в себе силы отбросить свое советское прошлое и провести серьезные организационные и идеологические реформы. Почему ФПУ? Потому что на сегодня это пожалуй единственное неполитическое профобъединение, не имеющее конкретного инвестора и соответственно обязательств перед ним. Но насколько этот потенциал буде раскрыт, покажет только время.